Театр – рецепт от… одиночества

Валерий Манин

С первых дней своего существования муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» делает ставку на духовную составляющую. К примеру, специалисты отделения психолого­педагогической реабилитации изучили опыт работы с детьми по методу арт­педагогики, арт­терапии, профессиональной ориентации детей­инвалидов.

Лечить и учить жить с помощью творчества, в том числе и средствами театрального искусства, — это логическое продолжение гуманитарной и просветительской работы, которая проводилась совместно с театрами города, театральными студиями.

Для развития этого вида реабилитации Ставропольским краевым общественным фондом содействия социальным программам и защиты детства «Ангел — Хранитель» на конкурс муниципальных грантов был представлен проект программы «Чуткие руки». Полученные грантовые средства позволили приобрести необходимое оборудование, и уже в июле на базе реабилитационного Центра программа взяла старт.

А задача была непростой: помочь ребенку­инвалиду преодолеть одиночество, осознать себя равным с окружающим миром, дать надежду. Это очень важно, ведь любой ребенок­инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, часто не имеет полноценного контакта с окружающим миром, не общается со сверстниками. Весь жизненный опыт – «наедине с собой», а значит, неизбежно горькое чувство одиночества, ощущение своей «неполноценности». Дальше — подавленность, депрессия и порой — даже агрессивность…

Театральное искусство – мощная преграда такому мировосприятию, решили в Центре. Для начала детям предлагали посмотреть спектакль, прочитать книгу, по которой сделан этот спектакль, обсудить на занятии увиденное и прочитанное. А в качестве домашнего задания надо было попробовать написать рецензию, чтобы понять, чем книга отличается от ее театральной версии.

На других занятиях дети изучают основы стихосложения, понятия ритма, рифмы, метафоры, инверсии, пробуют сами сочинять стихи на заданные рифмы или с использованием заданной строки, заданной темы.

Самое интересное — выполнение заданий на развитие фантазии. Например, такая игра: придумать невероятное фантастическое животное­гибрид вроде Слонопотама из сказки о Винни­Пухе. Но надо не только придумать название животного, но и нарисовать его, а затем всем вместе составить фантастический зоопарк.

Дети с удовольствием рисуют иллюстрации к сказке, где все персонажи и декорации изображаются с помощью кукол, повторяющих кисть руки (Ежик, Ягуар, Черепаха, бабочки, Цветы и
т. д.). Еще дети получили задание: какое животное или птицу можно изобразить с помощью куклы, сделанной из перчатки. Получилось! А потом придумали и создали шумовой оркестр — так искали необходимое звуковое оформление сказки…

Специалисты реабилитационного Центра отметили: с помощью такого контакта с миром искусства у детей появляется положительная динамика общего эмоционального настроя — от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями. На языке педагогической науки это называется расширением социальных контактов, преодолением социокультурной и психологической изоляции. Но важнее всего другое: у ребят повышается самооценка, растут возможности взаимопонимания…

Недавно в Центре прошла премьера спектакля «Маша и три медведя», в постановке которого приняли участие дети, проходящие здесь реабилитацию.

Теперь сотрудники Центра ставят перед собой новую цель: создать театральную студию или кружок. И первый шаг к этому сделан: создана база. А это — куклы, ширма, литература, пособия для театрально­развивающих игр, декорации и реквизит к спектаклям, которые будут создавать дети сами под руководством педагогов.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов