«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

24 апреля
18:51

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств произошло яркое событие сезона – главная экспозиция классического искусства, так называемая «Золотая коллекция», претерпела прямо-таки революционное изменение, поменяв тему в названии «От античности до модерна» и музейный состав экспонатов.

Поводом к нему послужило 260-летие образования всеми чтимого Государственного Эрмитажа, который в 60-х годах прошлого века щедро поделился с новым Ставропольским музеем изоискусств частицей своих безразмерных фондов. Директор Михаил Пиотровский недавно говорил о более трёх миллионах экспонатов, которые представлены в залах. Это всего пять процентов от общей эрмитажной коллекции, остальное же рядовые посетители могут никогда не увидеть.

«Ставропольский Эрмитаж» представлен в новой экспозиции 200 предметами русского и западноевропейского искусства с античным Причерноморьем и странами Востока в живописи, графике, скульптуре, начиная до нашей эры и заканчивая XX веком. Временной разброс, как говорится, велик и позволяет вскользь, с большей или меньшей долей убедительности, отразить развитие истории мирового изобразительного искусства по научно узаконенным искусствоведами периодам. Кураторы новой экспозиции – директор Зоя Белая и искусствовед, ученый секретарь музея Ольга Бендюк.

Интересна история собрания античного искусства вице-президента Императорской Академии художеств и председателя Императорской Археологической комиссии графа Алексея Бобринского. Она поступила в 1931 году в Эрмитаж, а затем в 1964-м вместе с другими предметами искусства была передана ставропольскому музею. А это без малого 40 предметов древнегреческой краснолаковой и чернолаковой керамики, терракотовой пластики из Танагры, стекло из Египта. Предметы были найдены археологами на месте древних городов Северного Причерноморья – Ольвии, Херсонеса, Керчи и Фанагории в конце XIX века. На сравнительно небольшом пространстве представлено также искусство Японии, Китая, стран Передней Азии и особенно широко и подробно классика Западной Европы – живопись и графика мастеров Франции, Италии, Испании, Германии, Фландрии, Голландии, Дании.

Впечатляет и коллекция русского искусства, поступившая из Государственного Эрмитажа. Здесь представлены работы Ильи Репина, Константина Коровина, Николая Дубовского, Леонарда Туржанского, Георгия Верейского и других мастеров живописи конца XIX – начала XX века.

Следует отметить, что Ставропольский музей изобразительных искусств обошелся скромными средствами при оформлении зрелищного экспозиционного пространства бывшего купеческого особняка. При этом он добился впечатляющего результата в духе ретроконцепции показа музейных предметов: мелкой керамики и фарфора в витринах, в последовательной череде расстановок скульптуры, в плотной традиционной развеске живописи. В таком замысле прослеживается стремление обозначить современные подходы показа коллекции, с учетом меняющихся вкусов посетителей разного возраста. Музейщики активно используют информационные экраны, QR-коды, необременительные по содержанию пояснительные тексты.

Фонды краевого художественного музея достойны внимания самых разных посетителей, понимающих, что при всех современных способах воспроизведения изобразительного искусства все равно ничто не заменит возможности видеть подлинные художественные образцы, обдуманно поданные музейными специалистами в организованном пространстве экспозиции.

Новый выставочный проект «От античности до модерна» будет определенным образом влиять и на другие постоянные и сменные выставки, его невозможно «отрезать» от общего экспозиционного пространства музея, в котором гармонично соединяются в едином «хоре» разные голоса, от академических до «попсовых».

Экспозиция «Золотой коллекции» станет фундаментальным предложением молодым держателям «Пушкинской карты», желающим нешуточно просвещаться знаниями в изобразительном искусстве, получая информацию, что называется, из первых музейных рук.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель общественного совета при министерстве культуры СК

Фото Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Читайте также

Шарлотка и общественное мнение

Сколько людей, столько и мнений. Я бы добавила: сколько хозяек, столько и рецептов одного и того же блюда. Борщ. Вот только среди моих друзей я могу насчитать минимум 5 разных вариаций приготовления этого супа. Хотя, казалось бы… Что любопытно, мы же с друзьями не кричим друг на друга, что их рецепт неправильный. Нет, наверняка каждая хозяйка считает свой борщ (подставить любое другое блюдо) идеальным, но скорее всего драться из-за этого с соседкой (или подругой) она не станет.

3 ноября

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября