В минувшую пятницу в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась персональная выставка художника из Ессентуков Игоря Хоронько.
Экспозиция «Время героев» была представлена зрителям в День российского флага – государственного праздника, пронизанного патриотизмом и символами державности.
«Предисловие» к новой выставке
До недавнего времени член Союза художников, почетный деятель искусств СК Игорь Хоронько был хорошо известен в крае как пейзажист. Его работы, отражающие красоту родного Ставрополья, регулярно экспонировались и экспонируются на городских, краевых, межрегиональных выставках. Живописные полотна мастера в свое время разлетелись по музеям и частным коллекциям России, Китая, Турции, США, Канады и стран Европы. Всё изменили события специальной военной операции.
Можно сказать, что своеобразным «предисловием» к нынешней выставке стало участие Игоря Борисовича в гуманитарной акции «Соединяя пространство», организованной Управлением Росреестра совместно со Ставропольским региональным отделением Союза художников России. В рамках этого проекта в 2023 году в художественной галерее Луганска была открыта выставка работ Игоря Хоронько. Художник тогда провел мастер-класс для учащихся колледжа и студентов Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского и, кроме того, подарил Луганской Народной Республике 25 своих работ для пополнения музейных и художественных фондов нового российского региона.
До Ставрополя выставка «Время героев» уже была представлена в городах Кавказских Минеральных Вод и в Республике Ингушетия. Экспозиция пополняется новыми полотнами мастера. На открывшейся в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств представлено более 70 работ Игоря Хоронько. Все они стали результатом творческой командировки художника в январе–феврале 2024 года в зону боевых действий на территории ЛНР.
На открытие выставки пришли представители краевой Думы, министерства культуры СК, Союза художников РФ, Главного Управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю, филиала Государственного фонда «Защитники Отечества» в СК, Росгвардии и волонтеры. Почетными гостями презентации стали участники СВО.

«Запечатлеть сегодняшнее время»
Группа «Автоволонтер Ставрополь» с 2022 года осуществляет сбор гуманитарных грузов и доставку их в зону СВО. Ее организатор и руководитель Артур Гюлумян приехал в музей вместе с бойцами, которые проходят в Ставрополе курс реабилитации и протезирования после тяжелых ранений. Он отметил:
– Со мной вместе приехали мои братья и друзья. Ребята сражались на Покровском и Часов Ярском направлениях.
Бойцы, немного растерявшиеся от внимания, которым их окружили в музейной атмосфере, очень коротко представились:
– Андрей, 18 лет, из Татарстана.
– Меня зовут Владимир, я из Тюмени, 48 лет.
Собравшиеся стоя приветствовали бойцов аплодисментами. В зале были и те, чьи образы вдохновили художника Игоря Хоронько на создание работ, наши земляки из Татарки. «Время героев» – это сказано про них про всех.
Сегодня на территории Донбасса происходят исторические события, которые находят отражение не только в новостных лентах СМИ, документальных кадрах и фотографиях, но и в работах живописцев.
– Не так много художников, которые с болью в сердце могут запечатлеть сегодняшнее время на долгие годы. Игорь один из них. И пример другим, более успокоенным художникам, которые работают в своих стенах и переживают тихо, не так, как он, – сказал председатель правления регионального отделения Союза художников РФ, действительный член Российской академии художеств Сергей Паршин.
Сергей Николаевич отметил, что в России музам несвойственно молчать, когда грохочут пушки, и провел историческую параллель между событиями Великой Отечественной войны и сегодняшним днем. Когда в 1943 году вовсю шли боевые действия, а в Манеже в Москве открылась большая художественная выставка.
Помню, как в начале СВО в этом же зале музея изобразительных искусств проходил круглый стол, на котором зашел разговор о том, найдется ли в живописи место для темы специальной военной операции. Время расставило всё по своими местам, а тема оказалась живо-
трепещущей, пронзительной, трогающей за душу.
Игорь Хоронько, оказавшийся в ЛНР, видевший последствия разрушительных смертоносных обстрелов мирных территорий, находившийся в укрытиях рядом с бойцами, до сих пор с комом в горле вспоминает об этом. Он пропустил через своё сердце ту боль, которую принесла война. В его живописных работах ощущается эффект присутствия автора, но это лишь элемент общего впечатления. Если жанр репортажа в журналистике предполагает констатацию событий, то в живописи художник, пережив и пропустив через себя увиденное, перенес на полотно еще и свои эмоции, отношение к происходящему моменту в общем контексте, к участникам.
