Быть родителем – миссия выполнима | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Быть родителем – миссия выполнима

Быть родителем – миссия выполнима

31 июля
14:49

«Быть родителем – великая миссия» - такая расхожая фраза… Давайте немного задумаемся и попытаемся вместе вникнуть в смысл этого высказывания.

 

В чём величие родительской миссии, что имеют в виду люди, произнося это крылатое выражение? Просто, для красного словца или же в этих словах непреложная истина и от того, насколько хорошо справятся родители со своей миссией, будет зависеть каким станет будущее общество, а значит, будущее страны.

Быть родителем – это ответственность.  Ответственность за содержание ребенка, за воспитание, за поступки, которые совершает ребенок. ...Но прежде всего это ответственность родителей за самих себя – за то, что ребенок видит в повседневной жизни, как построены отношения в семье. Начинается все обычно торжественно и красиво: выписка из родильного дома, поздравления, цветы, улыбки родных… Но вот заканчивается счастливая суета, и молодые родители начинают постигать азы родительства. Ошибаясь, огорчаясь неудачам, радуясь победам, нащупывая свой путь, потому что нет единого рецепта, как вырастить достойного человека, что нужно сделать, чтобы твой ребенок был счастливым. Когда-то очень давно, у Шалвы Александровича Амонашвили, педагога, автора Гуманной педагогики, в телевизионной передаче спросили молодые родители: «Когда, с какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка?» Педагог уточнил: «А сколько вашему ребенку?» Родители ответили: «Пять месяцев!», и Шалва Александрович сказал: «Вы опоздали на пять месяцев!»

 

 

Как здесь не вспомнить родителей, приверженцев, как они утверждают, «японской системы воспитания», согласно которой ребенок не должен слышать слов «нет» и «нельзя» до пяти лет! То есть с момента рождения малыш растет и постепенно, благодаря вседозволенности, убеждается в том, что он практически наместник Бога на земле, царь семьи, можно требовать, топать ножками, закатывать истерики, причинять неудобства окружающим, а потом резко, в один из дней – всё, больше так нельзя! И наступает трагедия для маленького человека, который никак не может понять, что изменилось в мире, почему теперь ему нельзя вести себя привычно. Трагедия для родителей, которые жалуются на быстрое расходование нервных клеток, на истерики в общественных местах, на замечания окружающих по поводу недопустимого поведения ребенка… Потому что так не бывает: в течение пяти лет ребенок растет в атмосфере вседозволенности, а потом родители пытаются резко включить свой авторитет и ввести в жизнь малыша систему запретов.  Обязанность родителей – ставить перед детьми обоснованные ограничения с самого раннего возраста, учить их на примерах и наставлениях. Дети могут сопротивляться, капризничать, протестовать, но родители вправе настаивать на разумном поведении детей.

Есть и другая крайность – это родители, не до конца понимающие миссию родительства. К сожалению, иногда приходится слышать: «Для того ребёнок и ходит в детский сад (школу), чтобы там его воспитывали! Сейчас главное - прокормить, одеть-обуть, а воспитывают пусть педагоги - выполняют свои непосредственные обязанности!» Как же печально, когда родители занимают такую позицию! Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» четко указывает: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Значит, быть родителем – это не только родить, накормить, одеть-обуть, а нечто гораздо большее.

Великие дела рождаются в семье.

 

Я – Путник Вечности. Но я ваш Ребёнок.

У меня нет земного посоха. Дайте мне воспитание,

оно и станет моим посохом.

 

Мы уже обращались к мыслям педагога Ш.А. Амонашвили, это цитата из его книги «Баллада о воспитании». Прекрасно, если молодые родители захотят ознакомиться с ней. Наверное, отсюда и пошли мудрые изречения: «Настоящий родитель - не тот, кто родил, а тот, кто воспитал», «Мало родить, главное – достойно воспитать». Потому что всё-таки самая главная функция родителей, показатель успешности родительства – это каким вырастет их ребенок, будут ли они им гордиться, станет ли их чадо просто достойным, хорошим человеком, опорой родителям в их преклонные годы.

Вдумаемся: вос-питание… Слово состоит из двух частей, но все же «питание» - не главный смысл в самом простом понимании. Здесь оно несет совсем другую нагрузку: наполнение внутреннего мира ребенка общечеловеческими, общекультурными ценностями, моральными качествами, знакомство с понятиями «хорошо» и «плохо». А детские психологи и педагоги уверяют, что почти 90% всей информации ребенок получает в возрасте до пяти лет. Так кто же, как не родители, обязаны заложить основу правильной системы ценностей в детское сознание! Ребёнок - зеркало своих родителей. Тоже расхожая фраза, но ведь и в ней есть зерно истины, и задача родителей, чтобы это отражение не было кривым, чтобы отражались в этом зеркале семейные ценности, традиции, гордость за своих предков, уважение к старшему поколению.

Многие родители думают, что чем старше становится ребёнок, тем меньше ему нужны родители, а это далеко не так. Конечно, подросток уже не нуждается, чтобы его вовремя накормили, переодели, придумали, чем занять свободное время, развлекали, но на передний план выходят другие проблемы. Это возраст осмысления, становления, расставления приоритетов, и заслуживает он особого родительского внимания. На этапе взросления подростку очень нужны близкие люди, которые его поддержат, посоветуют, и хорошо, если такими людьми окажутся родители. Но для этого необходимо одно важное условие: родители должны вызывать полное доверие и обладать авторитетом.  И вот здесь многие родители попадают в сложную ситуацию, путая авторитарность и авторитет. «Авторитет» и «авторитарность» – однокоренные слова, но смысловое значение разное. Авторитарность означает злоупотребление властью, а авторитет – использование своей власти для полноценного развития ребенка.

Несомненно, родительская любовь -  определяющий фактор в воспитании детей. Любовь к ним составляет основу родительского авторитета. Именно в подростковый период родители должны быть наиболее терпимы, контролировать себя, а не винить ребёнка во всём. Но как же важно не переусердствовать с родительской любовью, которая уже будет не крыльями за спиной, а удавкой на шее. Я сейчас говорю о гиперопеке, когда родители не понимают, что ребёнок — это отдельный человек, а не собственность мамы или папы... Родители подобным образом пытаются изолировать свое чадо от ошибок, которые могут настигнуть его во взрослой жизни, но дело в том, что он и должен их совершить, чтобы получить опыт, пусть болезненный, но опыт, а задача родителей – поддержать в трудную минуту, вселить уверенность, что все преодолимо.

 

Ребенок — это выпущенная стрела.

Чем старше становится, тем дальше улетает.

Мы — лук, а наши дети — стрелы.

 

Этот афоризм принадлежит арабскому мыслителю Халилю Джебрану. «Если любишь – отпусти» - как тяжело осмыслить и понять эту истину многим родителям уже повзрослевших детей! Но ведь нельзя держать своего ребенка за руку на протяжении всей его жизни, отпускать можно и нужно, снабдив его достойным багажом, воспитав в нем правильные ценностные ориентиры.

Вот такая нелёгкая миссия – быть родителем. На первый взгляд может показаться, что миссия невыполнима. Да нет же – вполне выполнима! Хорошими родителями не рождаются, ими становятся, нужно просто хотеть слышать, перенимать позитивный опыт, учиться. И как важно учить быть родителями! Возможно, этому нужно начинать учить еще в школе, потому что некоторые становятся родителями в весьма юном возрасте. Почему-то есть школа приёмных родителей, а вот просто школы родителей нет. Не той, что для молодых мам и пап перед рождением ребенка, а той, где говорилось бы о великой миссии быть родителями и об ответственности перед обществом за нового члена этого общества.

Лена АНДРОСОВА, воспитатель ГКУСО «Ставропольский приют «Росинка».

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября

Главный секрет успеха – делать добро с любовью

Активисты женсовета одновременно являются членами группы «Автоволонтёр Ставрополь», которая с начала СВО под руководством Артура Гюлумяна занимается сбором гуманитарной помощи и её доставкой на фронт нашим защитникам. Сейчас готовится 13-я поездка в зону СВО. Большую работу провела в коллективе член президиума женсовета директор школы-интерната №36 Татьяна Захарина. Преподаватели и родители учащихся собрали тёплые носки, салфетки, полотенца, предметы личной гигиены, медикаменты. Дети написали письма с рисунками, заламинировали охранные молитвы для православных и суры для солдат, исповедующих ислам. На собранные деньги куплен генератор. Такую же работу провела руководитель музея «Родные пенаты» преподаватель СОШ №20 Надежда Симонова. Активисты группы «Поиск» ученики 5-го «Б» и 7-го «В» классов принесли на встречу в женсовет более ста рисунков и писем, адресованных воинам. Гости с интересом рассматривали подарки, которые в ноябре будут доставлены бойцам на фронт.

1 ноября