Арсенал былых времен | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
На Кавказе оружие всегда было не только грозным, но и красивым
Арсенал былых времен

Арсенал былых времен

31 мая
15:49

Новую уникальную экспозицию предложил своим посетителям Ставропольский государственный музей-заповедник.

Уже две недели здесь работает выставка «Музейный арсенал», на которой представлено одно из самых лучших собраний оружия на территории Северо-Кавказского федерального округа. Это богатая коллекция холодных и огнестрельных боевых единиц  XVIII–ХХ веков из фондов музея-заповедника.

 

Уникальное собрание

Сама коллекция более века формировалась из многих источников. Оружие в свое время поступало в военный отдел губернского музея Северного Кавказа, который был создан в Ставрополе выдающимся русским ученым, краеведом и общественным деятелем Григорием Николаевичем Прозрителевым. Другие представленные на выставке «Музейный арсенал» предметы в свое время находились на Георгиевском артиллерийском складе, в музее 83-го пехотного Самурского полка, в Северо-Кавказском краевом музее горских народов имени большевика Муссы Кундухова в Ростове-на-Дону – именно так он тогда официально назывался. Часть экспонатов первоначально находилась в Ставропольском земско-городском музее и в музее ставропольского госпиталя периода Первой мировой войны. Некоторые предметы были собраны доктором Александром Ивановичем Перекроповым, а также в свое время пожертвованы участниками Гражданской и Великой Отечественной войн.

Как рассказала главный хранитель фондов Ставропольского государственного музея-заповедника Нина Гальфингер, первым передавшим на хранение в 1905 году личную коллекцию военных трофеев был сам Григорий Прозрителев. По словам специалиста, пополнение музейного собрания из Георгиевского артиллерийского склада осуществлялось не за счет армейских предметов, а большей частью при передаче в фонды вещей, поступивших туда в качестве вещественных доказательств по различным следственным делам. Такие экспонаты можно увидеть и на выставке. На меня, в частности, наибольшее впечатление произвел обрез, сохранивший клеймо улики. И на многих других оружейных единицах также остались следы надписей и сургучных печатей, относящихся к уголовному дело-производству того времени.

Если говорить об оружейной коллекции дореволюционного музея, то она была практически сформирована до начала Первой мировой войны, а потом лишь эпизодически пополнялась. После начала военных действий записи об оружейных поступлениях, в основном, находятся в архивах Ставропольского земско-городского музея имени Марии Васильевны Праве – супруги и единомышленницы легендарного краеведа и общественного деятеля Георгия Константиновича Праве.

Тот самый фальконет

Уже в 1918 году и чуть позже в музей поступило оружие в качестве анонимных пожертвований. Нина Гальфингер предполагает, что это связано с конфискациями в период «красного террора», когда белогвардейцы уходили из Ставрополя.

В 1936 году в Ростове-на-Дону закрылся Музей горских народов имени большевика Муссы Кундухова в связи с административным разделением существовавшего тогда Северо-Кавказского края и переносом его столицы в Пятигорск. В курортном городе места для музея не нашлось, и коллекция, куда входило немало экспонатов из существовавшего ранее Донского областного музея искусства и древностей, была направлена в Ставрополь.

Уже в 1950-60-е фонды пополнялись предметами, которые сдавали участники войн. Это были шашки, кортики, пистолеты, которые ветераны по существовавшей тогда традиции передавали вместе со своими архивами и боевыми наградами на хранение в музей. Стоит также отметить, что все находящееся сегодня на выставке длинноствольное оружие ХХ века является так называемым «учебно-разрезным». Это происходит потому, что, согласно законодательству, боевые экземпляры храниться в музее не могут.

 

Кавказский «уклон» и хронология

На выставке «Музейный арсенал» представлено 282 оружейных экспоната из более 700, находящихся в фондах музея-заповедника. Еще почти 180 относятся к военному снаряжению и боеприпасам. Отдельный стенд посвящен охотничьим ружьям и трофеям.

