Пригородных поездов будет меньше, а проезд – дороже

В наступившем году население Ставропольского края получило новогодний «антиподарок» в виде повышения цены на проезд в пригородных электропоездах. Пассажирам, которые ежедневно ездят на работу и домой, к примеру по маршруту Пятигорск - Кисловодск, придётся выкладывать за проезд в течение месяца в среднем на 800 рублей больше. Из-за чего такой рост тарифа и кто его повысил?

Пригородных поездов  будет меньше,  а проезд – дороже

Согласно документам, тарифы на проезд пригородным железнодорожным транспортом устанавливают субъекты Федерации. В обязанности правительства края входит формирование транспортного заказа и установление тарифов на проезд в пригородных поездах с учетом их конкурентоспособности и уровня жизни населения. Для обеспечения безубыточности перевозочного процесса предусмотрен механизм бюджетных компенсаций региональными властями, в противном случае убытки несет пригородная компания-перевозчик, в нашем случае ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (ОАО «СКППК»).

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края с января этого года установила тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории края в размере 18 рублей за одну зону. До этого тариф составлял 13,3 рубля за одну зону. Одна зона – 10 километров пути. С нового года, например при проезде из Пятигорска в Кисловодск, пассажир должен заплатить 72 рубля за одну поездку, что на 18,8 рубля дороже, чем при прежнем тарифе.

Столь значительный рост тарифа, аж на 35%, вызвал естественную негативную реакцию у ставропольцев, потому что пригородные пассажирские перевозки очень важны для населения края. Для некоторых электричка – единственный вид транспорта для поездок из дома на работу или учёбу. Большинство отдавало предпочтение железнодорожному транспорту, учитывая его надёжность, безопасность и сравнительно демократичные до настоящего времени цены на проезд.

ОАО «СКППК» в 2013 году перевезло в пригородных поездах по территории Ставропольского края 6,2 млн человек. Среди перевезённых пассажиров 34% составили граждане, имеющие право льготного или бесплатного проезда. Электричка - это, в первую очередь, вид транспорта, обеспечивающий важнейшую социальную функцию – перевозку студентов, школьников, детей, льготников. Например, в период предоставления скидок по оплате проезда учащимся компания ежемесячно перевозит более 100 тыс. студентов и школьников, что составляет 23% от общего количества перевезенных пассажиров в крае.

В условиях курортной зоны Ставропольского края важно то, что пригородные поезда – это, по сути, экологически чистый и безопасный вид транспорта, который не производит вредных выбросов в атмосферу, в отличие от автомобильного транспорта.

В настоящее время по территории Ставропольского края курсирует 46 пар поездов в сутки, осуществляя движение по востребованным у населения маршрутам, как внутри края (Минеральные Воды - Кисловодск, Минеральные Воды - Невинномысская, Минеральные Воды - Буденновск), так и за его пределами (Минеральные Воды - Краснодар, Минеральные Воды - Стодеревская и др.), предоставляя ставропольцам удобное сообщение с другими регионами Северного Кавказа.

При столь большой востребованности, что стало причиной решения властей увеличить стоимость проезда? Власти Ставропольского края в своем бюджете на 2014 год не предусмотрели компенсации расходов за пригородные пассажирские перевозки. Только по итогам 2013 года убытки ОАО «СКППК» от перевозочной деятельности на территории края составили 192, 9 млн руб. В целях экономии бюджетных средств власти края, повышая тариф, фактически перекладывают тарифную нагрузку на пассажиров. При этом рост стоимости тарифов на пригородные перевозки затрагивает наиболее незащищенные слои населения. Потому что именно на электричке, как уже было сказано, действует льготный проезд для многих категорий граждан, в отличие от альтернативных видов транспорта, которые не имеют аналогичных льгот.

Пригородная компания, осуществляющая перевозки в крае, находится в непростом положении. С одной стороны, есть понимание того, что возможность перемещения для населения, в том числе сохранение льготного проезда для всех категорий граждан, имеющих такое право, очень важны. С другой стороны – регион не идет на поддержку своих жителей, не осуществляя в должной мере субсидирование пригородного железнодорожного сообщения.

Такое положение приводит к недофинансированию всей технологической цепочки пригородных перевозок. В условиях отсутствия необходимой поддержки из регионального бюджета накапливается задолженность ОАО «СКППК» перед ОАО «РЖД», компания не может рассчитываться по своим обязательствам за аренду и ремонт подвижного состава, оплачивать заработную плату машинистам локомотивных бригад.

Сокращение движения пригородных поездов может привести в том числе к остановке работы градообразующих железнодорожных предприятий региона Кавказских МинеральныхВод и, как следствие, к безработице среди высокопрофессиональных железнодорожных кадров.

Снижение объемов субсидирования со стороны Ставропольского края вынуждает уменьшить объёмы железнодорожных перевозок в пригородном сообщении на территории Ставропольского края. В настоящее время рассматривается вопрос об отмене с февраля 2014 года шести пар пригородных поездов по маршрутам: Минеральные Воды – Кисловодск – пять пар и Минеральные Воды – Стодеревская – одна пара.

Выход из создавшейся непростой ситуации может быть в однозначном исполнении властями Ставропольского края своих обязанностей, закреплённых законодательством РФ, по организации пригородных перевозок. Если эти перевозки нужны, то региональные власти должны снизить тарифы для населения при одновременном выделении бюджетных средств на компенсацию убытков компании-перевозчику.
И. Путевой.

А как у соседей?

Соседи Ставропольского края по югу России проводят более ответственную социально ориентированную тарифную политику. Например, в Кабардино-Балкарской Республике тариф на перевозку в электричках составляет 10 рублей за одну зону, в Карачаево-Черкесской Республике – 13,20 рубля, в Республике Северная Осетия - Алания – 9 рублей, в Республике Дагестан – 8 рублей, в Чеченской Республике – 7 рублей, в Краснодарском крае - 14 рублей, в Ростовской области - 12 рублей.


Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов