Степновский срез

Елена Павлова

Степновский срез
В селении Иргаклы Степновского района выдались жаркие выходные. В ходе массовой драки между ногайцами и даргинцами, где в ход пошли палки и камни, пострадали несколько человек (в том числе — восемь сотрудников милиции), сорок человек было задержано.

Этот конфликт, а точнее, работа по его локализации, выяснению причин и возможных путей профилактики других инцидентов, стал ключевым направлением в работе правительства края и силовых структур на этой неделе. Уже в понедельник в повестке дня совещания руководителей исполнительных органов власти под председательством губернатора Валерия Гаевского был дан ряд распоряжений и рекомендаций. В район выехал зампред краевого правительства Сергей Ушаков. В ГУВД по СК создан оперативный штаб, который возглавил начальник ГУВД Николай Гончаров. В понедельник он также на месте ознакомился с обстановкой, встретился с главами администраций района и села, лидерами национальных объединений и казачьими атаманами. Во вторник в Степновском районе побывал губернатор.

ЧП краевого масштаба

О том, как завязалась ссора в кафе, продолжение которой имело столь серьезные последствия, я знаю только со слов местных жителей. Официально назвать тех, кто инициировал и провоцировал конфликт, должны право-охранительные органы.

Селяне же говорят, что первыми начали даргинцы — те пятнадцать человек, которые, войдя в кафе, стали задирать четверых ногайцев. Те в ответ не молчали. Когда словесная перепалка перешла к действиям, стало очевидно численное превосходство одной стороны конфликта над другой. Ногайцы кликнули своих разобраться с обидчиками, а те, в свою очередь, — своих. Результат озвучен выше.

Казалось бы, действительно чистая «бытовая почва». Или «бытовая разборка», как назвал происшествие Алимурза Сулейманов — мол, подобные драки случаются из-за частного конфликта двух-трех человек.

Однако не случайно на совещании губернатор призвал про-анализировать внутренние истоки возникновения конфликта и поручил кураторам Степновского района, других территорий края при проведении антикризисной политики на местах уделять первостепенное внимание взаимо-связи между уровнем безработицы, возможными проблемами по заработной плате и вероятностью межэтнической напряженности. Правительству края дано поручение разработать алгоритм действий по таким чрезвычайным происшествиям. Также рекомендовано создать мобильную группу по профилактике таких чрезвычайных ситуаций и оперативного реагирования на них.

Некоторые внутренние истоки возникновения конфликта мне тоже назвали местные жители. В хозяйстве «Иргаклинский» работает растениеводческий и животноводческий цехи. В первом трудятся в основном русские и ногайцы, во втором — даргинцы. Растениеводство дает стабильную прибыль, но она «съедается» животноводством. К тому же у хозяйства год от года нарастали долги. Естественно, это отражалось и на благосостоянии простых работников. В список хозяйств, которым разрешить долговые проблемы должен был помочь край, «Иргаклинский» попал. Только вот вопросы у людей, которые своей работой приносили хозяйству прибыль, остались: например, почему долги все-таки росли, почему развитие животноводческого направления отражалось на доходах тех, кто работал в растениеводстве.

На эти вопросы надо обратить внимание. Да, большинство сельхозпредприятий края сохраняют животноводство как отрасль, компенсируя его нынешнюю убыточность прибылью от растениеводства, но далеко не везде это становится источником нарастания межнациональной напряженности.

Еще больший конфликтный заряд несет в себе безработица. А из 4,5 тысячи жителей Иргаклы постоянных источников дохода не имеют 1137 человек…

Из восточных районов края продолжают уезжать русские. Приезжают выходцы из соседней республики. О быстрой смене этнобаланса как угрозе стабильности говорят давно и на самых разных уровнях. Но процесс продолжается. Иргаклы тут не исключение. И давно уже сталкивается с проблемами, когда новые жители и гости пытаются установить здесь собственные порядки. Лет пять назад взяли и выгнали из мечети старого имама, который как раз в проповедях за дружбу и добрососедство ратовал и вместе с православным священником настроили они своих прихожан так, что мусульмане и православные обязательно приходили друг друга со святыми праздниками поздравлять… Кому-то это не понравилось…

Борис Николаевич Ельцин в 1993 году снял ограничения на внутреннюю миграцию. Теперь вот мы расхлебываем последствия неограниченной свободы передвижения. Одним из которых стал земельный передел. А его последствиями — многочисленные конфликты «на бытовой почве». Степновский район Ставрополья на этой почве уже не раз доходил почти до точки кипения.

Обращение к недавней истории

В 2004-м мне представилась возможность детально поизучать внутренние источники крупного столкновения между даргинцами и казаками, в ходе которого погиб молодой парень из Зеленой Рощи. Это были письма жителей района к тогдашнему губернатору Черногорову с просьбой о помощи, собранные за три года, а также — докладные сотрудников правительства… Была там и газета «Степновские вести» за 28 августа 2004 года, где тогдашний глава администрации района Владимир Прилепко сообщил селянам просто удивительные для них вещи: «На сегодняшний день Степновский район является относительно спокойным, если не считать каких-либо небольших казусов. Происходящие сегодня на территории района случаи носят только криминогенный характер».

А сутки спустя в «спокойном» Степном и произошло то самое столкновение, которое вполне могло закончиться масштабным кровопролитием… А до этого в Ольгино чуть до стрельбы не дошло, голодовку у стен администрации казаки проводили. Хороши «казусы».

Из письма председателя Варениковского сельсовета В. Кацуба губернатору края А. Черногорову: «Жители Варениковского муниципального образования обеспокоены тем, что могут остаться без пастбищных угодий.

Русские фермеры написали заявление для участия в торгах, чтобы взять землю в аренду для всех жителей. Глава райадминистрации Прилепко устроил разгон своим работникам за то, что приняли заявление от русских, а тем фермерам, которые лично ходили к нему с заявлением, сказал: у вас есть своя пахотная земля – на ней и работайте!».

В том же письме – список граждан, которые, в отличие от коренных жителей, к участию в торгах тогда допущены были — Чартаев, Сулейманов, Карабдагов. Последний желал получить в аренду 600 га (земли, где паслись стада колхоза «Варениковское») и имел, несмотря на ограничительные нормативы, не пять коровушек, а 20, не 25 овечек, а 760. У остальных примерно такое же поголовье. Граждане не бедные. Тем не менее райадминистрация официально установила именно им потрясающе льготные условия: 1 рубль 62 копейки за гектар. Это при том что свободная пастбищная земля в муниципальном образовании Варениковского сельсовета сдавалась на ту пору в аренду по цене 72 рубля за гектар. Это данные из того же письма. Странная арифметика. Бедные степновские угодья!

В. Прилепко, несмотря на многочисленные обращения граждан к губернатору, долгое время оставался главой района и перестал им быть только после вышеназванного столкновения. За пять прошедших лет много сделано для стабилизации обстановки. Но последствия этого «царствования» ощущаются до сих пор. Земли-то «ушли». А новых жителей из соседней республики заметно прибавилось.

Это лишь констатация — я не собираюсь огульно записывать в недруги всех прибывших на жительство в край. Тем более что в том же Степновском районе немало примеров хороших добрососедских отношений между жителями разных национальностей, коренных и некоренных… Тут надо отделять зерна от плевел, иначе действительно можно дойти до крупномасштабного противостояния. Кавказ сейчас — дело еще более тонкое, чем Восток. И еще более взрывоопасное.

Так что нынешняя оперативная реакция краевой власти обнадеживает. Не припомню, чтобы прежний губернатор хоть раз выехал на место ЧП на бытовой почве.

Почему возник несанкционированный сбор сельской молодежи, переросший в групповое столкновение? Как там оказались приезжие из других районов края, почему не сработали профилактические меры по линии правоохранительных органов — все эти вопросы Валерий Гаевский обсуждал на встрече с районным активом, представителями ГУВД и ФСБ. По мнению губернатора, произошедшая стычка между группами молодежи, хотя и имела сугубо бытовой повод, вскрыла недостатки в реализации на территории района национальной политики. Недоработки в профилактике привели к тому, что опасную ситуацию попросту «проспали».

Действительно, ведь не далее как 25 мая после празднования «последнего звонка» в Степном был бытовой конфликт все с той же национальной компонентой. Два инцидента за месяц — это даже для Степновского района многовато…

– Попустительство в национальной сфере сегодня недопустимо, — сказал губернатор, — учитывая опасные процессы, происходящие в соседних Дагестане и Ингушетии. Ставропольский край должен сохранить стабильность, как бы этому ни противились сторонники дестабилизации. А зарубежным силам, заинтересованным в деструктивном развитии ситуации на российском юге, ответим так: здесь живут мудрые люди, мы сумеем сохранить мир, порядок и спокойствие на нашей земле.

По мнению главы региона, чтобы добиться выполнения этой стратегической задачи, всем государственным органам, ответственным за реализацию национальной политики, следует работать на упреждение, а не «бить по хвостам».

До возгорания

Сейчас работать на упреждение означает в том числе разруливать проблемы, которые образовались не сегодня. Я ведь не случайно, пытаясь представить срез обстановки в Степновском районе, вспомнила о событиях пятилетней давности… Земля в нашем крае, долгое время бывшая предметом торга, практически в каждой ситуации, могущей перерасти в конфликт, является и «бытовой почвой» и «внутренним истоком» возможного возгорания.

В декабре прошлого года в «Вечернем Ставрополе» вышел материал «Шипы от Ольгинских роз». В октябре прошлого года, во время сева озимых, прямо в поле ведь тоже стенкой на стенку стояли казаки и заезжие ребята, приехавшие в машинах без номеров… Обошлось без столкновения. Явление гостей с сопредельной территории было актом психологического давления. И посылали их туда люди со славянскими фамилиями. Только вот разыгрывали они свою карту, используя людей с фамилиями кавказскими.

А сейчас начинается уборка озимых. И тревожно, как она будет проходить на этих еще недавно спорных трех тысячах гектаров. И хотя сейчас эта земля согласно решению судов уже официально передана Степновскому казачьему обществу, все равно неспокойно. Потому что после выхода материала я отслеживала обстановку в Ольгино. И знаю о других фактах (про завернутую газовую задвижку возле дома главы сельской администрации, про собак, которым кто-то переломил позвоночники, про звонки по телефону — про то, из-за чего казакам пришлось брать поддерживающего их главу сельсовета Гартлиба под охрану)… И я понимаю, почему Франц Иосифович все-таки решил уйти с поста.

Хотелось бы, чтобы мы научились разбираться во внутренних истоках и очагах конфликтов до их возгорания. Хотелось бы, чтобы, говоря о конституционном праве на свободу передвижения, не забывали об исполнении ст. 17 все той же нашей Конституции: «Исполнение прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц». Хотелось бы, чтобы люди поверили, что государственная законодательная и правоохранительная система способна и желает их защитить. Чтобы законы работали не избирательно. Нельзя допускать, чтобы законом, тем более Конституцией, ловко защищались те, кто потворствует возникновению кризисных ситуаций, а то и провоцирует их. Во всем, что касается «бытовой почвы» с ярко выраженной национальной компонентой, не должно быть двойных стандартов.

Что касается нынешнего инцидента, то губернатор считает, что зачинщики должны понести адекватное наказание, а правоохранительным органам и судьям следует проявить принципиальность в расследовании и определении меры ответственности виновных.

Глава края предложил ряд мер, направленных на стратегическую стабилизацию ситуации в районе. Первоочередные действия власти — углубленный социально-политический анализ территории, усиление профилактической работы с молодежью и меры по снижению уровня безработицы.

– Необходимо серьезно заниматься трудоустройством людей, — сказал В. Гаевский. — Именно от безделья у молодежи «чешутся руки».

В частности, расширению возможностей для трудоустройства должно послужить снижение уровня коррупции в сфере оборота земель, которого краевые власти намерены добиться в сотрудничестве с правоохранительными органами. В ближайшее время в район выедет совместная комиссия министерств имущественных отношений и сельского хозяйства. Ее основной задачей будет ликвидация всех «серых» схем землепользования, а фактами незаконного захвата земли будут заниматься соответствующие силовые структуры.

Главной же гарантией сохранения стабильности в регионе, по мнению руководителя края, должна стать позиция самих ставропольцев:

— Жители края хорошо помнят драматические события прошлых десятилетий: чеченскую кампанию, Тбилиси и Баку. И на вопрос, нужно ли повторение подобного нашему народу, уверен, 99,9 процента ответят отрицательно. Нам не нужна кровь и разруха. Мы не дикари, мы — опытные, мудрые люди, предки которых веками жили на этой земле, и жили в согласии.

Другие статьи в рубрике «Происшествия»



Последние новости

Все новости

Объявление