Чинов почитание

Елена Павлова
Комитет Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности, Ставропольское региональное отделение "ОПОРА России" провели научно-практическую конференцию "Пути и методы совершенствования государственного регулирования рыночной экономики на современном этапе". В работе конференции приняли участие представители органов власти, президент межрегиональной (Российской) лицензионной палаты В. Заводнов, руководители лицензирующих органов субъектов ЮФО, работники науки, предпринимательские структуры, общественные организации, средства массовой информации. В городах и районах края работало более 20 секций. Особенно интересной была работа секции "Государственная служба. История и современность".

Работа секции проходила в историческом во всех смыслах месте — в Ставропольском государственном краеведческом музее. И особое внимание участники заседания уделили именно истории развития государственной службы в крае и России.

Еще маркиз де Кюстин, в петровские времена путешествуя по "варварской России", заметил, что "в России гоняются не столько за деньгами, сколько за чинами". Наше чиновничество имеет весьма внушительную историю. Первые государевы люди появились еще в середине XVI века. И набирать обороты наше чиновничество начало, конечно же, при великом реформаторе Петре I. Именно тогда был составлен первый реестр чиновной службы. В 1811 году открылось первое в России высшее учебное заведение, поставляющее государственных чиновников для различных госслужб. Это был блистательный Царскосельский лицей! Надо ли говорить, какие люди вышли из его стен? Пушкин, декабристы, литераторы да и просто высокообразованные молодые люди, многие из которых и к дворянству-то ранее не принадлежали.

Знаменитая "Табель о рангах" была расписана до мелочей. Чиновная лестница имела 14 ступеней, и все, кто ее проходил, проходили и через игольное ушко тогдашних требований к чиновникам. Ну, к примеру, каждый чин имел особую форму одежды, украшенную специальными, присущими только этому рангу пуговицами, эполетами, пелеринами и прочими внешними атрибутами службы. Гораздо сложнее был внутренний мир тогдашнего чиновника. Он был настолько зажат своим положением, что даже в мыслях не мог себе позволить перечить старшему по чину. А взятки, коими всегда некрасиво "славилась" Россия? "Не по чину берешь!", "Не по чину поклоны!" — вот вечные сопровождающие нашего "старинного" российского чиновника. Достаточно добавить, что в те годы даже дворники были государевыми слугами и имели специальную форму, пуговицы и прочее, чтобы понять, что чиновничья сеть опутала тогдашнюю Россию достаточно плотно. По приблизительным подсчетам, на 61 миллион населения тогда приходилось 6 миллионов чиновников. Их звания наряду с другими сведениями записывались даже в паспортные данные! И можно себе представить, в каких океанах "нужных" бумаг утопала государственная служба. Наряду с чиновничьим ранжиром существовал и ранжир купеческий. Купцы делились на три гильдии. И переход из одной гильдии в другую, рангом повыше, нередко сопровождался неимоверными усилиями и волей. По законам того времени, если купец дважды не выполнял данное слово, то уж на третий, будьте уверены, к нему применяли специальные меры, и случалось, что купцы вообще "вылетали" из гильдии.

Век двадцатый перевернул жизнь в России. "Табель о рангах" просуществовал до 1918 года, а потом на смену "старорежимным" чиновникам пришли новые – те самые кухарки, способные, по словам вождя Ульянова-Ленина, управлять государством. Из государственной службы активно вычищались чиновные люди прошлого, а на смену им приходили новые, в большинстве своем постигавшие грамоту управления и собственно грамоту одновременно. Но новое правительство быстро сообразило, что так не науправляешь, и эти неграмотные чиновники быстро заменялись новыми, специально обученными людьми. Тогда же набрала обороты другая система найма на госслужбу. Круговая партийная, а также семейная порука способствовала рождению новых кланов, управлявших страной. К сожалению, можно признать, что система, существовавшая до революции, хоть и была неповоротливой, но все-таки вела страну к процветанию. Новая же система лишь поддерживала жизнь в государстве. А как же Магнитка, Днепрогэс, Беломорканал и другие народные стройки? Да никак. Народу в стране было много, тоталитарный режим предпочел наиболее быстрый выход из кризисов и неудач: десять мужиков с лопатами, согнанные в лагеря, были по эффективности равны одной землечерпалке.

Прошли годы, и в начале семидесятых вдруг стало понятным, что чиновник в Советском Союзе – больше, чем чиновник. По утверждениям западных аналитиков, да и наших, робких тогда диссидентов, жизнь в стране остановилась. Чиновник обрел такую силу и стал настолько бездеятельным, что эти годы считаются "золотыми годами" чиновничества.

Новая Россия потребовала новых усилий. И после неразберихи начала 90-х наконец-то стала просматриваться основная линия: как и чему должен служить российский чиновник? То есть служить-то он должен государству, на то он и государственный чиновник. Но вот как сделать, чтобы он это осознал и не превращал свою работу в свою кормушку? Именно об этом говорил Президент В. В. Путин в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию. Сегодня в России существуют и эффективно работают ряд учебных заведений, поставляющих специалистов-чиновников. Есть и у нас в крае два таких высших учебных заведения. Молодые люди, получающие там дипломы об образовании, идут работать в управления, отделы различных государственных, муниципальных и административных служб. И если Россия с давних времен считается страной мундиров, чести и чинов, так, может, это и хорошо? Может, и придут времена, когда за честь мундира и чина у нас будут сражаться и носить чиновничий мундир в России будет почетно?

Наталья Буняева.



Последние новости

Все новости

Объявление