Борьба со спамом: реалии и перспективы | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Борьба со спамом: реалии и перспективы

Борьба со спамом: реалии и перспективы

23 августа
19:10

Как миллионы граждан нашей страны, я давно являюсь жертвой навязчивых телефонных звонков, которые поступают из банков, организаторов сомнительного рода лотерей или таких же «мутных» опросов общественного мнения. Это не говоря уже о «классических» мошенниках. Естественно, не один я задаюсь вопросом, как избавить себя от надоедливых, а то и вовсе зловредных контактов.

 

В этом материале постараюсь проанализировать как собственный опыт, так и обращусь к советам специалистов, а также проанализирую природу происхождения самого процесса телефонного и иного спама.

Таким термином называют массовое отправление гражданам в том или ином виде информации, которую у них нет желания получать.

 

История вопроса

Как ни странно, у такого неприятного явления, как спам, даже есть свой день рождения. Началось все 3 мая 1978 года, когда было отправлено первое официально зарегистрированное нежелательное рекламное письмо. Это сообщение подготовила фирма по изготовлению электронной техники, которая уже не существует, но навсегда вписала свое имя в историю, пусть и не самым достойным образом. Компания разослала примерно четыре сотни писем респондентам, которые их никак не ждали. С помощью такого шага креативные рекламные специалисты решили продвинуть новые мини-компьютеры. То объявление было распространено по сети Арпанет – предшественнице сегодняшнего Интернета.

Конечно, истинный масштаб самого настоящего «стихийного бедствия», которое получило наименование «спам», мир узнал в 90-е годы минувшего века, когда глобальная сеть получила массовое развитие. Этот термин для «электронного мусора» еще в 1993 году, образно выражаясь, «запатентовал» системный администратор Джоэл Фер.

В настоящее время спам в самых различных формах процветает на всей планете. Специалисты по продвижению товаров и услуг безостановочно и на перегонки изыскивают новые способы привлечь внимание потенциальных клиентов. Сюда относятся массовые рассылки смс и навязчивые телефонные обзвоны граждан. В последнем на помощь неугомонным рекламщикам приходят роботы и искусственный интеллект. В то же время никуда не делись и вирусные рассылки по электронной почте. Также появились push-уведомления – короткие сообщения, которые всплывают на экранах устройств пользователей – компьютеров, планшетов или смартфонов. Набирает силу реклама в мобильных приложениях и другие разновидности спама. С этим безобразием борются специалисты по всему миру, стараясь найти способы защиты спокойствия людей. В тех же целях парламенты разных стран, в том числе и Российской Федерации, принимают необходимые законы.

 

Изменения в отечественном законодательстве

В нашей стране закон, предусматривающий значительные штрафы за распространяющие спам телефонные звонки, вступил в силу относительно недавно –

17 апреля текущего года. Новый вид финансовых санкций был введен в Кодекс об административных правонарушениях России. Штрафы предусматриваются за «нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи».

Таким образом, если в совершении нежелательных для абонентов на другом конце провода телефонных звонков уличат какого-либо конкретного человека, к примеру предпринимателя либо директора того или иного предприятия, то он может реально заплатить деньги. Речь идет о сумме в двадцать тысяч рублей для физического лица, а вот организацию могут оштрафовать на триста тысяч, в случае рецидива - даже на миллион рублей.

Данные законодательные поправки были приняты на фоне серьезного роста в последнее время трафика спама в сотовых сетях. По данным экспертов, следящих за этим сегментом, с начала минувшего года массив нежелательных телефонных звонков увеличился на одну треть. Можно привести и другую показательную статистику – только за первое полугодие 2023-го лишь один оператор мобильной связи заблокировал свыше миллиарда (!)

нежелательных вызовов. В то же время во всей данной сети за аналогичный период было зарегистрировано порядка четырех миллиардов телефонных звонков, у которых присутствовали признаки несанкционированной рекламы. Это в два раза больше сопоставимых показателей позапрошлого года.

 

Достали...

Практически каждый гражданин нашей страны как минимум один раз в день получает спам-звонки. Автор во время написания этого материала столкнулся с ними трижды. Как риторически заметили в комитете Государственной Думы России по информационной политике, информационным технологиям и связи, те, кто обычно распространяют спам, чаще всего задействованы в незаконном обороте персональных данных россиян. Они нелегально покупают слитую на «черном рынке» информацию об абонентах, являясь, таким образом, членами цепочки криминальной обработки данных. Именно эти интересанты и формируют спрос на то, чтобы хакеры и дальше похищали конфиденциальную информацию в различных компаниях. Наверняка новый закон является важным шагом в направлении комплексной борьбы с противоправной обработкой данных личного характера. Как это работает сейчас и, главное, как проявит себя в перспективе – большой вопрос. Пока улучшений, на мой взгляд, не очень много.

