Продолжается наша ежемесячная рубрика «Воины Победы». Ее мы ведем совместно с региональным отделением Движения «Волонтёры Победы».
И сегодня хочется затронуть событие, состоявшееся не в годы Великой Отечественной войны. О том событии многие забыли.
В начале августа 110 лет назад произошёл один из самых удивительных подвигов, после которого все и начали говорить: «Русские не сдаются». Около крепости Осовец была организована «Атака мертвецов».
Расклад сил перед сражением
Все происходило около русской опорной крепости Осовец, которая сейчас находится на востоке Польши, но в то время, начиная с 1795 года, эта территория входила в состав Российской империи.
Осовец был «крепким орешком». Дело в том, что подобные оборонительные сооружения во времена развития гусенично-колесной тяжелой техники уже не представляли собой неприступное сооружение. Военачальники тогда поняли, что не нужно штурмовать крепости, а следует просто окружить их, оставив без связи с внешним миром, говоря современным языком, - затруднить логистику. Так и захватывались даже самые сильные гарнизоны.
Кроме того, на благоустройство подобных цитаделей стали выделять меньше финансовых средств.
Однако Осовец был построен ранее, капитально и основательно. Потому его защитники могли долго держать оборону. А им надо было это делать, ведь крепость, расположенная в излучине реки Бобр (совр. Бебжа), являлась важным стратегическим пунктом, перекрывавшим немцам доступ к железнодорожному сообщению по линии: Лык – Граево – Белосток и защищавшим важнейшее стратегическое направление Петербург – Берлин и Петербург – Вена. Воспользоваться дорогой немцы тоже не могли, так как ее легко можно было атаковать из цитадели.
Поэтому немецкому военному руководству было жизненно важно расколоть этот «крепкий орешек». Они дважды атаковали крепость – в сентябре 1914-го и феврале-марте 1915-го. Обе попытки закончились неудачей, а захватчики получили колоссальные потери. Поэтому они решили перейти в позиционную войну, накапливая силы, как уже делали неоднократно. Это была одна из их любимых тактик: сначала как бы сжать пружину, после чего яростно атаковать большим количеством войск. Но для взятия крепости Осовец и этого могло не хватить. Ведь у наших солдат была хорошая поддержка в виде мощной артиллерии. Поэтому немцы несколько месяцев наращивали значительное превосходство в этом компоненте, чтобы навсегда разобраться с надоедливыми защитниками оборонительного сооружения.
В четыре часа утра…
Руководство немецких сил опасалось очередного провала штурма. К тому же, им не хотелось терять много людей. Тогда они прибегли к жесткой хитрости, которая применялась ранее на других участках Первой мировой войны. Ученые доставили на позиции хлор. Именно им и был запланирован основной удар по крепости.
К сожалению, русская армия образца 1910-х годов не была передовиком военного дела. Ее обмундирование оставляло желать лучшего, а все технические приспособления применялись еще в XIX веке. Конечно, когда впервые стало известно о применении химического оружия на полях сражений, наши ученые начали разрабатывать защитные устройства. Однако на момент лета 1915 года это были лишь наметки. Поэтому гарнизон крепости Осовец не имел достойной защиты от смертельного врага без лица.
Непосредственный участник тех событий Сергей Хмельков в своей книге «Борьба за Осовец» вспоминает, что около 4 часов утра (видимо, у немцев в крови проводить атаки в такое время) было выпущено целое облако удушливых газов. Для русских солдат подобная атака стала неожиданной, поэтому не успела сработать и хваленная артиллерия. Комендант крепости Николай Бржозовский успел лишь доложить руководству, что «батареи с баллонами удушливых газов были расположены минимум в 4 местах, в каждом по 5 батарей, а в каждой батарее по 20 баллонов». Благодаря благоприятному для немцев ветру волна смерти высотой до 15 метров хлынула на Осовец. Также по нашим позициям работала вражеская артиллерия.
Примерно через час-полтора химическая атака была завершена. Захватчики в своих мыслях уже вошли в крепость и праздновали победу. Они надели свои средства защиты и выдвинулись в сторону цитадели. Ох, как же сильно они ошибались…
Сокрушив правила войны
Хлор нанёс серьезные потери защитникам крепости. Более 1,6 тысячи человек выбыли из строя, весь гарнизон получил химические отравления различной степени тяжести. Солдаты и офицеры пытались распылять в воздухе известковый раствор да обматывать лицо мокрыми тряпками. Однако все было тщетно. После того, как прекратилась подача газа, оказавшиеся в низине 9-я, 10-я и 11-я роты практически перестали существовать, в 12-й роте на Центральном редуте в строю осталось около 40 человек, у Бялогронды — около 60. Неожиданностью для русских войск также стал и обстрел крепости, в том числе и снарядами с отравляющими веществами, — именно поэтому русская артиллерия не смогла дать адекватный ответ противнику, хотя возможности у нее для этого были.
Тем временем немецкие войска спокойно занимали русские окопы перед крепостью. Они не встречали никакого сопротивления. Но ландштурмисты 76-го полка слишком увлеклись наступлением и попали под собственные газы, поэтому от химического оружия захватчики тоже понесли потери, однако порядка 7 тысяч солдат продолжали путь к крепости. В их головах было четкое понимание: выживших быть просто не может. А если кто-то каким-то чудом еще дышал, то он был на земле и не мог подняться, поэтому не представлял никакой угрозы.
Когда немцы вплотную подошли к крепости Осовец, командовавший 13-й ротой подпоручик Владимир Котлинский, на тот момент ему было всего 21 год, поднял своих оставшихся бойцов в атаку. Он не давал никаких команд. Солдатами двигала только ненависть и злость. Истерзанные газом русские бойцы пошли в штыковую на врага во весь рост! Немцы, когда увидели, что на них движется контратака, впали в ужас. Во-первых, они вообще не ждали никакого сопротивления. Во-вторых, на них шли «живые мертвецы». На подбородках защитников крепости были окровавленные тряпки. Они в буквальном смысле легочной кровью «харкали» врагу в лицо.
60 русских солдат обратили в бегство 7 тысяч немецких пехотинцев.
Немецкие войска, состоявшие из пяти полков, общей численностью около 7 тысяч солдат, побежали назад, затаптывая друг друга. Русские бойцы продолжали гнать неприятеля, очень быстро освобождая потерянные позиции. В дело, наконец, вступила и наша артиллерия. Враг, конечно, пытался отстреливаться, но паника и ужас мешали им мыслить. Однако одна из пуль смертельно ранила Владимира Котлинского, который впоследствии будет награжден орденом Святого Георгия IV степени посмертно. Командование на себя взял подпоручик Владислав Стржеминский. Будущий известный художник-авангардист вместе со своими солдатами сумел отодвинуть противника на позиции, которые тот занимал до химической атаки.
Таким образом, защитники крепости Осовец разрушили правила войны, которые пытались установить немцы. Они оказались не только живы, но и сумели дать отпор после атаки, не предусматривавшей никаких оборонительных действий. Подвиг «мертвецов» остался в истории нерукотворным памятником доблести русского солдата.
Впрочем, все оказалось напрасно: уже в конце августа крепость Осовец по решению командования была оставлена нашими войсками.
Все как один
Вместо заключения хочется отметить несколько важных моментов. «Атака мертвецов» упоминается только в записях участников событий со стороны защитников крепости Осовец. Немецкие историки не нашли у себя никаких подтверждений этому событию. Быть может, виной всему две мировые войны, в ходе которых множество документов было уничтожено. Но кажется, что кто-то просто не захотел рассказывать, как 60 русских солдат обратили в бегство 7000 немцев.
Очень печально, что во времена советской власти сей подвиг был забыт. Возможно, дело в том, что о Первой мировой войне вообще не принято было много говорить и подробно изучать ее, ведь в ней участвовала царская армия. Кроме того, потом, к сожалению, случились события Великой Отечественной войны, поэтому сражения 1914-1917 годов отошли даже не на второй план, а на третий или четвертый. Радует, что в 2010-х годах начали больше внимание уделять Первой мировой. Об «Атаке мертвецов» стали чаще говорить, ведь этот подвиг является уникальным не только для истории нашей страны, но и всего мира. 60 солдат, как один боец, сумели победить там, где это просто было невозможно.
К слову, именно поэтому в рубрике «Воины Победы», в которой мы детально обсуждаем биографии отечественных героев сражений, в «Атаке мертвецов» не говорится подробно ни об одной личности. Нельзя в этом великом подвиге рассматривать кого-то отдельно. А новый выпуск рубрики выйдет уже в сентябре. Вновь поговорим о солдатах и офицерах, которые навсегда вписали свои имена в историю нашей страны!
Геннадий КРИШТОФОРОВ и Марина ГЛУШКО