Лето – время долгожданных школьных каникул и отпусков, время путешествий в дальние края, время экскурсий и приключений, поисков нового, неведомого, манящего и интересного. А ведь можно, никуда не уезжая, в нашем родном, любимом Ставрополе прикоснуться к удивительным, загадочным историям. С ними мы и хотим познакомить читателей в рубрике «Живописные истории».
Во многих населенных пунктах есть свои старинные улочки, особняки и домики, которые принято называть «старым городом», его «исторической частью». Вот и в самом центре столицы нашего края, прямо напротив боковых ворот Центрального парка культуры и отдыха по улице Дзержинского расположились три красивейших старинных купеческих особняка конца 70-х годов XIX – начала XX века. Особняки украшены ажурными коваными балконами, затейливой лепниной, арочными въездными воротами, эркерами. Всю эту красоту хочется подолгу разглядывать, а при желании – фотографировать на память.
Сегодня все три здания представляют единый архитектурный ансамбль, в котором разместилось одно из крупнейших в крае учреждений культуры – Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Здания по адресу: улица Дзержинского, 115, 117, внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, поставлены на государственную охрану. А следующий особняк на той же улице, № 119, является памятником истории и культуры регионального значения.
Здесь проводятся мероприятия и выставки, на которых можно увидеть настоящие шедевры отечественного и зарубежного искусства. Сегодня в экспозиции представлена знаменитая французская шпалера «Вертумн и Помона» начала XVII века – «Счастливая сказка о любви» - один из самых раритетных экспонатов музея, место притяжения счастливых супружеских пар и влюблённых. В четырех выставочных залах красуются полотна первого русского художника–мариниста Ивана Айвазовского, последователя французских импрессионистов, одного из наиболее известных московских художников Серебряного века Константина Коровина, мастера исторической живописи, автора декораций к операм Николая Римского-Корсакова для Мариинского и Народного городского театров Петербурга Аполлинария Васнецова и ещё многих других выдающихся и менее известных широкой публике живописцев и скульпторов.
Каждый экспонат музея достоин отдельного увлекательного, порой полного неожиданностей и любопытных исторических подробностей рассказа. Но прежде чем заглянуть в залы музея, давайте напомним историю купеческих особняков, в которых он разместился.
В XIX веке в этих роскошных зданиях кипела совсем иная жизнь… На месте самого первого из них, на бывшей Александровской, а ныне - улице Дзержинского, 119, находилась усадьба статского советника Дмитрия Ковалева, позднее владельцем её стал купец Исай Григорьевич Арутюнов - известный во всей губернии виноторговец. На приобретенном месте Арутюнов построил дом с нарядным фасадным рисунком, большим кованым балконом и двумя надкрылечниками, где и сегодня сохранились инициалы хозяина дома – «И. Г. А.».
У второго здания (ул. Дзержинского, 117) - своя витиеватая и непростая история. В 1872 году в городскую управу обратился отставной рядовой Андрей Стасицкий за разрешением устройства «медопивоваренного завода во 2-й части города Ставрополя на Александровской улице». Его усадьба располагалась рядом с владениями Арутюнова. В 1875 году он приобрел это место, а в 1878-м рядом с пивоварней, впритык к дому Арутюнова, построил каменный, в два этажа дом, с такими же, как у соседа, въездными арочными воротами и нарядным балконом. Вскоре усадьба перешла во владение известного предпринимателя Григория Павловича Троякова, которому в том числе принадлежала гостиница «Лондон» в доме наследников Алафузовых на углу Николаевского проспекта и Хоперской улицы. В доме Стасицкого Трояков устроил еще одну гостиницу - «Грандъ-Отель». Рекламные объявления гостиницы сообщали: «Получены водка Смирновка и белая рябиновая; ежедневно блины с икрой зернистой; уха с расстегаями; получены семга двинская, навага и рябчики; ежедневно - дамский струнный оркестр под управлением мадам Луизы при участии госпожи Реры Виолетты...». Вот такая музыка!
В наши дни дом Трояковых слился с третьим зданием музея (Дзержинского, 115), официально значащимся по документам, как особняк купца Михаила Александровича Митина, построенного по проекту архитектора С. Лазарева в начале второго десятилетия ХХ века (по другим источникам - это старый особняк Есауловых). На первом этаже предположительно размещалась контора, на втором - парадные помещения. Здание относится к одному из красивейших памятников исторической части города: симметрию композиции придают граненые эркеры с башенками, а центральной осью является балкон и венчающий его фигурный фронтон. Роскошная, обильная лепнина придаёт особняку особую выразительность, невольно притягивая внимание фотографов, взгляды горожан и гостей краевой столицы.
Завершая небольшую прогулку по историческому прошлому родного города, нельзя не напомнить, что единым музейным комплексом здания стали далеко не сразу. Многие ставропольцы, конечно же, помнят, что раньше в помещениях этих зданий располагались и детская художественная школа, и ЗАГС, и ОВИР, и даже квартиры горожан. Для того чтобы в нашем городе появился такой великолепный экскурсионный объект и настоящий центр художественного творчества всего Ставрополья, которым музей изобразительных искусств является сегодня, множество неравнодушных к культуре людей во главе с нынешним директором музея Зоей Александровной Белой вели постоянную работу, а порой и битвы на протяжении десятилетий: с конца 80-х годов прошлого столетия до начала 2000-х. Вот лишь несколько имён тех, кому мы обязаны сохранением и возрождением нынешнего крупнейшего на Северном Кавказе объекта культуры и искусства. Среди них руководитель творческой группы ленинградских специалистов, художник-дизайнер, архитектор Валерий Павлович Наливайко, который привлёк ленинградских специалистов для разработки проекта, реконструкции здания и правильного обустройства его внутреннего пространства. В нужную минуту делившийся опытом музейного дела Вениамин Вениаминович Госданкер. Председатель Краевого фонда культуры того времени Михаил Григорьевич Новиков, оказавший помощь в разработке архитектурного решения привязки нового здания к уже работающему. Один из старейших художников края Михаил Пантелеевич Толстиков, с энтузиазмом собиравший подписи под обращением о передаче музею здания купца Арутюнова и, конечно, действующий в то время губернатор края Александр Черногоров, вникнувший в ситуацию и лично контролировавший ход реставрации особняка.
Следующий рассказ рубрики «Живописные истории» мы посвятим одному из любопытнейших полотен XIX века, украшавших покои одной из русских императриц.
Татьяна ДИЕВА, почётный работник культуры СК