«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

24 апреля 2024
18:51

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств произошло яркое событие сезона – главная экспозиция классического искусства, так называемая «Золотая коллекция», претерпела прямо-таки революционное изменение, поменяв тему в названии «От античности до модерна» и музейный состав экспонатов.

Поводом к нему послужило 260-летие образования всеми чтимого Государственного Эрмитажа, который в 60-х годах прошлого века щедро поделился с новым Ставропольским музеем изоискусств частицей своих безразмерных фондов. Директор Михаил Пиотровский недавно говорил о более трёх миллионах экспонатов, которые представлены в залах. Это всего пять процентов от общей эрмитажной коллекции, остальное же рядовые посетители могут никогда не увидеть.

«Ставропольский Эрмитаж» представлен в новой экспозиции 200 предметами русского и западноевропейского искусства с античным Причерноморьем и странами Востока в живописи, графике, скульптуре, начиная до нашей эры и заканчивая XX веком. Временной разброс, как говорится, велик и позволяет вскользь, с большей или меньшей долей убедительности, отразить развитие истории мирового изобразительного искусства по научно узаконенным искусствоведами периодам. Кураторы новой экспозиции – директор Зоя Белая и искусствовед, ученый секретарь музея Ольга Бендюк.

Интересна история собрания античного искусства вице-президента Императорской Академии художеств и председателя Императорской Археологической комиссии графа Алексея Бобринского. Она поступила в 1931 году в Эрмитаж, а затем в 1964-м вместе с другими предметами искусства была передана ставропольскому музею. А это без малого 40 предметов древнегреческой краснолаковой и чернолаковой керамики, терракотовой пластики из Танагры, стекло из Египта. Предметы были найдены археологами на месте древних городов Северного Причерноморья – Ольвии, Херсонеса, Керчи и Фанагории в конце XIX века. На сравнительно небольшом пространстве представлено также искусство Японии, Китая, стран Передней Азии и особенно широко и подробно классика Западной Европы – живопись и графика мастеров Франции, Италии, Испании, Германии, Фландрии, Голландии, Дании.

Впечатляет и коллекция русского искусства, поступившая из Государственного Эрмитажа. Здесь представлены работы Ильи Репина, Константина Коровина, Николая Дубовского, Леонарда Туржанского, Георгия Верейского и других мастеров живописи конца XIX – начала XX века.

Следует отметить, что Ставропольский музей изобразительных искусств обошелся скромными средствами при оформлении зрелищного экспозиционного пространства бывшего купеческого особняка. При этом он добился впечатляющего результата в духе ретроконцепции показа музейных предметов: мелкой керамики и фарфора в витринах, в последовательной череде расстановок скульптуры, в плотной традиционной развеске живописи. В таком замысле прослеживается стремление обозначить современные подходы показа коллекции, с учетом меняющихся вкусов посетителей разного возраста. Музейщики активно используют информационные экраны, QR-коды, необременительные по содержанию пояснительные тексты.

Фонды краевого художественного музея достойны внимания самых разных посетителей, понимающих, что при всех современных способах воспроизведения изобразительного искусства все равно ничто не заменит возможности видеть подлинные художественные образцы, обдуманно поданные музейными специалистами в организованном пространстве экспозиции.

Новый выставочный проект «От античности до модерна» будет определенным образом влиять и на другие постоянные и сменные выставки, его невозможно «отрезать» от общего экспозиционного пространства музея, в котором гармонично соединяются в едином «хоре» разные голоса, от академических до «попсовых».

Экспозиция «Золотой коллекции» станет фундаментальным предложением молодым держателям «Пушкинской карты», желающим нешуточно просвещаться знаниями в изобразительном искусстве, получая информацию, что называется, из первых музейных рук.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель общественного совета при министерстве культуры СК

Фото Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Читайте также

Прогулки в темноте

Пройдя все испытания, старшеклассники поняли, как непросто адаптироваться в полной темноте, и сделали важный вывод, что нужно проявлять чуткость и внимание к слепым и слабовидящим людям, а также необходимо следить за своим здоровьем, чтобы избежать в будущем проблем со зрением, меньше времени проводить с гаджетами и чаще брать в руки традиционную книгу.

14 ноября

Полезное  чаепитие с работниками прокуратуры

По окончании беседы слушатели активно задавали наболевшие вопросы, в том числе и курьезный: «Куда жаловаться на прокуратуру?». На него последовал ответ: «Вышестоящая инстанция – прокуратура края». Дети войны смогли поделиться своими проблемами и одновременно своим опытом в жизненных ситуациях.

14 ноября

Уплатить налоги в срок – это обязанность

Сергей Кравцов добавил, что налоговый орган может на электронную почту прислать какое-либо письмо или уведомление исключительно по вашему запросу после того, как вы написали на сайте ФНС России обращение и указали этот адрес для связи. Вся остальная переписка с налогоплательщиками ведется либо заказными письмами с уведомлениями, либо через личный кабинет.

14 ноября

«Никто не становится хорошим человеком случайно» Сенека, I век н. э.

Мне недавно рассказали весьма интересную и поучительную историю одной семьи. Они проживают в многоэтажном доме – весьма доброжелательны со всеми соседями и всегда готовы прийти к ним на помощь, даже если нет и конкретной просьбы.

14 ноября