В Федеральной антимонопольной службе, которая курирует область рекламы, высказываются официально и, скорее всего, безнадежно. Мол, новый закон «повысит эффективность мер контроля на рынке рекламы». Антимонопольщики считают, что новые нормы приведут к снижению числа указанных выше нарушений покоя потребителей, а также будут способствовать их защите от навязчивой рекламы и введения в заблуждение относительно качества финансовых услуг. Законодательный шаг, безусловно, важен, но после его введения весной текущего года ситуация не сильно поменялась.

 

Перспективный государственный подход

Эксперты, практически, единодушно уверены, что высокие штрафы пусть несколько умерят пыл навязчивых распространителей ненужной рекламы, но точно не «поставят крест» на спам-звонках как явлении. Уже сейчас специалисты не сидят сложа руки и разрабатывают новые инициативы по защите спокойствия простых граждан. В частности, заместитель председателя Совета по цифровой экономике при Совете Федерации Артем Шейкин предложил создать сервис жалоб на нежелательные звонки на портале Госуслуг. Зарегистрированные там пользователи, число которых уже давно превысило сотню миллионов человек, в специальной форме смогут указать подозрительные цифры телефона, дату и время звонка, а также свой собственный номер. Далее должен вступить в действие следующий алгоритм – министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций страны сможет запросить сведения о совершенном вызове у операторов сотовой связи. Последние будут обязаны сообщить о факте данного телефонного звонка и, следовательно, предоставить информацию о его отправителе.

Автор этой грамотной инициативы логично полагает, что федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – Роскомнадзор – вместе с операторами мобильной связи должны организовать оперативный обмен информацией. Цель этого очевидна – более эффективная работа в части правового применения хорошего нового закона. Также компании мобильной связи, отслеживая повышенную активность привязанных к спаму телефонных номеров, к примеру, на протяжении какого-то определенного отрезка времени, могут передавать такие данные для проверки в Роскомнадзор. А этой структуре уже гораздо проще устанавливать абонентов, определять принадлежность номеров юридическим лицам, что приведет к привлечению нарушителей к ответственности. Все это звучит обнадеживающе и, искренне надеюсь, будет обязательно воплощено в жизнь.

 

«Народные» базы

Пока же спам-звонки активно продолжаются. Аналитики подчеркивают, что в нашей стране есть немало организаций, которые, очевидно, на коммерческой основе предоставляют услуги для массового обзвона. Незаконные подменные номера используют большей частью мошенники. А вот что касается рекламы товаров или услуг, то законом она не запрещена. Именно поэтому спам поступает в эфир абонентам от людей или роботов, которые звонят с реальных телефонных номеров официально работающих в нашей стране операторов мобильной связи.

Граждане, которых «достал» телефонный спам, создают специальные сайты для внесения номеров в так называемый «черный список». На таких сервисах можно оставлять отзывы о телефонном звонке, и его помечают в качестве рекламного либо нежелательного. Тем не менее эксперты подчеркивают, что такая «народная инициатива» не сильно продуктивна. Это мнение поддерживает и автор, который имел опыт пользования ею. Более эффективно выглядит подключение услуги «антиспам» от своего мобильного оператора. Она, во всяком случае, на начальном этапе эксплуатации бесплатна и работает на любых телефонах. Ведь мобильные компании заинтересованы, чтобы люди как можно больше звонили и не боялись отвечать незнакомым абонентам. Все логично – базы у операторов сотовой связи большие, и работают они эффективнее, чем «народные».

 

«Антифрод» в качестве варианта

Еще с позапрошлого года российские операторы сотовой связи используют систему под названием «антифрод». Она позволяет верифицировать каждый телефонный вызов и собирает в единую базу данные о всех поступивших звонках. Благодаря этому, подключенные к ней компании могут автоматически получать информацию об активности номера. В случае, когда система подтверждает, что вызов реальный, а номер не подменный, устанавливается безопасное соединение. Если же подобного подтверждения нет, оператор может принять решение об отклонении звонка.

Как подчеркивают в Роскомнадзоре, нормы российского Закона «О связи» обязывают компании мобильных операторов при передаче сообщений и установлении телефонных соединений фиксировать абонентский номер или уникальный код идентификации, выделенный звонящему. В федеральной службе перечислили случаи, в которых оператор обязан прервать звонок. Речь идет о том, когда система «антифрод» установила отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, но исключение при этом составляют телефонные звонки из-за границы. Также, когда российский номер используется при вызове из-за рубежа, а равно в случае, если у оператора нет данных об абоненте, совершающем входящий звонок.

Опыт использования «антифрода» комментируют и ведущие отечественные сотовые операторы. В частности, в одной из компаний сообщили, что за первый квартал текущего года было отсеяно почти сто миллионов нежелательных вызовов. Подозрительные звонки выявляют с помощью аналитических алгоритмов. Под блокировку в этом случае попадает наибольшая часть спама, а те же вызовы, которые доходят до адресата, идентифицирует виртуальный секретарь оператора с элегантным женским именем. Она показывает абоненту на экране мобильного устройства предупреждение о том, кто его беспокоит. К примеру, «банк», «интернет-магазин» или «массовый обзвон».

 

Мессенджеры и личный опыт

Сложнее выявлять назойливых рассыльщиков спама в мессенджерах, но в этом должны помочь большие массивы хранения данных и искусственный интеллект. Для этого мобильному оператору нужно взаимодействовать с банком, в котором человек пытается получить кредит, или, возможно, по настоянию злоумышленников перевести им деньги. Финансово-кредитная организация должна обратиться в компанию за дополнительными данными о том, разговаривал ли конкретный человек о чем-то в мессенджерах. Оператор сотовой связи, со своей стороны, может зафиксировать факт звонка и сообщить банку, что абонент общался через определенное приложение. Пока такие перспективные варианты взаимодействия находятся в разработке, и хочется надеяться, что будущее как раз за ними.

Лично я установил на свой смартфон бесплатную версию приложения, фиксирующего нежелательные звонки, о чем оно мне, практически, каждый день и сообщает. Определяет не всех, но я усердно блокирую каждый номер, с которого поступил спам-вызов. Если говорить о мессенджерах, то там периодически обнаруживаются звонки даже из Индонезии и Парагвая, а также сообщения будто бы от знакомых абонентов, но подписанные немного по-другому. Так, несколько раз меня пытались «пробить» от имени руководителя организации, в которой работаю. Я поступил просто – проверил номер, с которого пришло послание, и, поняв, что он не соответствует имеющемуся  моему списку контактов, немедленно его заблокировал. Аналогично советую поступать и всем остальным.

Резюмировать же все сказанное выше можно так – «спамеры» и мошенники очень активны и изобретательны, но государство стремится бороться с ними. Пока не приняты и реально не заработали перечисленные мной грамотные и нужные инициативы умных людей, надо всегда находиться начеку, по возможности игнорируя звонки с незнакомых телефонных номеров и сообщения в мессенджерах, даже если установленные вами в аппарате приложения не идентифицировали их в качестве спама.

Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.

Фото автора

Читайте также

Социальный фонд – для молодежи и пенсионеров

Сохранить вовлеченность в жизнь общества помогают волонтерские проекты и акции. Так, пенсионеры, например, плетут маскировочные сети, вяжут и шьют для военных СВО, с удовольствием поддерживают добровольческие инициативы наших сотрудников.

20 ноября

Ситуация на рынке недвижимости

Инвесторы стали чаще вкладываться в недвижимость на территории региона Кавказских Минеральных Вод. В настоящее время ставропольские курорты являются «топом» среди территорий для инвестирования. Это связано с большим притоком туристов. Сейчас это выгодно. Инвесторы не могут пройти мимо такого лакомого куска.

20 ноября

«Виктор» сумел справиться с собой и обыграть «КАУСТИК»

Следующую игру игроки «Виктора» проведут уже 22 ноября в рамках Кубка России. Они отправятся в гости к «СГАУ-Саратов», наши гандболисты побеждали эту команду в первом круге чемпионата России на той же площадке. К слову, на игру в Саратов ставропольские гандболисты отправятся прямиком из Волгограда. Вот такое гостевое турне получится у «викторианцев».

20 ноября

Яблочный уксус

Приготовить уксус совсем несложно, хозяйки такой продукт из яблок готовят по-своему, но во всех рецептах, кроме тех, где в составе есть яблоки, еще присутствуют вода, сахар или мед.

20 ноября