Безопасность на дорогах –  дело общее | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Старт социальной кампании дала пресс-конференция в Госавтоинспекции
Безопасность на дорогах –  дело общее

Безопасность на дорогах –  дело общее

14 июля
16:25
В крае отряды ЮИД охватывают около 13 тысяч школьников

На Ставрополье на минувшей неделе стартовала общероссийская социальная кампания «ПРОдвижение БЕЗопасности».

Проект направлен на защиту самых уязвимых участников дорожного движения – пешеходов.

Программа стала одним из ключевых инструментов федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нового президентского нацпроекта «Инфраструктура для жизни», она  объединяет усилия федерального экспертного сообщества и каждого участника дорожного движения в создании безопасной транспортной среды.

Первые мероприятия проекта в нашем регионе состоялись в Ставрополе. О целях и задачах кампании и в целом о том, что делается в крае для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения, представителям средств массовой информации рассказали на большой конференции, которую собрали в управлении краевой Госавтоинспекции.

Динамика  положительная,  но проблемы есть

Со вступительным словом к участникам и гостям обратился заместитель начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковник полиции Янис Азов.

Основные правила безопасности – на заметных баннерах

– В нашем регионе сегодня происходит значимое событие, в котором в течение нескольких месяцев примут участие десятки тысяч жителей Ставрополя и края. Основное внимание кампании направлено на снижение аварийности с участием пешеходов, а также на формирование культуры безопасного поведения на дорогах. Для Госавтоинспекции работа по предупреждению аварийности остается одним из приоритетных направлений деятельности, – отметил Янис Васильевич.

Постоянная профилактическая работа ведомства дает свои результаты. В своем выступлении полковник привел некоторые цифры, в целом отметив положительную динамику по снижению числа ДТП, а также пострадавших и погибших в них участников.

Как прозвучало, в 2024 году на автодорогах Ставрополья зафиксировано снижение дорожной смертности пешеходов на 2,3%, количество погибших сократилось на 8,7%. По итогам первого полугодия 2025-го снижение по числу ДТП составило 25%. Но, несмотря на эти данные, уровень травматизма и смертности среди пешеходов остается высоким.

Журналисты первыми приняли участие в кампании

В  текущем г оду в результате  59 ДТП 16 человек погибли,  44 получили травмы различной степени тяжести. Каждый третий пешеход стал жертвой при движении в темное время суток,  в результате 83 таких аварий  22 человека погибли, 64 были ранены. При этом только  в 12 случаях пешеходы  использовали световозвращающие элементы на одежде.

Как отметил Янис Азов, каждое пятое ДТП, в котором пострадали и погибли люди, происходит с участием пешеходов. В отличие от водителей и пассажиров транспортных средств они ничем не защищены от внешних рисков и угроз. Именно поэтому наезды на них характеризуются высокой тяжестью последствий, особенно  на трассах вне населенных пунктов, где разрешенная скорость движения значительно выше.

С наступлением лета возрастает риск участия в ДТП несовершеннолетних пешеходов. В июне этого года в крае в 10 ДТП уже пострадали 19 детей и, к сожалению, один погиб. Но и здесь с начала года отмечается положительная тенденция  – снижение количества ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов составило 28 %.

– Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма – это, прежде всего, результат работы, проводимой во взаимодействии с органами образования и значительный вклад каждого родителя в привитие навыков безопасного поведения на дороге, – отметил спикер. – Только в текущем году проведено более 1300 мероприятий по профилактике ДТП с детьми в дошкольных учреждениях, в  образовательных организациях – еще более  девяти тысяч.

Еще один момент, который затронул полковник полиции, это то, что обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер, включающих реализацию ряда мероприятий по предупреждению совершения ДТП, в том числе инженерного характера, направленных на создание комфортных условий для движения пешеходов. Так, по инициативе Госавтоинспекции в 2024 году в крае было оборудовано искусственными неровностями более 50 переходов в местах массового скопления людей, в 2025-м – уже установлено свыше180 светофорных объектов с информационными световыми секциями бело-лунного мигания.

На Ставрополье – две лаборатории безопасности

– Но, несмотря  на весь спектр принимаемых мер профилактического и инженерного характера, следует не забывать, что гарантом безопасности дорожного движения в первую очередь являются сами его участники, уровень  правосознания и правовой культуры каждого из нас, – подчеркнул Янис Васильевич. – Уверен, что проведение социальной кампании в нашем регионе будет способствовать продолжению положительной динамики сокращения числа зарегистрированных дорожных происшествий с участием пешеходов и совместными усилиями нам удастся научить участников культуре безопасного движения.

Прививать культуру надо с детства

Как отметила на пресс-конференции заместитель министра образования Ставропольского края Ольга Малик, проезжая часть была и остается основной угрозой для детей. Несовершеннолетние могут получить самые различные травмы, допуская элементарные нарушения – переход дороги в неположенном месте или на красный свет, игры на проезжей части или вблизи дороги и другие. Большое  количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма происходит при неправильной перевозке детей-пассажиров. Никто не отменял риски для ребят, которые используют в качестве передвижения различные средства индивидуальной мобильности – а сейчас очень распространены моноколеса, самокаты, гироскутеры. Это уже не просто игрушка, а средство быстрого передвижения.

На территории Ставрополья проводится масса мероприятий по профилактике безопасности движения. Их организаторами выступают министерства образования и дорожного хозяйства и транспорта края, Госавтоинспекция, исполнительные органы региона, органы управления, общественные и образовательные организации.

– Мы проводим очень много практико-ориентированных мероприятий для школьников по образовательным программам – «Улица полна неожиданностей», «В стране дорожных знаков», «Движение пешеходов и автомобилей», акции по предупреждению  детского дорожно-транспортного травматизма «Заметный пешеход», «Марафон ПДД 26», конкурс на лучшую организацию деятельности по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма. На постоянной основе во всех образовательных организациях проводятся информационно-пропагандистские мероприятия с большим охватом ребят – лекции, семинары,  беседы, инструктажи, родительские собрания, где мы привлекаем в работу и родителей. Проводим информационно-разъяснительные беседы о поведении на улице, дорогах, в транспорте, о правилах использования СИМ и велосипедов, – перечислила Ольга Андреевна.

Все программы, как показывает практика, весьма эффективны, на Ставрополье они реализуются благодаря в том числе федеральному проекту «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Инфраструктура для жизни», исполнителем которого является министерство дорожного хозяйства края, а соисполнителями минобр и Главное управление МВД России по СК. В рамках проекта организована системная работа  как со школьниками и студентами, так и с родителями. Созданы условия для вовлечения детей и молодежи в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма – с этой целью успешно работают в крае лаборатории безопасности и центры безопасности дорожного движения, о которых также рассказала заместитель министра образования.

Что касается лабораторий безопасности, они стали создаваться в России по  инициативе  Министерства просвещения в 2020 году.  Два таких мобильных комплекса есть и у нас в крае – в селе Московском и в Пятигорске. По сути своей это микроавтобус, оснащенный всем необходимым для обучения правилам дорожного движения. Он может передвигаться по территории края, в школы, детские летние лагеря. Сотрудники лаборатории выезжают согласно утвержденному графику и посещают в первую очередь те территории, где фиксируется наибольшее количество ДТП, рассказала Ольга Малик. В этом году выполнено уже 58 выездов с охватом в 10 тысяч ребят, до конца лета лаборатории безопасности планируют осуществить еще 47 выездов. Детям показывают видеоролики, дают возможность в виде игры побыть пешеходом и водителем. Такие практико-ориентированные занятия ребятам очень нравятся.

Центры по профилактике детского травматизма были созданы в рамках реализации предшественника нацпроекта «Инфраструктуры для жизни» – «Безопасные качественные дороги». Их создавали в населенных пунктах с населением более 50 тысяч человек. В крае работают девять таких точек: в Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках, Минеральных Водах, Георгиевске, Михайловске, Невинномысске, Кисловодске и Буденновске.  Центры стационарны и включают автогородок с разметкой и дорожными знаками, кабинет с пособиями для теоретических занятий. Современное оборудование позволяет использовать программные комплексы по ПДД «Веселый светофор», «Дорожные знаки», детский тренажер, где каждый может себя почувствовать водителем на дороге, и другие техсредства. В Ставрополе в 2019 году на базе ДК имени Ю. Гагарина был создан краевой Центр по безопасности дорожного движения – он аккумулирует основную работу по организации филиалов в округах, мониторит и анализирует ситуацию в крае, здесь повышают квалификацию сотрудники образовательных организаций, проводятся встречи с руководителями и командирами ЮИД, оказывается методическая помощь всем муниципалитетам по организации этой работы на местах.

Ольга Малик также рассказала о популярных в школьной среде отрядах юных инспекторов движения. Отряды ЮИД зародились в 1973 году и уже  более полувека действуют и в нашем крае. На сегодня создано свыше 750 таких отрядов, которые объединяют более 13 тысяч ребят.

– Отряды работают в течение всего года и не прекращают деятельность в период летних каникул. Стать участником очень просто,  главное – иметь активную гражданскую позицию и желание рассказывать сверстникам, а иногда и взрослым о правилах дорожного движения. Каждый ребенок может обратиться в своей школе непосредственно в отряд ЮИД, через классного руководителя или администрацию учреждения.

Мы всегда рады, когда дети приходят по собственной инициативе, – отметила Ольга Андреевна.

И еще один отдельный пласт масштабной работы по воспитанию культуры безопасности по линии минобра – это работа с родителями. К примеру, краевой университет педагогических знаний для родителей, к проведению мероприятий здесь также привлекают автоинспекторов.  В 2025 году прошло девять занятий, затрагивающих образовательную деятельность, воспитательную, профилактику различных поведений детей, и всегда уделяется время проблемам безопасности дорожного движения. Также на регулярной основе проводится конкурс родительских агитбригад – «На дороге не зевай, ПДД соблюдай» и мероприятия иных форматов. Как отметила спикер, родители с удовольствием принимают участие в активностях вместе со своими детьми и именно такой формат взаимодействия особенно важен, когда дети на примере взрослых наблюдают и впитывают необходимые знания, касающиеся ПДД.

Мода на безопасность

Важность создания такого понятия и восприятия подчеркнул на конференции руководитель Совета отцов Ставропольского края Александр Резюк.

Эта общественная организация играет не последнюю роль в развитии понимания нынешним поколением важности привить культуру безопасности поведения.

Как рассказал Александр Александрович, сейчас по стране проводится акция «Безопасность детства», в которую активно включился и Совет отцов России, она проходит в более 70 субъектах страны.  Основная задача – привлечь внимание не только детей, но и взрослых, потому что зачастую дети получают знания в школах, а после нередко сталкиваются с тем, что родители пренебрегают этими знаниями, нарушая, таким образом, и сам процесс образования и, соответственно, восприятие детьми нужной информации.

Совет  отцов края часто проводит мероприятия с Госавтоинспекцией. Одни из самых ярких и результативных примеров – «Безопасное такси». В течение двух лет совместно с автоинспекторами представители совета вызывали такси с целью поездки с ребенком и проверяли – будет ли детское удерживающее устройство в машине. И в последнее время нарушений практически не было – водители добросовестно приезжают с детскими автокреслами.

Еще один пример акции  – «Безопасная перевозка детей». В поле ее внимания родители, везущие своих чад в детский сад. Зачастую  поездка производится с нарушениями.

На манекене можно научиться правильно пристегивать ребенка в автокресле

– Когда просто наказывают стражи дорожного порядка  – одно дело, а если еще в этот момент вместе с сотрудниками Гос-автоинспекции общаются с нарушителем такие же родители, это дает свои плоды. Многие начинают осознавать, что безопасность детей, самого дорогого, что есть в нашей жизни, находится в их руках, – отметил Александр Резюк. – Важно создать моду на безопасность,  на ментальном уровне:  если мы сами станем «взрослее» и не будем совершать нарушений, которые сегодня приводят к травмам и гибели детей и в целом наших граждан, то число трагедий заметно снизится. Все вместе будем над этим работать.

Хорошие дороги, тротуары и переходы – тоже безопасность

Еще одним спикером выступила заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Виктория Соловьева.

Как отметила Виктория Викторовна, в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» реализуются мероприятия, которые в первую очередь направлены на снижение аварийности и, как следствие, смертности на дорогах. Благодаря этому в Ставропольском крае при проведении дорожных ремонтных работ осуществляется комплексный подход: не только обновление полотна, но и обеспечение объектов средствами безопасности – установка дорожных знаков, барьерных и пешеходных ограждений, светофорных объектов, замена и установка освещения, обустройство пешеходных переходов.

Кроме того, министерство ежегодно оказывает финансовую поддержку муниципальным образованиям края в виде предоставления субсидий для проведения дорожных работ. Причем по поручению главы региона больше половины краевого дорожного фонда выделяется именно на ремонт и реконструкцию местных дорог.

Еще одна инициатива губернатора Владимира Владимирова – особое внимание обновлению и строительству дорог, ведущих к общеобразовательным учреждениям. С этой целью в 2024-м была запущена программа «Дорога в школу».

В прошлом году на Ставрополье были приведены в нормативное состояние 25 участков протяженностью более

17 км, также с обязательным обустройством пешеходных переходов искусственными неровностями, установкой дорожных знаков, светофорных объектов, ограждений и так далее.

Эта работа будет продолжена в соответствии с утвержденной программой дорожной деятельности вплоть до 2030 года.

Акция стартовала

Об инициативе, ее целях, задачах и ожидаемом эффекте подробно рассказал эксперт проекта «Социальная кампания» Ярослав Костицин, к слову, наш земляк – уроженец города Благодарного.

По словам спикера, социальная кампания «ПРОдвижение БЕЗопасности» уже не первый год реализуется на территории нашей страны. Однако в этом году ее масштаб значительно расширен.  Ранее мероприятиями были охвачены в год порядка 10–15 самых проблемных, по статистике травматизма в ДТП, регионов России. В этом году в кампании принимают участие 40 субъектов, практически половина страны.

– Социальная  кампания имеет положительную обратную связь по опыту регионов, где она уже проводилась. В итоге было принято решение ее масштабировать и кратно увеличить число субъектов-участников с целью исполнения поручения Президента РФ о сокращении дорожно-транспортного травматизма, – отметил Ярослав Юрьевич. – Да, по стране фиксируется сокращение количества ДТП, но число аварий с участием пешеходов еще огромное – свыше 34 тысяч происшествий, и в них 3326 погибших. Коэффициент достаточно высокий.

Кампания стартовала в ряде регионов страны 1 июня, Ставропольский край – 13-й по счету запуска мероприятий. Проводится она в два этапа и завершится ближе к зиме. Летом мероприятия охватят пешеходов, водителей и кандидатов в водители, а осенью – в начале учебного года – будет вестись более плотная работа с министерством образования, будут задействованы детские сады, школы, ссузы и вузы.

– Общий охват по стране должен превысить 325 тысяч граждан, в крае –15969 человек.  Это минимальный показатель, который мы должны охватить через консультантов, а благодаря СМИ и «сарафанному радио» эта цифра будет кратно увеличена, – отметил эксперт. – Кампания несет с собой мощную информационную поддержку, в каждом регионе она начинается с подобной пресс-конференции с целью максимального информирования населения о проекте.

Для вовлечения населения в кампанию предусмотрены несколько форматов. С пешеходами работа ведется в местах массового скопления людей, в парках, скверах, у торговых центров и так далее. С водителями – исключительно на АЗС. Формат для пешеходов и водителей в целом похож. Для решения им будут предложены небольшие задачи, которые призваны напомнить водителям о безопасном проезде пешеходного перехода, а пешим участникам о том, как правильно и безопасно переходить дорогу. Мероприятия проходят в виде промоакций и не отнимают у человека, как правило, более трех минут.

С кандидатами в водители предусмотрен лекционный формат – в автошколах организуют 60-минутные занятия по безопасности. Как отметил спикер,  эта категория слушателей является одними из самых благодарных участников кампании, потому что они пришли за знаниями и хотят научиться пользоваться автомобилем правильно и безопасно.

Второй этап кампании начнется в сентябре. Для детских садов и начальных классов предусмотрен формат интерактивного спектакля с активным вовлечением ребят – это отличная поддержка мероприятий, которые регулярно с детьми проводят Госавтоинспекция и министерство образования. А в средней школе и в вузах мероприятия пройдут в виде лекций и бесед с демонстрацией 15-минутного видеоролика о безопасности дорожного движения.

– Все консультанты, которые  работают в крае, в хорошо заметной яркой форме. По окончании каждого контакта с участниками они вручают собеседнику световозвращающие брелоки и шнурки. Чем обусловлен выбор подарков? Дело в том, что, по статистике, в темное время суток чаще случаются аварии с серьезными последствиями для пешеходов, потому что их не видно. Бытует мнение: если фары светят на человека, значит водитель его видит, но это не всегда так. Мы рекомендуем использовать шнурки со световозвращающими элементами, и именно эту обувь надевать при нахождении на дороге в темное время суток. Одно дело, когда что-то статичное световозвращается, другое – когда человек идет и мелькает, это привлекает внимание водителя больше, тем самым сокращая вероятность происшествия, – рассказал Ярослав Костицин.

Спикер также добавил, что, как правило, пешеходы – участники ночных ДТП не имеют световозвращающих элементов. Многие пренебрегают этим простым, но важным для безопасности правилом. При этом есть и обратная статистика, когда при наличии световозвращающих элементов человек остается жив.

Журналисты – первые участники

Ознакомившись теоретически, представители СМИ смогли сами принять участие в кампании «на местах». Что можно отметить: локации яркие, заметные, как говорится, не проходите мимо. И не стесняйтесь участвовать. Вопросы не сложные, а задуматься и проанализировать свое поведение в качестве как пешехода, так и водителя никогда лишним не будет. Да и подарки получить приятно – они стильные и, безусловно, нужные.

Фото Госавтоинспекции Ставропольского края и из архива редакции

Читайте также

Какие новшества принесет август

С 1 августа начал действовать стандарт по классификации работ в строительстве. Он распространяется на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт и снос зданий и сооружений.

4 августа

Ветеран, ученый  и путешественник

Михаил Данилович учился пять лет. Студенчество, конечно, оставило у него только приятные воспоминания. Он с ребятами не только получал образование, но и творчески проводил время. Они пели песни, танцевали, сочиняли стихотворения. Некоторые отрывки поэм наш герой помнит до сих пор, хоть и спотыкается на некоторых строчках. Об учебе Лагунов, конечно, не забывал. Он считался одним из самых сильных студентов. На последних двух курсах получал специальную стипендию, которую начисляли только перспективным учащимся. Именно поэтому Михаила Даниловича оставили в аспирантуре, так как стране нужны были отличные химики: все понимали, что за технологиями – будущее. А с помощью различных реакций отдельных элементов можно создать нечто, что поможет сделать мир лучше!

4 августа

Сухая победа «Динамо» в Махачкале

После 75-й минуты стало заметно, что махачкалинские «динамовцы» начали «проседать». Силы постепенно покидали их. Они уже не успевали за многими мячами, совершая подкаты и фолы. Ставропольцы медленно, но верно дожимали соперника. Конечно, их вновь подводили ошибки. Однако давление гостей просто не могло ничем не закончиться.

4 августа

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа