Политики и маляры-любители о глобальных мировых вопросах современности

Политики и маляры-любители о глобальных мировых вопросах современности
Мы выдумали право выдумывать врагов.

Игорь Галкин

Уже несколько месяцев в центре города на стенах видны трафаретные рисунки разного содержания, принадлежащие участникам явно одной группы. Одни рисунки утверждают, что СМИ лгут (изображена телебашня со звездой Давида наверху), другие – призывают к сопротивлению, говоря, что это путь к победе. Один из трафаретных рисунков призывал к убийству. Прямо так и написано – «УБЕЙ ИММИГРАНТА», а над надписью - рисунок, на котором черная фигура замахивается ножом. Он был размещен на ограде Андреевского храма. Интересно, члены каких организаций призывают к нарушению одной из десяти заповедей прямо у здания церкви?

Наверное, начав писать этот материал, я поступил не совсем правильно, ведь так или иначе делаю той самой организации рекламу. Любое упоминание о себе подобные организации используют как повод для продолжения агитации и как доказательство «наличия врага». Если вспомнить принцип «кто не с нами, тот против нас», то для этих движений те, кто против, так же необходимы, как и те, кто за. Но я решил начать работу только тогда, когда понял, что именно хочу понять.

Интересна не конкретная организация (в некотором смысле она была для меня только предметом изучения), а скорее, причина и характер появления подобных сообществ. Чтобы четко представить себе картину целиком, я решил обратиться к специалистам из разных областей: историку, этноконфликтологу, психологу. Они помогли мне составить представление о таких движениях и ответить на многие сложные вопросы. Вместе с ними мы изучали программу организации, которую нашли в Интернете.

В программе утверждается, что сейчас идет мировая война, не видная никому, кроме политиков и военных (ну и конечно, участников). Текст программы напоминает переделанное и сориентированное на проблемы сегодняшнего дня «Откровение Святого Иоанна Богослова», или, как его еще называют, «Апокалипсис». Проблемы, о которых говорится в программе, неновы: отнятые у крестьян права на землю, низкий статус рабочих профессий и профессии учителя и тому подобное. Что же думают по поводу программы специалисты, комментарии которых даны анонимно (всегда есть вероятность неадекватной реакции со стороны участников данных объединений)?

По мнению историка, идеи этой организации не оригинальны. При чтении её программного документа возникает ассоциация с «Русской триадой» или «Теорией официальной народности», созданной министром просвещения Российской империи С.С.Уваровым в 1834 году. В ней выделялись три нерушимых столпа России, без которых она не могла бы существовать: православие, самодержавие, народность. Теория должна была доказать, что самодержавие – единственная власть, возможная в России. Просматриваются в программе и идеи славянофилов, воюющих против западников за сохранение «самобытности» русского народа, и призывы к действию, схожие с подобными у «Союза Архангела Михаила» и «Союза русского народа», которые видели своих врагов среди интеллигенции, инородцев и евреев. Часть идей взята из теории социализма, а что касается пунктов о национализации ресурсов и распределении их между населением – историк вспомнил годы военного коммунизма. Что же касается методов их работы, то активная и разносторонняя пропаганда столь разными способами (от маршей и раздачи листовок до научных конференций) иногда напоминает зарождение фашизма в Италии и нацизма в Германии, частью – годы холодной войны.

В нашем регионе межнациональные отношение всегда складывались непросто. Здесь сталкиваются разные интересы, а поэтому для изучаемых нами организаций есть огромный простор для деятельности и привлечения сторонников.

В свою очередь, этноконфликтолог считает, что подобные организации, еще недавно переживавшие кризис, находятся сейчас в стадии подъема. Они расширяются и активизируются примерно с конца прошлого года, поскольку именно сейчас некоторые их идеи вновь обретают актуальность (в отличие, например, от периода кризиса). Эти идеи органично вплетаются в сознание человека (в некотором смысле их умело «вплетают»), который сталкивается с разными социальными и общественными проблемами и в силу отсутствия опыта или по другим причинам (например, бездействие или даже попустительство государства или чиновничьего аппарата) не может справиться с ними сам. Именно разочарованными пополняются ряды подобных организаций, которые имеют еще и множество пассивно сочувствующих. Хотя основной состав таких движений практически не меняется: активные, ведомые новыми лозунгами участники переходят из одних организаций в другие.

Идейная база таких организаций постепенно трансформируется. Они отдаляются от политики, движутся в направлении социальных проблем (которые, конечно, гораздо ближе большинству людей: здоровье, рост тарифов ЖКХ, низкий престиж некоторых профессий). Их идеи нередко перекликаются с конкретными государственными программами, направленными на борьбу с алкоголизмом, пропаганду здорового образа жизни, реформу образования. Но при этом такие движения отделяют себя от официальной политики, декларируя, что хотят реальных действии, а не разговоров. Это также находит отклик среди простых людей. Тем не менее внешнее сходство их идей с госпрограммами позволяет иногда даже сотрудничать с властью, используя административный ресурс для реализации своих проектов. Например, осенью 2009 года в Санкт-Петербурге прошел чемпионат по боям без правил, организованный одной из подобных групп, причем в здании МЧС, что впоследствии вызвало скандал.