В экспозиции, как отметила Нина Гальфингер, преобладает оружие с «кавказскими корнями». В частности, кинжалов заметно больше, чем шашек и сабель. Если говорить о хронологии, то предметы XVIII века представлены в единичных экземплярах, а все остальное датировано XIX-XX столетиями. Конечно, кольчугу на одном из стендов можно отнести к более раннему периоду, но хранитель фондов откровенно говорит, что, учитывая степень ее сохранности, создана она была все-таки не так давно. Скорее всего, для церемониальных целей – такие доспехи в позапрошлом веке носили, например, офицеры императорского конвоя из числа горских народов. Ну и отталкиваясь от времени формирования коллекции, можно смело сказать, что совсем уж древнего оружия в фондах нашего музея не может быть в принципе. Не стоит забывать, что  и сам Ставрополь основан ближе к концу XVIII века - в 1777 году.

 

Музейные открытия

Погружаясь в атмосферу «Музейного арсенала», человеку с развитой фантазией можно легко представить атмосферу жестоких баталий минувших веков. Ведь в свое время с помощью этих немых экспонатов было пролито немало крови и отнято много жизней.

В самом центре экспозиции находится оружие, которое точно относится к XVIII столетию. Это фальконет – корабельная трехфунтовая пушка, предназначенная для стрельбы ядрами или картечью. Ее уникальность заключается в том, что, в отличие от большинства орудий того времени, ее заряжали не со ствола, а с казенной части. Тогда это было большим преимуществом, так как пушку не требовалось поднимать дулом кверху для перезарядки. У орудия также очень интересное крепление – устанавливалось оно на поворотной вилке или уключине. Хранитель фондов музея-заповедника склоняется к тому, что произведено это артиллерийское изделие где-то на юге тогдашней Российской империи. В пользу этого предположения свидетельствует и факт присутствия похожего орудия в музее города Таганрога.

Уже в процессе монтажа выставки работники музея-заповедника делали самые настоящие открытия. Одно из них касалось старинного ружья с кремневым замком русского типа. Ружья были созданы еще в XVII веке, а у промысловиков и охотников дожили до 1920-х годов. Дело в том, что изготовить такой замок или детали для него мог любой квалифицированный кузнец, а для европейских систем каждую часть необходимо было отливать заводским способом. Да и большинство из тех, кто жил промыслом, были людьми небогатыми, они не могли позволить себе покупку не дешевых патронов и капсюлей. Поэтому заряжаемые с дульной части ружья, которые можно было к тому же починить прямо в ближайшей кузне, несколько веков служили верой и правдой. Одно из них можно увидеть на выставке.

 

Костюм для цесаревича Алексея

Завершается выставка, если знакомиться с ней как положено - по ходу движения часовой стрелки, самым удивительным для меня лично экспонатом. Что характерно, он к оружию не имеет прямого отношения. Речь идет о маленьком военном мундире, можно даже сказать, мундирчике, как будто сшитом для куклы. Между тем изготовлен он был не для кого иного, как для единственного наследника последнего русского императора цесаревича Алексея. Того самого августейшего мальчика, который был зверски убит большевиками вместе со всей семьей в ночь на 17 июля 1918 года.

Мундирчик, предназначавшийся для цесаревича Алексея

Надо понимать, что российский самодержец Николай II и его маленький сын никогда не бывали в Ставрополе. Маленький мундир и крохотная сабелька, которую и оружием не назовешь, попали в наш город во время Первой мировой войны. После открытия в 1914 году турецкого фронта из города Тифлиса, нынешнего Тбилиси, был эвакуирован военно-исторический музей «Храм славы». Интересно, что разобрали привезенные в губернский центр экспонаты уже после установления советской власти, когда директору Земско-городского музея Георгию Константиновичу Праве доложили, что при размещении штаба Красной армии в одном из зданий обнаружен целый склад ящиков с картинами, старинным оружием, знаменами и прочими раритетами. Среди них был и дет-ский мундир из ярко-синего сукна с числом 44. Так в свое время обозначалась принадлежность к 44-му Нижегородскому драгунскому полку, расквартированному также и в Тифлисе. Именно в эту воинскую часть по традиции записывали тогда наследников императорского трона, и они становились ее «шефами». Данное обстоятельство  позволяет полагать, что мундирчик специально сшили для цесаревича Алексея, когда ему было три-четыре года, то есть в 1907-1908 годах.

Время пощадило уникальный экспонат, в отличие от самого несчастного мальчика, принявшего лютую смерть. Ткань даже не испорчена молью и сыростью во время небрежной перевозки и хранения после 1914 года. В ореоле мученичества ее, скорее всего, так и несостоявшегося владельца этот хорошо сохранившийся небольшой военный костюмчик, без сомнения, является самым трогательным экспонатом выставки «Музейный арсенал».

 

С помощью национального проекта

Красивое и современное оборудование новой выставки было создано в минувшем году в рамках двух проектов: национального – «Культура»,  регионального –   «Культурная среда». За их счет и было обеспечено финансирование. В конкурсе победила компания из Санкт-Петербурга, которая разработала дизайн, произвела специальные витрины и занялась оформлением. Красочные иллюстрации готовили сами сотрудники музея-заповедника. Отдельно стоит отметить продуманный и современный подход к размещению экспонатов, где учитывались все мелочи без исключения. Клинки и стволы представлены в наиболее выигрышном для зрителей ракурсе. Это, в частности, позволяет посетителям выставки рассматривать те же старинные пистолеты не только в качестве оружия, но еще и как образцы уникального декоративно-прикладного искусства того времени.

В последний раз часть этой уникальной коллекции выставлялась в музее достаточно давно – три десятилетия назад. Кстати, за это время в ходе кропотливой исследовательской работы многие образцы оружия были впервые точно атрибутированы. Так называется один из этапов исследования музейного экспоната, позволяющий на основе анализа присущих ему признаков и сравнения с аналогичными и родственными предметами сделать заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования и других характеристик. Такая кропотливая работа дает возможность проследить этапы и особенности развития оружейного дела в России, Османской империи, Иране, на территории Западной Европы, Кавказа, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии.

Посетители «Музейного арсенала» смогут увидеть образцы как ручной работы, так и заводского производства, а также уникальное и массовое оружие. Здесь представлены реликвии воинской доблести, парадное, именное, трофейное, охотничье, ритуальное, декоративное, дуэльное, обывательское, а также характерное для определенных регионов нашей страны и мира оружие. Работа выставки рассчитана на весь 2024 год и, скорее всего, продлится далее. Приходите сюда, и вы точно не пожалеете.

Читайте также

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября

Главный секрет успеха – делать добро с любовью

Активисты женсовета одновременно являются членами группы «Автоволонтёр Ставрополь», которая с начала СВО под руководством Артура Гюлумяна занимается сбором гуманитарной помощи и её доставкой на фронт нашим защитникам. Сейчас готовится 13-я поездка в зону СВО. Большую работу провела в коллективе член президиума женсовета директор школы-интерната №36 Татьяна Захарина. Преподаватели и родители учащихся собрали тёплые носки, салфетки, полотенца, предметы личной гигиены, медикаменты. Дети написали письма с рисунками, заламинировали охранные молитвы для православных и суры для солдат, исповедующих ислам. На собранные деньги куплен генератор. Такую же работу провела руководитель музея «Родные пенаты» преподаватель СОШ №20 Надежда Симонова. Активисты группы «Поиск» ученики 5-го «Б» и 7-го «В» классов принесли на встречу в женсовет более ста рисунков и писем, адресованных воинам. Гости с интересом рассматривали подарки, которые в ноябре будут доставлены бойцам на фронт.

1 ноября