Два путешествия по похожему маршруту | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Два путешествия по похожему маршруту

Два путешествия по похожему маршруту

18 сентября
15:37

У нас с моим отцом Юрием Алексеевичем есть достаточно давно сложившаяся семейная традиция – ездить на могилу  деда на кладбище в Армавир. Блестящий врач и офицер, участник Великой Отечественной войны Алексей Ермилович Секачев уже более полувека покоится на местном старом кладбище. Он ушел из жизни, когда батя был еще совсем молодым человеком, проходившим тогда в звании лейтенанта службу в Советской Армии после окончания медицинского института. Тогда он только чудом успел приехать на похороны с запада Украины. Дальнейшая судьба моего отца была связана со Ставрополем. Здесь он окончил вуз, стал работать доктором, женился, потом появился его сын, то есть я, сюда же он  перевез и свою маму Евфалию Алексеевну. А дед остался в городе на Кубани один, но мы его не забывали и сейчас постоянно бываем на его могиле. Сначала ездили на рейсовых автобусах, а потом и на личных автомобилях. Несколько раз выбирались втроем вместе с мамой Еленой Константиновной, пока она была жива. Теперь эти блицпутешествия предназначены только для нас двоих.

 

Географическая близость

Армавир расположен в Краснодарском крае, но территориально достаточно давно находится, если можно так выразиться, в «зоне влияния» нашего региона. Ведь неслучайно мой отец, окончивший здесь школу, поступил именно в Ставропольский медицинский институт. Помню, что во время моей работы на телевидении в этом соседнем городе свободно принимался сигнал как раз ГТРК «Ставрополье», причем гораздо лучше, чем трансляции наших коллег из столицы Кубани. И это только первые пришедшие мне на ум факты, которых на самом деле гораздо больше.

Такая взаимосвязь, прежде всего, предопределена географическим соседством. От «промышленной столицы Кубани», как нередко называют Армавир, до Ставрополя менее 120 километров по автомобильной трассе, а по прямой и того меньше – не более 70. Можно говорить о существовании еще более короткого пути между городами через станицы Новомарьевскую и Каменнобродскую нашего региона, а далее через хутора Горькая Балка и Первомайский, поселки Передовой и Прикубанский уже в Краснодарском крае. Хоть эта дорога и значительно короче – порядка 80 километров, ехать по ней из-за плохого состояния придется в несколько раз дольше. Отец рассказывал, что когда-то воспользовался ею, но впечатления остались так себе.

 

Дорога в Армавир

Наплевав на плохую примету по поводу пятницы, 13-го числа, мы выехали из Ставрополя утром, но не слишком рано – около 10:00. Еще до поездки я заставил себя сходить в спортзал и бассейн, и, нажимая на педаль газа, этим очень гордился. На просторной магистрали при выезде из города мой автомобиль так незаметно и стремительно набрал скорость 160 километров в час, что об этом немедленно просигнализировал антирадар. Я, конечно, тут же «сбавил обороты» – стараюсь по мере сил быть уравновешенным и законопослушным автомобилистом. Но вскоре сама трасса перестала позволять сильно разгоняться. Сразу за спуском к повороту на станицу Темнолесскую началась унылая двухполоска, и растянувшийся «пелетон» автомобилей вынужден был плестись за медленными грузовиками. Так продолжалось вплоть до хутора Извещательного, за которым наконец начался оперативный простор. Трасса Ставрополь – Невинномысск давно нуждается в расширении на данном участке до четырех полос, и такие планы уже существуют. Пока же приходится терпеть.

Как всегда, перед спуском к Темнолесской я обратил внимание на остатки старого железнодорожного моста начала прошлого века. Интересно, что тогда эта ветка вела как раз к Армавиру, но не пережила Гражданской войны и последующей разрухи. Сегодня от нее остались лишь отдельно стоящие гигантские мостовые сооружения, являющиеся точками притяжения туристов, фотографов, а иногда и скалолазов.

После поворота на федеральную автомагистраль «Кавказ» я в очередной раз оценил ее участок на территории нашего края. Это очень высокоскоростная и современная четырехполосная трасса. За исключением, пожалуй, моста через реку Кубань, на котором давно идут ремонтные работы и одна его секция закрыта. Нам еще повезло быстро преодолеть этот участок, а когда мы ехали обратно, то увидели в направлении Армавира солидную пробку. На следующий день – об этой поездке я расскажу чуть ниже – скопление автомобилей тут и вовсе было гигантским и тянулось до самой развязки на Ставрополь.

После пересечения границы с Краснодарским краем четыре скоростные полосы еще какое-то время баловали автомобилистов, но затем у первого съезда к крупному селу Успенскому уступили место трем. Теперь приходилось ждать своей очереди, чтобы обогнать очередной тормозящий движение грузовик или древний автомобиль. И в этой «увлекательной гонке» время до цели путешествия пролетело незаметно. Мост через реку Уруп тоже переживает перманентный ремонт, но трафик тут все-таки активнее. А сразу за ним уже и поворот со светофором на Армавир, и мы приехали.

 

Место вечного покоя

Город отцовского детства и юности встретил нас самой настоящей жарой – лето просто отказывалось отсюда уходить. Путь к кладбищу был достаточно удобным. Мы ехали практически по прямой по улице Лазурной, а единственным дискомфортом было резкое ограничение скорости до 40 километров в час. Перестроиться в такой режим сразу после скоростной трассы было непросто. Один за другим наш автомобиль пересекал пригородные перекрестки, а после трех подряд проездов Шоссейных под соответствующими номерами улица вдруг сменила название на Урупскую, и с левой стороны показался въезд в «царство усопших».

Надо сказать, что эти первые по направлению движения к центру города ворота на кладбище не всегда были открыты для автомобилей. Если раньше нам приходилось делать солидный крюк, чтобы добраться до последнего пристанища деда, то теперь всё оказалось по ходу нашего маршрута. Могила моего деда находится в самой глубине кладбищенского квартала и, несмотря на то, что закована в бетон, за жаркое лето успела основательно зарасти различной флорой. Этому способствуют и расположенные рядом старые могилы, за которыми давно никто не ухаживает. Конечно, мы убрали опавшие листья, ветки и большую часть зелени в виде похожих на небольшие лианы вьюнков и других растений. Но сильно усердствовать не стали, пообещав себе вернуться сюда в первые теплые дни будущей весны уже с генеральной уборкой. Кроме того, мне кажется, что в окружении бурной растительности деду хорошо и спокойно. Вид заросшей площадки с каменным православным крестом даже напомнил кадры одного из моих любимых голливудских фильмов «Большие надежды» 1998 года выпуска, где его герои гуляли по старому парку, неухоженному и заброшенному, но от того по-своему прекрасному.

Наведя порядок на могиле и возложив цветы, мы попрощались с дедом, пообещав приехать в следующем году пораньше. А затем, опять-таки по сложившейся традиции, отправились в центр «промышленной столицы Кубани».

 

Накануне городского праздника

Так уж получилось, что наш визит в Армавир случился накануне Дня этого города, который, что символично, почти совпал с аналогичным праздником Ставрополя. Здесь даже был, пусть и некруглый, но все-таки юбилей – 185-летие. На главной площади, носящей, как и у нас, имя вождя мирового пролетариата, с довольно небольшим по размерам памятником ему, идет активная и масштабная реконструкция. Скоро здесь появятся современный амфитеатр и фонтан. Работы идут в рамках реализации масштабного проекта благоустройства «Сердце Армавира». Жаль, ко Дню города не успели, но, я уверен, в ближайшем будущем справятся. Значит, есть еще один повод сюда приехать и посмотреть на изменения в облике центра.

Прогулялись мы и по городскому парку, где я в очередной раз посмотрел на оставшиеся со времен моего детства, но, конечно, не раз уже реконструированные карусель «Звездочка» и миниатюрную железную дорогу для самых маленьких пассажиров. И опять у меня возникли нечеткие, почти «фантомные» воспоминания о походах сюда с дедом, когда я некоторое время совсем мальцом жил в этом городе вместе с родителями.

Дальнейший маршрут нашего похода также был традиционным и проходил через армавирский рынок. Почему-то он кажется мне гораздо больше и насыщеннее наших ставропольских. Может, так оно и есть, а может, он просто один на весь город,  у нас-то их несколько. Когда с нами ездила моя мама, мы надолго задерживались у цветочного ряда рынка. Теперь мы туда не заходим, чтобы не пробуждать грустные воспоминания. Впереди путь домой, который почему-то всегда кажется короче.

 

Блицпоездка в Майкоп

У меня никогда не случалось, чтобы два дня подряд я путешествовал на автомобиле практически по одной и той же дороге. Но вот это произошло. Правда и к счастью, за рулем был уже не я, а мой друг Володя, который попросил составить компанию в ходе поездки, как говорится, «туда-сюда» в столицу Адыгеи. Стартовали мы совсем рано, когда еще не было и шести часов утра, но зато и вернулись не поздно.

Путешествие до определенного момента повторяло наш с отцом маршрут до Армавира, но было продолжительнее по расстоянию, хотя и быстрее по времени. Отмечу несколько запомнившихся моментов. Сразу скажу, что Майкопа мы толком не увидели, проехав его буквально насквозь по одной улице чуть в стороне от центра, а затем, быстро решив дела, проследовали тем же путем и обратно. Со столицей Адыгеи есть шанс познакомиться в другой раз. Думаю, что там есть на что взглянуть.

На обратной дороге я увидел удивительную картину: над распаханными полями в Краснодарском крае кружили сотни птиц, которых издалека я принял за ворон. Но это оказались хищные пернатые, то ли ястребы, то ли беркуты, но, не будучи специалистом, могу и ошибаться. Они явно охотились на мышевидных грызунов, и зрелище было просто завораживающим.

Уже на трассе «Кавказ» мне показалось, что при скоростной езде в салоне машины Володи шум гораздо сильнее, чем в моей день назад. Это при сопоставимом классе наших авто. Дело оказалось не в плохой звукоизоляции и не в покрытии трассы, на что я вначале грешил. Просто в наш регион опять пришел, похоже надолго, беспрерывный сильный ветер, больше которого я не люблю только ставропольскую зиму. Уверен, что и на расходе топлива это тоже сказалось.

Свернув с невинномысского круга к Ставрополю, мы спонтанно решили выбрать маршрут к родному городу через Сенгилеевское водохранилище. Хоть чуть и проиграли по времени, зато насладились живописными видами. Такой путь обязательно надо будет повторить еще раз.

Приехав в краевой центр довольно рано, около часа дня, мы еще успели посетить выставку нашего друга - художника Павла Лебедева, приуроченную ко Дню города Ставрополя. О ней я непременно напишу отдельно. Затем, добравшись до своей квартиры, утомленный двумя путешествиями подряд, я решил немного поспать. В моих грезах перемешивались смутные очертания Армавира и Майкопа, но почему-то очень четко звучали слова отца, произнесенные им, когда я накануне высадил его у дома. Он искренне поблагодарил меня за возможность побывать на могиле деда и грустно сказал, что если бы он поехал туда один, то там бы и остался. Что за глупости?! Кто отпустит в такое путешествие пожилого 79-летнего мужчину без сопровождения? А вот на следующий год, и уже пораньше, мы обязательно снова совершим поездку в Армавир. И батя, как всегда, вспомнит какие-то события, давно случившиеся в городе его детства и юности, и станет от этого немного моложе...

Фото автора

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября

Главный секрет успеха – делать добро с любовью

Активисты женсовета одновременно являются членами группы «Автоволонтёр Ставрополь», которая с начала СВО под руководством Артура Гюлумяна занимается сбором гуманитарной помощи и её доставкой на фронт нашим защитникам. Сейчас готовится 13-я поездка в зону СВО. Большую работу провела в коллективе член президиума женсовета директор школы-интерната №36 Татьяна Захарина. Преподаватели и родители учащихся собрали тёплые носки, салфетки, полотенца, предметы личной гигиены, медикаменты. Дети написали письма с рисунками, заламинировали охранные молитвы для православных и суры для солдат, исповедующих ислам. На собранные деньги куплен генератор. Такую же работу провела руководитель музея «Родные пенаты» преподаватель СОШ №20 Надежда Симонова. Активисты группы «Поиск» ученики 5-го «Б» и 7-го «В» классов принесли на встречу в женсовет более ста рисунков и писем, адресованных воинам. Гости с интересом рассматривали подарки, которые в ноябре будут доставлены бойцам на фронт.

1 ноября