Дружба на расстоянии | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Вера СЫТНИК
Дружба на расстоянии

Дружба на расстоянии

26 апреля
18:07

28 апреля – Всемирный день породненных городов

Города-побратимы Ставрополь и Чжэньцзян разделяют свыше 6000 километров – пустяк по сравнению с желанием обеих сторон подружиться.

По решению Всемирной федерации породненных городов, основанной в 1957 году, ежегодно 28 апреля отмечают праздник – День породненных городов.

У Ставрополя есть шесть побратимов в разных частях света. Один из них – китайский Чжэньцзян, история дружбы с которым ведет отсчет с 2012 года. О крупном промышленном и туристическом городе «Вечернему Ставрополю» рассказала публицист, автор книг для детей и взрослых Вера Сытник, которая четырнадцать лет жила в Китае, а потом переехала на Ставрополье.

Вера Владимировна сама видела, с какой быстротой в Поднебесной происходили изменения: росли небоскрёбы в городах, благоустраивались деревни, расширялись дороги, густела паутина железнодорожных скоростных магистралей, возводились больницы и музеи, разбивались парки и скверы. И всё монументально, крепко, с размахом, с пониманием того, что создаётся это для миллионного населения.

 

Вера Сытник родилась в Комсомольске-на-Амуре. Филолог по образованию. Работала музыкальным руководителем в детском саду, корреспондентом районной газеты, преподавателем мировой художественной культуры, русского языка и литературы. С 2006 по 2019 год жила в Китае, где преподавала русский язык. Сейчас живет в Ессентуках. Автор двадцати книг для детей и взрослых, участница коллективных сборников, альманахов. Составитель нескольких сборников по внеклассному чтению. Победитель краевого конкурса социально значимых проектов 2023 года, победитель и лауреат международных конкурсов в России, Германии, Болгарии, Великобритании. Некоторые рассказы переведены на английский, итальянский, немецкий языки.

 

 

Древний город холмов

Город Чжэньцзян расположен среди холмов и гор, рядом с полноводной рекой Янцзы. Его основали в 545 году до нашей эры в период господства представителей династии Чжоу. В 211 году до н.э. при первом императоре Цинь Шихуанди был создан уезд Гуян, который затем был переименован в Даньту. Китайская легенда гласит, что фэншуй этого места был настолько ощутимо полезен, что первый император приказал трём тысячам заключенным вырыть туннель через один из холмов Чжэньцзяна, чтобы рассеять энергию Ци на ближайшие окрестности. В 209 году на месте будущего Чжэньцзяна было построено военное укрепление. Шли годы, уезд менял своё название, а вокруг укрепления рос город.

Город особенно процветал с X по XIII век, когда он производил прекрасные шелка, атлас и серебро для императоров династии Сун. При династии Цин (1636 – 1912) население Чжэньцзяна достигало полумиллиона человек. Город был окружён серией кирпичных городских стен высотой до одиннадцати метров. В 1928 году уезд Даньту был переименован в Чжэньцзян. В 1958 году его присоединили к городу с одноименным названием.

Теперь это мегаполис площадью около 3840 квадратных километров с населением более 3,2 млн человек, что по китайским меркам не так уж и много, если сравнить, к примеру, с Шанхаем, где эта цифра составляет 24 миллиона. В настоящее время Чжэньцзян находится на 26-м месте по численности населения среди крупнейших городов Китая. Город утопает в зелени. В далёком 1949 году он был засажен сикомором, плоды которого похожи на инжир. Со временем деревья обильно разрослись. Сейчас в топе самых чистых городов Китая Чжэньцзян стоит на втором месте, уступая лишь городу-курорту Санье.

Облик Чжэньцзяна сочетает современные здания, основанные на применении высокотехнологичных строительных материалов; памятники архитектуры, которых здесь в достаточном количестве; и природный ландшафт, представленный зелёными холмами, лесами и рекой Янцзы, самой длинной и многоводной рекой Евразийского континента. Река начинается в горах Тибета, течёт по горным ущельям сначала на юг, затем поворачивает на восток, принимая в себя воды рек и речушек, и через Великую Китайскую равнину выходит к Восточно-Китайскому морю Тихого океана.

Жители здесь приветливы и радостны, улицы оживлённы и живописны, а воздух чист.

 

Просветление в невысоких горах

Горы Нинчжэнь – это главный горный хребет в провинции Цзянсу, в чей состав входит побратим Ставрополя. Хребет представляет горную систему между Нанкином и Чжэньцзяном в холмистых районах среднего и нижнего течения Янцзы. Это дугообразные горы, слегка выступающие с востока на запад. Неудивительно, что они гармонично вплелись в городской ланд-шафт. Они невысоки – буквально сто-пятьсот метров над уровнем моря. Как правило, все горы и холмы представляют собой парковые зоны со множеством вымощенных камнями тропинок, уютных скамеек, мостиков и смотровых площадок. На вершине в большинстве случаев стоят многоярусные пагоды. Китайцы любят ходить в горы. Наблюдая за ними, смотря на их просветлённые лица после спуска, мне иногда приходила мысль, что для китайцев подняться в гору, к пагоде, то же самое, что у нас верующему человеку сходить в церковь. Они придают восхождению на вершину колоссальное значение, считая, что горы наполняют их энергией.

Пагода предназначена для поклонения Будде и была привнесена в Китай из Индии. Однако её архитектура отличается от индуистского источника, обильно украшенного скульптурными изображениями богов. Пагода – это храм. Его форма, вытянутая вертикально, напоминает дерево, что соответствовало духу китайского мировоззрения. Каждая ступень пагоды заканчивается изогнутыми карнизами. В литературе их сравнивают с птицей, распластавшей свои крылья.

Есть у китайцев традиция взбираться на вершину горы и там кричать. Кричать изо всех сил, освобождаясь от негативной энергии. В Яньтае я такую же картину наблюдала на берегу Жёлтого моря, когда китайцы, сосредоточившись на чём-то своём, внутреннем, ходили по берегу и натужно кричали, направляя крик в сторону моря. Сначала это показалось странным, но, однажды попробовав, и я ощутила прилив энергии и расслабление внутренних зажимов. Правда, привычкой это не стало: нам, европейцам, труднее преодолеть свои комплексы.

 

Парк Наньшань и каллиграфия

В 2,5 километра от города находится Национальный лесной парк Наньшань. В нем тоже много гор, в том числе Чжаоин, Цзяшань, Хуанхэ, Цзюхуа. Лесопарк занимает площадь 1000 гектаров. Здесь часто выпадают осадки, среднегодовая температура составляет 15,4 градуса. Множество дорожек, скульптур древних философов, спортивных площадок, скамеек и цветов наполняют парк живительной атмосферой, попадая в которую хочется беспричинно радоваться и широко расправить плечи.

Парк Наньшань, как и все парки Китая, отличается тем, что здесь не видно прямых линий и острых углов. Всё тут округло, мягко, спокойно и задушевно. Всё подчинено единственной цели – создать ощущение полной гармонии человека и природы. Изогнутая форма беседок и дорожек соотносится с берегами пруда. Выложенные камешками или цветным песком тропы тоже имеют извилистое очертание. Они, как змеи, ползут по парку, плавно поворачивая в разные стороны. Гармонично вписываются в пейзаж горбатые мостики и резные решётки беседок, которые смотрятся как переплетённые ветви деревьев. Лесной массив сохраняет естественность, словно его не касалась рука человека.

Вечерами сюда приходят китайцы с клетками. Там сидят канарейки или попугайчики. Снимаются накидки с клеток, и птицы начинают переговариваться, заливаясь на все лады. А хозяева в это время играют в шахматы или в карты, пристроившись на скамейке. Бывают чудаки, которые приносят миниатюрные клеточки размером с ладонь. Выполненные, впрочем, столь изящно, что уже сами по себе привлекательны. В них находятся цикады или сверчки. Самое удивительное, что, оказавшись на улице, насекомые тоже заводят свои трескучие песни. Иметь дома цикаду, личинки которых китайцы едят, считается хорошим тоном, ведь они символизируют постоянное обновление и вечную жизнь.

В каждом большом парке Китая, в том числе и в Национальном парке Чжэньцзяна, обязательно найдётся уголок, где примостился каллиграф со всеми необходимыми для работы предметами, который по вашему желанию напишет для вас что-нибудь из Лао Цзы. И вы будете заворожённо смотреть, как двигается его кисть, рождая удивительную экспрессию на бумаге. Такая же экспрессия оживляет и клочок асфальта, на котором другой художник, как правило, в свободных белых штанах и белой широкой рубашке, огромной кистью, макая её в ведро с водой, пишет изречение древнего китайского философа. Иероглифы ярко и жирно проступают на асфальте, затем постепенно высыхают. Но мастер успевает закончить фразу, пока первые иероглифы начнут меркнуть… В этом, казалось бы, бесполезном занятии, бездна философии! Показана бренность бытия, в особенности же человека, который приходит в этот мир на краткий миг и уходит в никуда, оставляя после себя воспоминание…

 

Архитектура Чжэньцзяна

Одно из самых высоких городских зданий – 338-метровая Восточная башня комплекса Сунин-Плаза, имеющая 75 наземных и 4 подземных этажа. Верхнюю часть небоскрёба занимают 318 гостиничных номеров пятизвёздочного отеля, в подиуме расположены многоуровневый торговый центр, выставочные площади и галереи.

Здания исторического центра города невысокие. Это сплошь серые одноэтажные домики, устроенные чисто по-китайски. Узкие улочки вымощены камнем, а дома объединены в небольшие комплексы, состоящие из четырёх домов с общим двором, который окружен бетонным забором, изолирован от внешнего воздействия. Этот прин-цип китайцы перенесли и на градостроительство. Микрорайоны зачастую огораживают узорчатым железным забором, а при входе на территорию стоит небольшая будка и в ней охранник.

Даже в маленьких домах, что в центре Чжэньцзяна, установлены наклонные крыши с загнутыми углами. Конструкция кровли удерживает летний раскаленный воздух наверху, сохраняя прохладу в помещении. В холодное время года способствует обогреву комнат. В сакральном же смысле такие крыши защищают жилище от злых духов, которые любят прямые углы, прямые линии. Поэтому китайцы уходят от всего прямого там, где это можно сделать.

Все храмы и дворцы в Чжэньцзяне имеют структурную форму традиционной китайской архитектуры с шахматными карнизами и стропилами, вертикальными кронштейнами и богаты павильонами. Во времена династий Юань и Мин христианство и католицизм одно за другим проникли в Чжэньцзян, оставив в городе множество мечетей и церквей. Эти иностранные религиозные постройки по форме и структуре также заимствовали традиционные китайские архитектурные формы.

В XIX веке Чжэньцзян стал договорным портом, была создана британская концессия. Некоторые дома и общественные здания в английском стиле британского периода до сих пор сохранились в центре города.

 

История в лицах

Чжэньцзян породил множество талантов, начиная с древних времен и до наших дней. Весьма знаменит Сунь Цзы, генерал, военный стратег, писатель и философ. Его трактат «Искусство войны» преодолел все пределы времен, эпох и границы государств и превратился в классическую научную доктрину о войне, которая работает и в современных условиях.

Упоминание о порохе связано с именем придворного даосского ученого алхимика Гэ Хуна. Он жил во время династии Восточная Цзинь, столица которого располагалась на территории современного Чжэньцзяна. В его книге есть главы с подробным описанием опытов, которые приводят к взрыву. Историки считают, что именно Гэ Хун подробно описал раннюю форму пороха.

Лю Се – величайший литературный критик и теоретик литературы. Он первым написал работу по теоретической критике китайской литературы – «Резной дракон литературной мысли». Редактировал буддийские тексты, писал трактаты, находясь в монастыре, а под конец жизни принял монашество.

Современность тоже богата на славные имена. Среди них те, кто жил в конце прошлого – начале нынешнего века, и те, кто жив и поныне. Например, Чжан Цзюньсян, режиссер, сценарист, писатель; Дай Данбанг, художник-традиционалист, профессор Школы гуманитарных наук Шанхайского университета Цзяо Тонг, который использует классические темы и фигуры в старинных костюмах.

 

Зона ускоренного развития

Нельзя не отметить, что Чжэньц-зян прославился в стране и в мире своим уксусом. Так называемый, чжэньцзянский бальзамический чёрный уксус – это фирменный продукт города, продукт национальной гордости. По сравнению с другими видами уксуса этот обладает уникальным ароматом. Созданный в 1840 году, он хорошо известен в стране и за рубежом, а с 1909- го его начали в небольших количествах экспортировать. Бальзамический уксус Чжэньцзян пять раз выигрывал золотую медаль, награду за выдающиеся достижения, первую премию в Китае, а в 1980 году получил национальную серебряную награду.

В настоящее время перед правительством Чжэньцзяна стоит, прежде всего, задача по расширению логистической инфраструктуры, чтобы вся транспортная сеть провинции Цзянсу и общенациональная транспортная сеть была соединена с транспортной сетью дельты реки Янцзы. В дельте реки Янцзы именно город Чжэньцзян занимает место как общенациональный стратегический транспортный узел, куда вливаются все транспортные потоки с общенациональных шоссейных скоростных дорог, железнодорожных магистралей и речного транспорта, чтобы быть перегруженными на суда морского транспорта. Для решения этой задачи был разработан специальный проект «Открытая зона ускоренного развития Чжэньцзяна». По результатам этой работы весь город включен в национальный список «100 лучших национальных городских инновационных возможностей».

Вера СЫТНИК

 

 

 

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября

Главный секрет успеха – делать добро с любовью

Активисты женсовета одновременно являются членами группы «Автоволонтёр Ставрополь», которая с начала СВО под руководством Артура Гюлумяна занимается сбором гуманитарной помощи и её доставкой на фронт нашим защитникам. Сейчас готовится 13-я поездка в зону СВО. Большую работу провела в коллективе член президиума женсовета директор школы-интерната №36 Татьяна Захарина. Преподаватели и родители учащихся собрали тёплые носки, салфетки, полотенца, предметы личной гигиены, медикаменты. Дети написали письма с рисунками, заламинировали охранные молитвы для православных и суры для солдат, исповедующих ислам. На собранные деньги куплен генератор. Такую же работу провела руководитель музея «Родные пенаты» преподаватель СОШ №20 Надежда Симонова. Активисты группы «Поиск» ученики 5-го «Б» и 7-го «В» классов принесли на встречу в женсовет более ста рисунков и писем, адресованных воинам. Гости с интересом рассматривали подарки, которые в ноябре будут доставлены бойцам на фронт.

1 ноября