«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

24 апреля 2024
18:51

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств произошло яркое событие сезона – главная экспозиция классического искусства, так называемая «Золотая коллекция», претерпела прямо-таки революционное изменение, поменяв тему в названии «От античности до модерна» и музейный состав экспонатов.

Поводом к нему послужило 260-летие образования всеми чтимого Государственного Эрмитажа, который в 60-х годах прошлого века щедро поделился с новым Ставропольским музеем изоискусств частицей своих безразмерных фондов. Директор Михаил Пиотровский недавно говорил о более трёх миллионах экспонатов, которые представлены в залах. Это всего пять процентов от общей эрмитажной коллекции, остальное же рядовые посетители могут никогда не увидеть.

«Ставропольский Эрмитаж» представлен в новой экспозиции 200 предметами русского и западноевропейского искусства с античным Причерноморьем и странами Востока в живописи, графике, скульптуре, начиная до нашей эры и заканчивая XX веком. Временной разброс, как говорится, велик и позволяет вскользь, с большей или меньшей долей убедительности, отразить развитие истории мирового изобразительного искусства по научно узаконенным искусствоведами периодам. Кураторы новой экспозиции – директор Зоя Белая и искусствовед, ученый секретарь музея Ольга Бендюк.

Интересна история собрания античного искусства вице-президента Императорской Академии художеств и председателя Императорской Археологической комиссии графа Алексея Бобринского. Она поступила в 1931 году в Эрмитаж, а затем в 1964-м вместе с другими предметами искусства была передана ставропольскому музею. А это без малого 40 предметов древнегреческой краснолаковой и чернолаковой керамики, терракотовой пластики из Танагры, стекло из Египта. Предметы были найдены археологами на месте древних городов Северного Причерноморья – Ольвии, Херсонеса, Керчи и Фанагории в конце XIX века. На сравнительно небольшом пространстве представлено также искусство Японии, Китая, стран Передней Азии и особенно широко и подробно классика Западной Европы – живопись и графика мастеров Франции, Италии, Испании, Германии, Фландрии, Голландии, Дании.

Впечатляет и коллекция русского искусства, поступившая из Государственного Эрмитажа. Здесь представлены работы Ильи Репина, Константина Коровина, Николая Дубовского, Леонарда Туржанского, Георгия Верейского и других мастеров живописи конца XIX – начала XX века.

Следует отметить, что Ставропольский музей изобразительных искусств обошелся скромными средствами при оформлении зрелищного экспозиционного пространства бывшего купеческого особняка. При этом он добился впечатляющего результата в духе ретроконцепции показа музейных предметов: мелкой керамики и фарфора в витринах, в последовательной череде расстановок скульптуры, в плотной традиционной развеске живописи. В таком замысле прослеживается стремление обозначить современные подходы показа коллекции, с учетом меняющихся вкусов посетителей разного возраста. Музейщики активно используют информационные экраны, QR-коды, необременительные по содержанию пояснительные тексты.

Фонды краевого художественного музея достойны внимания самых разных посетителей, понимающих, что при всех современных способах воспроизведения изобразительного искусства все равно ничто не заменит возможности видеть подлинные художественные образцы, обдуманно поданные музейными специалистами в организованном пространстве экспозиции.

Новый выставочный проект «От античности до модерна» будет определенным образом влиять и на другие постоянные и сменные выставки, его невозможно «отрезать» от общего экспозиционного пространства музея, в котором гармонично соединяются в едином «хоре» разные голоса, от академических до «попсовых».

Экспозиция «Золотой коллекции» станет фундаментальным предложением молодым держателям «Пушкинской карты», желающим нешуточно просвещаться знаниями в изобразительном искусстве, получая информацию, что называется, из первых музейных рук.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель общественного совета при министерстве культуры СК

Фото Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Читайте также

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа

Верность Родине и таланту

Путь живописца П.М. Гречишкина – ярчайший пример традиционной национальной школы русского пейзажа. Его кисти принадлежит более двух тысяч полотен, написанных в степях родного Ставрополья, в горах Кавказа, на Волге, Урале, Байкале, русском Севере, в средней полосе России, а также замечательные полотна, созданные под впечатлением от поездок в Италию, Грецию, Египет, на Кипр, в Непал, Шри-Ланку, Мексику, Индию, Японию, Францию. Но всегда особой темой в творчестве художника была малая родина с ее природными богатствами, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Красота родной земли всегда завораживала и восхищала, заставляла чаще биться его сердце. Среди уникальных картин, посвященных природе Ставрополья, – «Ставропольский лес», «Гроза в степи», «Степь ковыльная», «Сенгилеевские просторы», «Просторы Стрижамента», «Нива золотая» и многие другие.

1 августа

Последствия роста ключевой ставки

По оценкам некоторых аналитиков, для акций снижение ставки рефинансирования до 18% можно рассматривать как так называемый «отложенный позитив», который после краткосрочной фиксации может начать реализовываться. Есть ожидание возврата более высоких показателей индекса Мосбиржи, а также укрепления акций банков, сектора высоких технологий и ритейла.

1 августа

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Лев Толстой)

«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это  следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.

1 августа