– Трагические события на Украине всколыхнули силу духа, веру, мотивацию. Мы много лет, десятилетий развлекали молодежь. От того, какую духовную пищу потребляет молодой человек, зависит, кем он будет: патриотом, защитником Отечества или просто безразличным, – отметил заместитель председателя Совета Ставропольской городской организации «Дети войны» Владимир Курчев. – Трагические события вдохновляют художников, композиторов, творческих личностей на создание очень правдивых, нужных произведений.
Действительно, на выставке вспоминали одного из самых ярких отечественных художников-баталистов – Василия Верещагина, который погиб во время Русско-японской войны в 1904 году. Были в Российской империи другие живописцы и графики: Виктор Мазуровский, Богдан Виллевальде, Владимир Фаворский, Константин Дыдышко, Николай Каразин... Одни из них служили в армии, другие исполняли свой долг в качестве иллюстраторов и военных журналистов. Художников периода Великой Отечественной войны мы знаем гораздо лучше, в основном по их работам. Однако не каждый назовет имя автора плаката «Родина-мать зовёт!». А это Ираклий Тоидзе. В военные годы продолжали творить Борис Неменский, Александр Дейнека, Николай Жуков, Василий Медведев, целая когорта мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова, организованной еще до Великой Отечественной войны, ее участники и сегодня продолжают традиции своих предшественников. Без сомнения, тема специальной военной операции уже вошла историю современного изобразительного искусства.
В портретной галерее – образы героев-современников
После церемонии открытия выставки мы с Игорем Борисовичем остановились возле его картин. С каждой из них у него связаны яркие, зачастую тревожные воспоминания. Еще не так много времени прошло с тех дней, когда он, в каске, бронежилете, вместе с военными ехал в прифронтовую зону, находился рядом с бойцами, видел своими глазами то, о чем мы с вами узнавали из выпусков новостей. С художником делились своими трагическими рассказами уцелевшие местные жители. Игорь Борисович несколько раз повторил, что телевизионная картинка не способна передать реальность: «Ощущение чудовищное»…




Тем не менее пронизанная болью экспозиция не вызывает апокалиптического впечатления. На множестве полотен мы видим символы веры и надежды на победу добра над злом. «Молитва» Игоря Хоронько как будто иллюстрирует мудрые слова, что на войне нет неверующих. И даже в изображении израненных осколками церковных стен («Возвращение святыни») нет безысходности: со стороны алтаря льется живой свет. Подобное впечатление вызывает и диптрих «Театр в Лисичанске». Кажется, что воздух внутри пострадавшего здания пропитан гарью и пылью от разбитой штукатурки. Но одновременно яркие световые пятна врываются в это почти монохромное изображение и, как бы высокопарно это ни звучало, несут надежду на возрождение храма искусства.
Отдельно на выставке представлена серия карандашных рисунков, сделанных в местах дислокации наших военных: «Золотое. Алексей, позывной «Кассир», «Спящий солдат»… Здесь невольно вспомнились фронтовые наброски нашего выдающегося живописца Павла Моисеевича Гречишкина. И неслучайно в экспозиции современная военная тема перекликается с сюжетами 1940-х («Возвращайся с Победой», «Беженцы», «Победа будет за нами!»). Вот только черты наших предков – нечеткие, слегка размытые, как на выцветших старых фотографиях, а лица современников совершенно узнаваемы. В одном экспозиционном пространстве рядом с портретами наших героев-земляков – известный по многочисленным телевизионным репортажам потомок Николая I Гавриил Дорошин из Канн, тоже участник СВО.
Сегодня, когда технологии достигли невероятного развития, проще простого камерой смартфона сделать обычную фотографию. Можно и нужно. Это вам не пленочная трофейная Leica в годы Великой Отечественной. Тем не менее созданная художником Игорем Хоронько портретная галерея бойцов и командиров, участников СВО уже сегодня имеет ни с чем не сравнимую художественно-историческую ценность. Хочется думать, что она пополнится изображениями новых героев – дай бог, живыми и здоровыми, вернувшимися с победой.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА