Все хотят в спецназ

Все хотят в спецназ
Вчера прошел День призывника. Ставрополь вновь провожает своих ребят в армию. Скоро состоятся и первые отправки в воинские части. Их будет еще много. Осенний призыв — в самом разгаре. По доброй традиции «Вечернего Ставрополя» в эти дни прошла «прямая линия» с военным комиссаром города полковником Сергеем ГАЙДУКОВЫМ. Призывники и их родители могли получить ответы на интересующие их вопросы из первых уст.

До того как раздался первый звонок, Сергей Николаевич рассказал об итогах предыдущей — весенней — призывной кампании. Она была сложной и потому, что совпала с реформированием военных комиссариатов, и потому, что в воинские части весной-летом 2009 года нужно было отправить больше призывников, чем за обе кампании 2008 года. Связано это было с тем, что одновременно демобилизовывались из Вооруженных сил призывы осени 2007-го и весны 2008-го (отслужившие полтора года по старому законодательству и год — по новому). Таким образом, из трех тысяч человек, вызываемых на призывные комиссии, служить отправились 1045 жителей города Ставрополя. В этом году будет проще — наряд на осеннюю кампанию составляет 350 человек.

Конечно, по-прежнему остается актуальной проблема со здоровьем наших защитников. Весной из 886 человек, освобожденных от службы, 865 были освобождены по здоровью. Что касается отсрочек, то тут отсрочки по здоровью тоже на втором месте после образовательных. Из трех тысяч молодых людей, которые в каждый призыв вызываются на комиссию, абсолютно годными признаются чуть больше 30 процентов призывников. Уклонисты есть, но можно констатировать, что общественное сознание за последние годы кардинально изменилось, и ребята в основном выражают желание служить в армии. Тех, кого приходится искать военкоматам и милиции, сейчас единицы. Проблема с уклонением от призыва приобрела некую специфичность. Молодых людей, которые попали в эту категорию, - 266. Но большинство из этих потенциальных защитников Родины находится за пределами страны. В рамках программы «Работай и отдыхай» выехали за рубеж, да так там и задержались...

Ну а большинство, как мы уже сказали, служить Отечеству готовы. Причем на призывной комиссии каждый второй высказывает просьбу направить его в элитную войсковую часть: десант, морскую пехоту, спецназ. Прозвучала такая просьба и на нашей «прямой линии». Павел К. в этом году окончил юридический факультет, хотел, как он выразился, «попасть в элиту». Узнав, что парень по здоровью относится в группе Б(III), не стал его обнадеживать по поводу спецназа. Отбор туда жесткий, и группа А (годен без ограничений) для попадания в такие части — непременное условие, которое соблюдается неукоснительно, потому что спецназ — это не только романтика, это в первую очередь громадные физические нагрузки. И проблема с тем же сколиозом, который выявлен у Павла, может обостриться от перенапряжения.

К тому же далеко не каждый «годный без ограничений» парень может быть отобран в спецназ. Очень желательно, чтобы он уже владел навыками военно-прикладного искусства. Сергей Николаевич посоветовал Павлу не расстраиваться, кроме «элитных» в Российской армии много хороших частей, с высоким уровнем боевой и строевой подготовки. А для будущей карьеры важно, что молодой человек прошел службу в Вооруженных силах, в документах указывается только номер части, отметок о службе в «элите» не делается...

Многие из тех, кто звонил, предпочитали не называть имени. Но вопросы, которые они задавали, актуальны не только для них... Вот, например, о призыве ребят, имеющих погашенную судимость.

Полковник Гайдуков подтвердил: те молодые люди, которые были осуждены за преступления, не относящиеся к разряду тяжких, и судимость у которых погашена, призыву подлежат. И тревога их родителей о том, что из таких ребят будут формировать какие-то «особые» части, необоснованна. Да, существует ряд ограничений. Они не попадут в ракетные войска, в «элиту», в те части, где требуется допуск к гостайне, но в сухопутных войсках (в том же автобате) служить вполне могут — вместе с другими хлопцами, у которых проблем с законом не было...

Дозвонились аж из Нефтекумского района. Мама призывника, который в ближайшие дни должен прибыть на сборный пункт, хотела выяснить, в какую часть будет отправлен сын и не может ли он попасть в часть, дислоцированную на Ставрополье.
– На Ставрополье — однозначно нет, - ответил С.Гайдуков. - У нас действует экстерриториальный принцип. Куда именно будет направлен призывник, до его прибытия на сборный пункт не скажет никто, потому что этого просто никто не знает — формирование команд производится именно там. В течение трех дней после убытия военнослужащего к месту несения службы военкомат, который призывал парня, должен официально уведомить его родственников письмом, где указывается точный адрес и номер его воинской части.

Призывники — ребята скромные. Чаще всего на «прямую линию» звонили их родственники. Был вопрос о пособии на ребенка. Женщина интересовалась, правда ли, что семья призывника, имеющего высшее образование, может рассчитывать на большую сумму.

– Нет, - говорит Сергей Николаевич, - речь идет о пособии на ребенка, которое начисляется через министерство соцзащиты, поэтому образование отца никакой роли тут не играет. Как только ваш муж прибудет в часть, пусть сразу берет справку и пересылает вам. Справка представляется в соцзащиту, и семья, пока ее глава проходит службу, получает пособие.

Опять пришлось коснуться экстерриториального принципа. Женщине кто-то сказал, что призывники, имеющие детей, направляются в части в радиусе 100 километров. Это не так. Директива командующего Северо-Кавказским военным округом действительно есть. Но «вблизи места жительства семьи» означает не то, что молодые отцы будут служить на территории своего края в нарушение принципа экстерриториальности. Это означает, что служить они будут в частях СКВО, то есть в Южном федеральном округе.

Валентине Николаевне, которая звонила со своей бедой, нельзя не посочувствовать. Но и помочь трудно. Ее внук заканчивает службу 28 ноября. 20 сентября умерла его мать, дочь Валентины Николаевны. Сама женщина, инвалид второй группы, спрашивала, нельзя ли внука отпустить из армии пораньше. Сергей Николаевич пояснил: для того чтобы было принято решение о сокращении срока службы, нужно пройти ряд бюрократических этапов. И избавить пожилую женщину от бумажной волокиты не получится, ибо ей самой придется опять ходить во ВТЭК, брать справки о том, что она нуждается в постороннем уходе... Этим был бы смысл заниматься, если бы парень только призвался. Но ему только месяц служить осталось. На бумажную волокиту уйдет больше времени...

– Медицинские обследования, на которые направляет военкомат, должны быть платные или бесплатные? - интересовался отец будущего солдата.

– Бесплатные, за исключением тех, которые не входят в перечень обязательного медицинского страхования.
Оказалось, с призывника в одном из лечебных учреждений взяли деньги за обследование, входящее в перечень. Однако звонивший не захотел называть фамилию. Боялся, что на сына будут, как он сказал, давить.

– Кто будет давить — лечебное учреждение?..
Телефонный разговор так ничем и не закончился. Военком, правда, предложил собеседнику прийти на личный прием, дабы разобраться в ситуации... Не знаю, воспользовался ли он этим предложением. Потому что разобраться, было или не было нарушение, имея лишь абстрактные заявления без конкретики, невозможно...
Были вопросы и не по призыву.

– Я отслужил 13 лет. Имею ли я право на пенсию?

– Право на пенсию дает 20 календарных лет службы и более...

Другой звонок:

– Удостоверение участника боевых действий у меня украли вместе со всеми документами. Получал я его в свое время в Промышленном военкомате. Теперь мне говорят, что восстанавливать я его должен через Москву.

Полковник Гайдуков подтвердил: да, теперь это так — документы оформляются ведомствами, в составе которых военнослужащие проходили службу. Однако поскольку в этом случае удостоверение выдавалось в Промышленном военкомате, то, возможно, при наличии в архиве всех данных дубликат будет оформлен и здесь.

В самом конце «прямой линии» был приятный звонок. С благодарностью. Сын Анны К. уже три месяца служит в Нижегородской области — в части ВВС. Мама ездила туда дважды — на присягу и просто повидаться. Очень понравилось, как относятся к солдатам командиры, и вообще атмосфера военного городка, где все друг друга знают, все у всех на виду и все очень доброжелательны. И общение с сыном порадовало. Он очень возмужал. Гордится тем, что служит в караульной роте. А если бывает тяжеловато, претензии предъявляет себе. Например, поделился с матерью: очень жалеет, что мало помогал отцу в работе, требующей приложения физической силы.

– Мне это очень бы пригодилось в армии, - говорит солдат.

Алина СМИРНОВА.

Фото Юрия Рубинского.
 



Последние новости

Все новости

Объявление