Многие проблемы, поднимаемые такими организациями, действительно злободневны, но очень маловероятно, что, декларируя свою способность их решить, они ею обладают. Можно пофантазировать, представив, что будет создан некий режим, обладающий возможностями быстрого решения проблем. А это тоталитарная власть, изменение законодательства, лишение граждан определенных прав и свобод и проведение всех изменений уже в ручном, управляемом, обществе. История знает множество примеров того, какую цену приходится платить за такие быстрые и примитивные перемены. В Ставрополе (в отличие от Москвы или Екатеринбурга) возможностей для проведения действительно крупных акций у таких движений нет, но зато более остры некоторые, например, этнические проблемы. И конфликтная ситуация может возникнуть при стечении определенных обстоятельств – мы видели это некоторое время назад, когда город был потрясен убийствами двух русских студентов и последствиями, которые они имели.

По мнению психолога, данное социальное явление в молодежной среде можно рассматривать с точки зрения родителей, чьи дети могут заинтересоваться подобными идеями и группами. Ответственный и внимательный родитель будет доволен тем, что ребёнку внушают отвращение к алкоголю и наркотикам и прививают интерес к здоровому образу жизни. Родителя может радовать, что чадо озабочено серьёзными политическими и экономическими вопросами, задумалось о судьбе российского крестьянства, начало размышлять о проблемах геополитики и т.д. Но любой взрослый, желающий счастья своим детям и благополучия семье и стране, обратит внимание на ряд важнейших аспектов.

Во-первых, на личность идеологов и лидеров движения и средства реализации целей и задач. Если заглянуть в список книг, предлагаемых подобными организациями для распространения, то первый автор в нем - Дэвид Лэйн, лидер и создатель организации американских неонацистов. Родился в 1938 году. Был членом американского ку-клукс-клана. Является одним из основателей организации Роберта Мэтьюса «The Order». Члены «The Order» обвинялись властями в хищении денег, убийствах, подрывах бомб, изготовлении фальшивых банкнот, организации военизированных лагерей с целью свержения правительства США. Лэйн был приговорён к 190 годам лишения свободы (20 лет по обвинению в рэкете, 20 лет по обвинению в преступном сговоре и 150 лет по обвинению в организации убийства еврейского радиоведущего Алана Берга в 1984 году). Находясь в заключении, писал книги из области «теории заговора». Проповедовал учение «вотанизм». Умер в 2007 году от приступа эпилепсии в тюрьме штата Индиана. Если предполагается, что участники движения должны следовать по стопам своих идеологов, то родителям скучать не придётся.

Во-вторых, стоит посмотреть на уровень глубины, адекватности и объективности объяснения существующих проблем идеологами движения. В нашем случае в основном все объяснения не лучше пресловутого «если в кране нет воды, её выпили жиды». Силы зла, создавшие наднациональные объединения, разваливают крестьянство, армию, пенсионную систему и всё хорошее в этом мире. Хорошие парни должны объединиться и помешать плохим парням. Раз в 50-60 лет, после смены поколения, как только забываются уроки истории, подобные установки могут срабатывать, поэтому наши дети серьёзно уязвимы для этих идей простого решения проблем: враг найден – это человек другой национальности.

В-третьих, важна степень социализированности и признания в обществе членов организации, открытость и законность её деятельности. Акции данной группы проводятся тайно. В Интернете лица исполнителей скрыты, что заставляет предположить, что участникам есть чего опасаться. Возможно, они могут готовиться к деятельности, для которой публичность нежелательна. Хочется, конечно, надеяться, что это связано с большой скромностью этих ребят. Судя по внушительному списку тех, кого данные группы считают врагами в войне (евреи, представители средств массовой информации, силы зла во главе с США, иммигранты, пацифисты, либералы, интеллектуалы, банкиры и т.д.), человек, примыкающий к такому движению, оказывается в конфронтации с большинством мира.

И, наконец, социальные и психологические характеристики тех, из кого состоит движение и на кого направлены интересы ее лидеров. В социальном плане идеология движения рассчитывает на чувства и интеллектуальный уровень молодёжи, не обременённой лишней культурой и образованием. Когда парнишка не может утвердиться экономически или социально в профессии или дружеских отношениях, то подобные движения предлагают ему простую для понимания концепцию и «важную» деятельность по спасению своей нации. Возможность стать частью большой и сильной массы, способной защитить тебя и дающей право нападать на других, воздействует на каждого из нас на глубоком психическом уровне. Это помогает справляться с собственным чувством тревоги, страха, агрессии. Особенно это нужно, когда не хватает веры в действия представителей власти, когда возрастает угроза террористических актов, когда сталкиваешься с провокациями каких-нибудь национальных групп.

Теперь о психологической характеристике типичной личности представителя подобной общности. Естественно, в этих группах есть люди разного физического и психологического состояния, но большего добьётся человек, обладающий особой фанатичностью в достижении своих целей. Такие люди бывают активны именно в конфликтных ситуациях, где есть пространство для реализации агрессивных чувств и мыслей. Рефлексия, уравновешенность и терпимость для них скучны или также вызывают агрессию, называются слюнтяйством, предательством и тоже подвергаются обструкции. Сострадание, стыд или угрызение совести для идеологов, скорее, средство, чтобы вербовать сторонников, но не желательная характеристика личности члена группы. Нередко представители таких групп могут обладать выдающимся интеллектом, но, скорее, он нужен, чтобы добиваться всемогущества и власти, «идти по головам». Большим приобретением для такой группы может быть человек от природы недоверчивый, склонный к подозрительности и критичности по отношению к внешнему миру.

По моему мнению, подтвердившемуся в ходе общения со специалистами, появление или активизация подобных организаций - это такой универсальный индикатор общественных настроений. Когда все более-менее стабильно, популярность их не высока, но когда что-то не так, они проявляют себя с новой силой, используя реалии сегодняшнего дня. Конечно, в таком случае они становятся популярными. К ним не только примыкают новые адепты, но и поддерживают сочувствующие. Ведь многие возмущены нерешенными проблемами, иногда даже и их игнорированием – всем тем, на что указывают программы таких организаций. Эта тенденция настораживает. Получается, что те, кто долго ждал и не дождался решения проблем от властей, готовы доверить свою судьбу некой организации с красивыми идеями или, что еще хуже, с красивыми логотипами. Такая поддержка даже не требует от человека подняться с дивана – достаточно переложить ответственность за свою собственную жизнь на чужие плечи.

Судя по фотографиям на сайте, активисты организации - молодые, хорошо тренированные, активные люди, готовые бороться за свое счастье. Вопрос - какими методами? Рисование на стенах свежеотремонтированных домов, раздача листовок, как это было в Ставрополе, в реальности не помогут решить ни один из поставленных вопросов. Тут видится некоторая двусмысленность, которая выражается во многом. Например, в программе говорится о том, что кредитки или «мировая паутина» являются орудием закабаления людей. Неужели никто из участников не пользуется банковскими карточками? Или почему тогда создана группа на сайте «В контакте», где зарегистрированы многие участники движения? Уж если кредитка закабаляет, то социальные сети и подавно.

Так и с идеями. Если мы говорим, например, о ситуации в сельском хозяйстве и о развале совхозов с колхозами, то почему бы не собрать деньги, выкупить один из них и поднять его на ноги? Ведь сколько известно случаев, когда талантливый менеджер приходил и поднимал убыточное предприятие.

Мне кажется, те, кто вступают в такие организации, не сильно углубляются в сложности их политических программ. Для них важно само объединение и возможность приключения, дающего выброс адреналина, например, рисование на стенах (взрослые всегда запрещали такое, а здесь это разрешается и называется акцией). Ведь, если пройти по улице Мира, глядя на стандартно расписанные стены, складывается ощущение, что разные «бритоголовые», «антифашисты» и т.п. в действительности отличаются только названием и лозунгами.

Понятно, что подобные движения и организации рано или поздно могут сыграть (или уже играют) свою роль в политической борьбе, что всегда найдутся (или уже нашлись) беспринципные политики, желающие заполучить таких крепких ребят, для того чтобы использовать их как инструмент. Так как же нам реагировать и как относиться к подобным организациям? Кстати, если их появление говорит о некоторых болезнях общества, то адекватное отношение к ним – путь к здоровью. Вряд ли есть универсальная модель в отношениях с такими сообществами, и каждому придется самостоятельно выбирать свою позицию, а я надеюсь, что моя статья поможет в этом. Одно я знаю точно. Не смогут как-то лояльно относиться к подобным организациям жители недавно отремонтированного многоквартирного дома по улице Дзержинского. Стены этого дома, только-только высохшие от краски, были недавно испорчены надписями с каким-то абстрактным содержанием типа «Мы против власти денег».
И напоследок. На ограде храма надпись закрасили. Закрасили рисунки и по проспекту Карла Маркса. Правда, закрасили краской, которая не всегда подходит под цвет фасадов зданий. Так там и остались пятна – следы невидимой войны. А дальше от центра – надписи остались. Иногда их закрашивают другие вандалы. Смогут ли эти «маляры» достичь подобным образом целей, которые пропагандируют?..

Никита ПЕШКОВ.

Фото Николая КОНАРЕВА.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости