С недавнего времени в различных источниках циркулирует информация о том, что банки будут блокировать переводы граждан между своими счетами.
В Региональном информационном центре Ставропольского края специально организовали пресс-конференцию «Блокировка переводов: финансовая безопасность граждан Ставрополья», чтобы из официальных СМИ жители края узнали, как избежать блокировки за переводы от большого количества людей и что такое «чёрный список ЦБ», кто в него попадает. Об этом журналистам рассказал заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного Главного управления Банка России Игорь Шапин.
Причины для подозрений
Когда клиент банка совершает переводы между своими счетами, это не вызывает никаких сомнений и подозрений у банков, пояснил эксперт. Возникшая озабоченность у граждан, по его мнению, связана с тем, что с 1 января 2026 года в силу вступают новые правила. ЦБ расширяет до 12 пунктов список признаков мошеннических операций, и в нем есть обозначенный пункт. Но это будет вызывать дополнительные действия от банка, в частности приостановку переводов, при сопутствующем хотя бы ещё одном обстоятельстве, вызывающем сомнения. Например, когда человек переводит себе большую сумму с нескольких собственных счетов на один, а потом в течение 24 часов отправляет деньги по совершенно новым для него реквизитам.
Игорь Шапин пояснил: «Эта норма вступает в силу потому, что мошенники зачастую не просто хотят, чтобы гражданин передал им денежные средства с какого-то одного счёта. Они, как правило, ведут к тому, чтобы он аккумулировал все свои деньги и одним переводом отправил злоумышленникам. Этот факт, безусловно, вызывает определенную тревогу у банков и относится к операциям, которые финансовое учреждение контролирует и пытается предотвратить мошеннические действия».
Спикер подчеркнул, что банк не блокирует денежные средства, а приостанавливает операции по их переводу. Разница в том, что при блокировке сбережения на счете становятся недоступны их собственнику, а приостановка перевода означает, что человек может обратиться в банк, а затем сделать другой перевод, то есть финансы остаются для него доступными.
Когда происходит блокировка операции?
Как отметил Игорь Шапин, она может происходить в двух случаях. Во-первых, для предотвращения мошеннических действий. Во-вторых, когда банк блокирует незаконную деятельность, которая может привести к легализации доходов, полученных преступным путём, либо к финансированию терроризма. Соответственно, эти случаи регулируются федеральными законами.
Один из примеров, когда требуется нарушить планы аферистов: получатель средств находится в так называемой базе Центрального банка России. В ней собраны данные о лицах и организациях, которые хотя бы раз были замешаны в подобных мошеннических действиях. Другой случай – когда перевод осуществляется на какое-то электронное устройство, допустим телефон, номер которого тоже когда-то «засветился» в преступной схеме. Еще один случай – если платёж нетипичен для пользователя.
«Общество делится на разные социальные, возрастные, гендерные группы, каждой из которых присущи какие-то характерные действия, – пояснил Игорь Шапин. – Наверное, пенсионер вряд ли будет совершать финансовые операции в два часа ночи, а молодой человек вполне может. Поэтому здесь тоже идёт некая оценка действий: кто делает, когда. Опять же, настораживает тот факт, если переводу предшествовала суперактивность телефонных звонков».
Еще одна причина для блокировки – когда в отношении получателя уже возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Вряд ли все эти критерии можно назвать надуманными, пояснил выступающий.
Следует также знать о ряде факторов, указывающих на сомнительность операции. К примеру, если достаточно часто в один день получателю средств массово приходят деньги от совершенно незнакомых людей, завтра – от других, а послезавтра – от третьих лиц. Наверное, каждый сталкивался с тем, когда занимающийся торговыми делами гражданин просил перевести ему деньги на карту, если у покупателя нет налички. Возможно, это просто индивидуальный предприниматель, у которого есть свой счет, как у ИП. А если происходит много переводов изо дня в день на карту физического лица, это вызывает вопросы и требует получения от него дополнительной документации, подтверждающей законность действий.
Нужен «период охлаждения»
В ЦБ обратят внимание, если гражданину поступает более 30 переводов в день или когда у него средний остаток на счете не более 10 % от его ежедневного большого оборота, то есть в конце дня 90 % средств куда-то уходит. Другой пример – более десяти переводов в день и более 50 в месяц с карты, которая до этого была неактивна, по ней не проводили платежи, и вдруг она резко «заработала». В случае переводов, вызывающих подозрение в том, что они осуществляются в целях легализации незаконных доходов, банк должен располагать сразу двумя и более сомнительными факторами, только при их наличии «загорается лампочка», предупреждающая: «Надо дополнительно провести контроль». Для того чтобы обезопасить граждан от хищения денежных средств, и установлен этот «период охлаждения» в два дня, в течение которых финансы могут находиться в банке и платёж не будет проводиться. За это время родственники, знакомые гражданина, узнав, что он сделал, могут ему посоветовать принять правильное решение.
Все рекомендации ЦБ другим банкам размещены на его сайте, но каждое финансовое учреждение может дополнить список со своими критериями с учетом особенностей категорий клиентов, которые у них обслуживаются. Игорь Игоревич еще раз заострил внимание журналистов: «Всё это делается в благих целях только для того, чтобы обезопасть денежные средства россиян и не дать мошенникам их обмануть, а не для того чтобы ущемить в правах».
Каков же алгоритм блокировки? Допустим, человек аккумулировал все свои средства на одном счете, чтобы помочь попавшему в беду родственнику. Игорь Шапин пояснил: «Когда остановка перевода осуществлена в рамках помощи от мошеннических действий, здесь всё просто. Если банк приостановил операцию, как правило, он связывается с этим клиентом путём смс-информирования, пуш-уведомления, также может позвонить сотрудник и так далее. Но звонки от банков еще раньше набили оскомину и вызывают у людей отторжение. После такого звонка вы можете поблагодарить и перезвонить в колл-центр по номеру с оборотной стороны карты, чтобы узнать всю информацию. Тем самым вы себя уже обезопасите. Второе – если банк не смог связаться с клиентом за два дня, по их истечении он проведёт платёж. Если эта операция действительно не была совершена под давлением мошенников, с вашего личного согласия (бывают и иные случаи списания средств без него), вы просто можете позвонить в банк и сказать, что сами её проводили. Если она не прошла, банк предложит повторный платёж, второй раз он блокироваться не будет. Но даже если вы подтвердите платёж, его всё равно заблокируют на два дня, в случае если получатель находится в «черном списке» Банка России. Когда физлицо настаивает на переводе, его сделают, но ответственности банк уже нести не будет никакой».
А как же деньги на подарки?
Реальный пример из жизни на пресс-конференции привела журналистка. Она глава родительского комитета у своих детей в школе и детском саду, несколько раз в год на ее карте происходит повышенная активность – сбор денег от других родителей на подарки к Новому году и на 8 Марта. Стоит ли беспокоиться о блокировке? Игорь Шапин дал важный совет: «Все проблемы начинаются от отсутствия информированности. Если вы не информированы, идут жалобы. Если банк не информирует, идут приостановки. Простой способ сообщить банку, что частые перечисления на ваш счёт не являются мошенническими, – воспользоваться в личном кабинете функцией «сбор средств». Создаете ссылку для сбора денег и рассылаете ее всем, кто будет в этом участвовать. Тем самым вы банк проинформировали. Более того, во вкладках можно выбрать, для чего нужен сбор средств (детский праздник, корпоративное мероприятие и т. д.). Там вы указываете примерную сумму, банк может запросить и количество участвующих, в какой период это будет происходить – неделя, 14 дней, месяц. Тогда у банка не будет сомнений в легальности переводов. И вы будете уверены, что по этим основаниям вам не приостановят операции».
Эксперт Центробанка также напомнил, что у Росфинмониторинга с 1 июля 2025 года появилась возможность приостанавливать операции на срок до десяти дней именно гражданам без решения суда. Если за это время поступит информация, что действия выходят за рамки законодательства, перевод может быть приостановлен еще на 30 дней.
Нетипичный платёж
Под него может попасть большая сумма перевода. Допустим, ранее переводили только небольшие деньги, и вдруг – 50 тысяч рублей. Как один из критериев этот факт не может привести к блокировке. Но если совпали несколько критериев, то к гражданину могут возникнуть вопросы, с чем это связано. Более 10 платежей в сутки и свыше 50 в месяц тоже вызовут вопросы. «Всё это касается конкретного гражданина, – пояснил эксперт. – По нему сложилась определенная типология, и вдруг что-то выходит за рамки его обычной финансовой деятельности. Это вызывает как минимум вопросы: действует он по своему собственному желанию либо под воздействием мошенников. И здесь перевод могут приостановить».
Контроль снятия наличных
Эксперт советует ставропольцам крупные суммы денег снимать в офисах банков. Это обеспечит гарантию успешной операции после того, как сотрудник проведет с вами беседу и удостоверится, что вы делаете это не под давлением третьих лиц и осознаёте свои действия.
Лучше переводить крупные суммы (например, как было сказано, попавшему в неприятную ситуацию родственнику) через кассу банка после предварительной беседы с сотрудником. Но определённой суммы, больше которой банки приостанавливают денежный перевод и начинают проверку, в России нет.
Прозвучало и то, что жители края могут пополнить базу Банка России информацией о замешанных в мошенничестве счетах. Она формируется по данным из двух источников – МВД России и банков. Эти сведения они получают самостоятельно в ходе ведения своей деятельности после проведения анализа движения средств по нескольким счетам, приводящим к одному, скорее всего, мошенническому.
Также граждане, ставшие жертвами мошенников, или те, кого пытались обмануть, зачастую звонят в банк и сообщают об этом. Там сведения перепроверяют и вносят в базу. Кстати, попавший в неё по ошибке, как он считает, может оспорить такое решение, сделав запрос в свой банк, почему это произошло, чтобы его из этого так называемого «черного списка» исключили. Можно также обратиться в Банк России. В течение 15 дней Центробанк рассмотрит заявление и даст ответ в установленном порядке.
Доступ к базе есть у всех финансовых организаций страны. Этот список постоянно растет и расширяется, поэтому количество блокировок увеличивается. А число жалоб от граждан за три квартала текущего года по сравнению с тем же периодом 2024-го на Ставрополье возросло в четыре раза. Всего в нынешнем году поступило 298 жалоб. По словам спикера, это достаточно много. Но они связаны в большей степени с обращением физических лиц, которые не информированы, что надо делать, когда платёж не прошёл. Не дозвонившись в свой банк, человек пишет жалобы в ЦБ РФ. Поэтому кредитные организации сейчас обязали информировать граждан о причинах приостановки операции и о том, какие действия необходимы для их проведения в спокойном режиме.
Только за третий квартал в целом по стране банки не допустили мошеннических действий 28,5 млн раз! Эти попытки были совершены либо под давлением мошенников, либо без участия распорядителей счета. При этом 3,5 триллиона рублей благодаря введенным мерам удалось сохранить. И всё-таки злодеи похитили 8,2 миллиарда рублей со счетов граждан. Сумма тоже большая, но удалось сохранить в 500 раз больше, чем было украдено. Именно поэтому постоянно совершенствуется нормативная база, чтобы предотвратить обогащение аферистов. Сокращается количество жалоб на мошеннические действия, их за третий квартал поступило в крае 62 против 86 за тот же период прошлого года. «Это тоже можно расценивать как эффективную деятельность в решении проблемы, в том числе Банка России», – заключил Игорь Шапин.
Фото Артёма ФОКИНА

