
На Ставрополье на минувшей неделе стартовала общероссийская социальная кампания «ПРОдвижение БЕЗопасности».
Проект направлен на защиту самых уязвимых участников дорожного движения – пешеходов.
Программа стала одним из ключевых инструментов федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нового президентского нацпроекта «Инфраструктура для жизни», она объединяет усилия федерального экспертного сообщества и каждого участника дорожного движения в создании безопасной транспортной среды.
Первые мероприятия проекта в нашем регионе состоялись в Ставрополе. О целях и задачах кампании и в целом о том, что делается в крае для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения, представителям средств массовой информации рассказали на большой конференции, которую собрали в управлении краевой Госавтоинспекции.
Динамика положительная, но проблемы есть
Со вступительным словом к участникам и гостям обратился заместитель начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковник полиции Янис Азов.

– В нашем регионе сегодня происходит значимое событие, в котором в течение нескольких месяцев примут участие десятки тысяч жителей Ставрополя и края. Основное внимание кампании направлено на снижение аварийности с участием пешеходов, а также на формирование культуры безопасного поведения на дорогах. Для Госавтоинспекции работа по предупреждению аварийности остается одним из приоритетных направлений деятельности, – отметил Янис Васильевич.
Постоянная профилактическая работа ведомства дает свои результаты. В своем выступлении полковник привел некоторые цифры, в целом отметив положительную динамику по снижению числа ДТП, а также пострадавших и погибших в них участников.
Как прозвучало, в 2024 году на автодорогах Ставрополья зафиксировано снижение дорожной смертности пешеходов на 2,3%, количество погибших сократилось на 8,7%. По итогам первого полугодия 2025-го снижение по числу ДТП составило 25%. Но, несмотря на эти данные, уровень травматизма и смертности среди пешеходов остается высоким.

В текущем г оду в результате 59 ДТП 16 человек погибли, 44 получили травмы различной степени тяжести. Каждый третий пешеход стал жертвой при движении в темное время суток, в результате 83 таких аварий 22 человека погибли, 64 были ранены. При этом только в 12 случаях пешеходы использовали световозвращающие элементы на одежде.
Как отметил Янис Азов, каждое пятое ДТП, в котором пострадали и погибли люди, происходит с участием пешеходов. В отличие от водителей и пассажиров транспортных средств они ничем не защищены от внешних рисков и угроз. Именно поэтому наезды на них характеризуются высокой тяжестью последствий, особенно на трассах вне населенных пунктов, где разрешенная скорость движения значительно выше.
С наступлением лета возрастает риск участия в ДТП несовершеннолетних пешеходов. В июне этого года в крае в 10 ДТП уже пострадали 19 детей и, к сожалению, один погиб. Но и здесь с начала года отмечается положительная тенденция – снижение количества ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов составило 28 %.
– Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма – это, прежде всего, результат работы, проводимой во взаимодействии с органами образования и значительный вклад каждого родителя в привитие навыков безопасного поведения на дороге, – отметил спикер. – Только в текущем году проведено более 1300 мероприятий по профилактике ДТП с детьми в дошкольных учреждениях, в образовательных организациях – еще более девяти тысяч.
Еще один момент, который затронул полковник полиции, это то, что обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер, включающих реализацию ряда мероприятий по предупреждению совершения ДТП, в том числе инженерного характера, направленных на создание комфортных условий для движения пешеходов. Так, по инициативе Госавтоинспекции в 2024 году в крае было оборудовано искусственными неровностями более 50 переходов в местах массового скопления людей, в 2025-м – уже установлено свыше180 светофорных объектов с информационными световыми секциями бело-лунного мигания.

– Но, несмотря на весь спектр принимаемых мер профилактического и инженерного характера, следует не забывать, что гарантом безопасности дорожного движения в первую очередь являются сами его участники, уровень правосознания и правовой культуры каждого из нас, – подчеркнул Янис Васильевич. – Уверен, что проведение социальной кампании в нашем регионе будет способствовать продолжению положительной динамики сокращения числа зарегистрированных дорожных происшествий с участием пешеходов и совместными усилиями нам удастся научить участников культуре безопасного движения.
Прививать культуру надо с детства
Как отметила на пресс-конференции заместитель министра образования Ставропольского края Ольга Малик, проезжая часть была и остается основной угрозой для детей. Несовершеннолетние могут получить самые различные травмы, допуская элементарные нарушения – переход дороги в неположенном месте или на красный свет, игры на проезжей части или вблизи дороги и другие. Большое количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма происходит при неправильной перевозке детей-пассажиров. Никто не отменял риски для ребят, которые используют в качестве передвижения различные средства индивидуальной мобильности – а сейчас очень распространены моноколеса, самокаты, гироскутеры. Это уже не просто игрушка, а средство быстрого передвижения.
На территории Ставрополья проводится масса мероприятий по профилактике безопасности движения. Их организаторами выступают министерства образования и дорожного хозяйства и транспорта края, Госавтоинспекция, исполнительные органы региона, органы управления, общественные и образовательные организации.
– Мы проводим очень много практико-ориентированных мероприятий для школьников по образовательным программам – «Улица полна неожиданностей», «В стране дорожных знаков», «Движение пешеходов и автомобилей», акции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Заметный пешеход», «Марафон ПДД 26», конкурс на лучшую организацию деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На постоянной основе во всех образовательных организациях проводятся информационно-пропагандистские мероприятия с большим охватом ребят – лекции, семинары, беседы, инструктажи, родительские собрания, где мы привлекаем в работу и родителей. Проводим информационно-разъяснительные беседы о поведении на улице, дорогах, в транспорте, о правилах использования СИМ и велосипедов, – перечислила Ольга Андреевна.
Все программы, как показывает практика, весьма эффективны, на Ставрополье они реализуются благодаря в том числе федеральному проекту «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Инфраструктура для жизни», исполнителем которого является министерство дорожного хозяйства края, а соисполнителями минобр и Главное управление МВД России по СК. В рамках проекта организована системная работа как со школьниками и студентами, так и с родителями. Созданы условия для вовлечения детей и молодежи в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма – с этой целью успешно работают в крае лаборатории безопасности и центры безопасности дорожного движения, о которых также рассказала заместитель министра образования.
Что касается лабораторий безопасности, они стали создаваться в России по инициативе Министерства просвещения в 2020 году. Два таких мобильных комплекса есть и у нас в крае – в селе Московском и в Пятигорске. По сути своей это микроавтобус, оснащенный всем необходимым для обучения правилам дорожного движения. Он может передвигаться по территории края, в школы, детские летние лагеря. Сотрудники лаборатории выезжают согласно утвержденному графику и посещают в первую очередь те территории, где фиксируется наибольшее количество ДТП, рассказала Ольга Малик. В этом году выполнено уже 58 выездов с охватом в 10 тысяч ребят, до конца лета лаборатории безопасности планируют осуществить еще 47 выездов. Детям показывают видеоролики, дают возможность в виде игры побыть пешеходом и водителем. Такие практико-ориентированные занятия ребятам очень нравятся.
Центры по профилактике детского травматизма были созданы в рамках реализации предшественника нацпроекта «Инфраструктуры для жизни» – «Безопасные качественные дороги». Их создавали в населенных пунктах с населением более 50 тысяч человек. В крае работают девять таких точек: в Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках, Минеральных Водах, Георгиевске, Михайловске, Невинномысске, Кисловодске и Буденновске. Центры стационарны и включают автогородок с разметкой и дорожными знаками, кабинет с пособиями для теоретических занятий. Современное оборудование позволяет использовать программные комплексы по ПДД «Веселый светофор», «Дорожные знаки», детский тренажер, где каждый может себя почувствовать водителем на дороге, и другие техсредства. В Ставрополе в 2019 году на базе ДК имени Ю. Гагарина был создан краевой Центр по безопасности дорожного движения – он аккумулирует основную работу по организации филиалов в округах, мониторит и анализирует ситуацию в крае, здесь повышают квалификацию сотрудники образовательных организаций, проводятся встречи с руководителями и командирами ЮИД, оказывается методическая помощь всем муниципалитетам по организации этой работы на местах.
Ольга Малик также рассказала о популярных в школьной среде отрядах юных инспекторов движения. Отряды ЮИД зародились в 1973 году и уже более полувека действуют и в нашем крае. На сегодня создано свыше 750 таких отрядов, которые объединяют более 13 тысяч ребят.
– Отряды работают в течение всего года и не прекращают деятельность в период летних каникул. Стать участником очень просто, главное – иметь активную гражданскую позицию и желание рассказывать сверстникам, а иногда и взрослым о правилах дорожного движения. Каждый ребенок может обратиться в своей школе непосредственно в отряд ЮИД, через классного руководителя или администрацию учреждения.
Мы всегда рады, когда дети приходят по собственной инициативе, – отметила Ольга Андреевна.
И еще один отдельный пласт масштабной работы по воспитанию культуры безопасности по линии минобра – это работа с родителями. К примеру, краевой университет педагогических знаний для родителей, к проведению мероприятий здесь также привлекают автоинспекторов. В 2025 году прошло девять занятий, затрагивающих образовательную деятельность, воспитательную, профилактику различных поведений детей, и всегда уделяется время проблемам безопасности дорожного движения. Также на регулярной основе проводится конкурс родительских агитбригад – «На дороге не зевай, ПДД соблюдай» и мероприятия иных форматов. Как отметила спикер, родители с удовольствием принимают участие в активностях вместе со своими детьми и именно такой формат взаимодействия особенно важен, когда дети на примере взрослых наблюдают и впитывают необходимые знания, касающиеся ПДД.
Мода на безопасность
Важность создания такого понятия и восприятия подчеркнул на конференции руководитель Совета отцов Ставропольского края Александр Резюк.
Эта общественная организация играет не последнюю роль в развитии понимания нынешним поколением важности привить культуру безопасности поведения.
Как рассказал Александр Александрович, сейчас по стране проводится акция «Безопасность детства», в которую активно включился и Совет отцов России, она проходит в более 70 субъектах страны. Основная задача – привлечь внимание не только детей, но и взрослых, потому что зачастую дети получают знания в школах, а после нередко сталкиваются с тем, что родители пренебрегают этими знаниями, нарушая, таким образом, и сам процесс образования и, соответственно, восприятие детьми нужной информации.
Совет отцов края часто проводит мероприятия с Госавтоинспекцией. Одни из самых ярких и результативных примеров – «Безопасное такси». В течение двух лет совместно с автоинспекторами представители совета вызывали такси с целью поездки с ребенком и проверяли – будет ли детское удерживающее устройство в машине. И в последнее время нарушений практически не было – водители добросовестно приезжают с детскими автокреслами.
Еще один пример акции – «Безопасная перевозка детей». В поле ее внимания родители, везущие своих чад в детский сад. Зачастую поездка производится с нарушениями.

– Когда просто наказывают стражи дорожного порядка – одно дело, а если еще в этот момент вместе с сотрудниками Гос-автоинспекции общаются с нарушителем такие же родители, это дает свои плоды. Многие начинают осознавать, что безопасность детей, самого дорогого, что есть в нашей жизни, находится в их руках, – отметил Александр Резюк. – Важно создать моду на безопасность, на ментальном уровне: если мы сами станем «взрослее» и не будем совершать нарушений, которые сегодня приводят к травмам и гибели детей и в целом наших граждан, то число трагедий заметно снизится. Все вместе будем над этим работать.
Хорошие дороги, тротуары и переходы – тоже безопасность
Еще одним спикером выступила заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Виктория Соловьева.
Как отметила Виктория Викторовна, в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» реализуются мероприятия, которые в первую очередь направлены на снижение аварийности и, как следствие, смертности на дорогах. Благодаря этому в Ставропольском крае при проведении дорожных ремонтных работ осуществляется комплексный подход: не только обновление полотна, но и обеспечение объектов средствами безопасности – установка дорожных знаков, барьерных и пешеходных ограждений, светофорных объектов, замена и установка освещения, обустройство пешеходных переходов.
Кроме того, министерство ежегодно оказывает финансовую поддержку муниципальным образованиям края в виде предоставления субсидий для проведения дорожных работ. Причем по поручению главы региона больше половины краевого дорожного фонда выделяется именно на ремонт и реконструкцию местных дорог.
Еще одна инициатива губернатора Владимира Владимирова – особое внимание обновлению и строительству дорог, ведущих к общеобразовательным учреждениям. С этой целью в 2024-м была запущена программа «Дорога в школу».
В прошлом году на Ставрополье были приведены в нормативное состояние 25 участков протяженностью более
17 км, также с обязательным обустройством пешеходных переходов искусственными неровностями, установкой дорожных знаков, светофорных объектов, ограждений и так далее.
Эта работа будет продолжена в соответствии с утвержденной программой дорожной деятельности вплоть до 2030 года.
Акция стартовала
Об инициативе, ее целях, задачах и ожидаемом эффекте подробно рассказал эксперт проекта «Социальная кампания» Ярослав Костицин, к слову, наш земляк – уроженец города Благодарного.
По словам спикера, социальная кампания «ПРОдвижение БЕЗопасности» уже не первый год реализуется на территории нашей страны. Однако в этом году ее масштаб значительно расширен. Ранее мероприятиями были охвачены в год порядка 10–15 самых проблемных, по статистике травматизма в ДТП, регионов России. В этом году в кампании принимают участие 40 субъектов, практически половина страны.
– Социальная кампания имеет положительную обратную связь по опыту регионов, где она уже проводилась. В итоге было принято решение ее масштабировать и кратно увеличить число субъектов-участников с целью исполнения поручения Президента РФ о сокращении дорожно-транспортного травматизма, – отметил Ярослав Юрьевич. – Да, по стране фиксируется сокращение количества ДТП, но число аварий с участием пешеходов еще огромное – свыше 34 тысяч происшествий, и в них 3326 погибших. Коэффициент достаточно высокий.
Кампания стартовала в ряде регионов страны 1 июня, Ставропольский край – 13-й по счету запуска мероприятий. Проводится она в два этапа и завершится ближе к зиме. Летом мероприятия охватят пешеходов, водителей и кандидатов в водители, а осенью – в начале учебного года – будет вестись более плотная работа с министерством образования, будут задействованы детские сады, школы, ссузы и вузы.
– Общий охват по стране должен превысить 325 тысяч граждан, в крае –15969 человек. Это минимальный показатель, который мы должны охватить через консультантов, а благодаря СМИ и «сарафанному радио» эта цифра будет кратно увеличена, – отметил эксперт. – Кампания несет с собой мощную информационную поддержку, в каждом регионе она начинается с подобной пресс-конференции с целью максимального информирования населения о проекте.
Для вовлечения населения в кампанию предусмотрены несколько форматов. С пешеходами работа ведется в местах массового скопления людей, в парках, скверах, у торговых центров и так далее. С водителями – исключительно на АЗС. Формат для пешеходов и водителей в целом похож. Для решения им будут предложены небольшие задачи, которые призваны напомнить водителям о безопасном проезде пешеходного перехода, а пешим участникам о том, как правильно и безопасно переходить дорогу. Мероприятия проходят в виде промоакций и не отнимают у человека, как правило, более трех минут.
С кандидатами в водители предусмотрен лекционный формат – в автошколах организуют 60-минутные занятия по безопасности. Как отметил спикер, эта категория слушателей является одними из самых благодарных участников кампании, потому что они пришли за знаниями и хотят научиться пользоваться автомобилем правильно и безопасно.
Второй этап кампании начнется в сентябре. Для детских садов и начальных классов предусмотрен формат интерактивного спектакля с активным вовлечением ребят – это отличная поддержка мероприятий, которые регулярно с детьми проводят Госавтоинспекция и министерство образования. А в средней школе и в вузах мероприятия пройдут в виде лекций и бесед с демонстрацией 15-минутного видеоролика о безопасности дорожного движения.
– Все консультанты, которые работают в крае, в хорошо заметной яркой форме. По окончании каждого контакта с участниками они вручают собеседнику световозвращающие брелоки и шнурки. Чем обусловлен выбор подарков? Дело в том, что, по статистике, в темное время суток чаще случаются аварии с серьезными последствиями для пешеходов, потому что их не видно. Бытует мнение: если фары светят на человека, значит водитель его видит, но это не всегда так. Мы рекомендуем использовать шнурки со световозвращающими элементами, и именно эту обувь надевать при нахождении на дороге в темное время суток. Одно дело, когда что-то статичное световозвращается, другое – когда человек идет и мелькает, это привлекает внимание водителя больше, тем самым сокращая вероятность происшествия, – рассказал Ярослав Костицин.
Спикер также добавил, что, как правило, пешеходы – участники ночных ДТП не имеют световозвращающих элементов. Многие пренебрегают этим простым, но важным для безопасности правилом. При этом есть и обратная статистика, когда при наличии световозвращающих элементов человек остается жив.
Журналисты – первые участники
Ознакомившись теоретически, представители СМИ смогли сами принять участие в кампании «на местах». Что можно отметить: локации яркие, заметные, как говорится, не проходите мимо. И не стесняйтесь участвовать. Вопросы не сложные, а задуматься и проанализировать свое поведение в качестве как пешехода, так и водителя никогда лишним не будет. Да и подарки получить приятно – они стильные и, безусловно, нужные.
Фото Госавтоинспекции Ставропольского края и из архива редакции