Финальный концерт в «солнечной» тональности | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Дирижер Юрий Михайленко
Финальный концерт в «солнечной» тональности

Финальный концерт в «солнечной» тональности

1 июля
19:38

В последние дни первого летнего месяца творческие коллективы Ставропольской государственной филармонии, как правило, проводят торжественное закрытие концертного сезона. К выбору программы руководители подходят очень серьёзно, чтобы публика надолго запомнила это событие и с нетерпением ждала встречи в новом сезоне.

 

Нынешний сезон был 122-м. Главный дирижёр симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии Юрий Михайленко, пребывающий в этой высокой должности уже семь лет, очень серьёзно отнёсся к выбору произведений, которые были исполнены в концерте в минувшую среду. В первом отделении прозвучала «Пражская» симфония № 38 Вольфганга Амадея Моцарта, а во втором – впервые в Ставрополе публика услышала Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса. Оба произведения написаны композиторами в «солнечной» тональности ре мажор, которую очень любят исполнители и создатели.

Карэн Шахгалдян и Анжелика Михайленко (стоят), Эмиль Мирославский, Тамара Альботова и Юрий Михайленко

Ведущая программы музыковед Анжелика Михайленко напомнила меломанам имена знаменитых российских музыкантов – мастеров сцены, лауреатов престижных мировых конкурсов, украсивших афиши концертов прошедшего сезона. Это – пианисты Андрей Коробейников, Филипп Копачевский, Сергей Давыдченко, Елисей Мысин и Денис Мацуев, виолончелист Александр Рамм, скрипачи Сергей Поспелов и Карэн Шахгалдян, солисты Мариинского театра оперы и балета из Санкт-Петербурга, принявшие участие в постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», и другие. Анжелика также рассказала о жизни и творчестве композиторов и судьбе произведений, выбранных исполнителями для этого концерта.

 

«Пражская» симфония №38 Моцарта

Миру музыки известны тысячи талантов, но только единицы достигли такой славы, как австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, проживший трудную и очень короткую жизнь (всего 35 лет) и оставивший богатое наследие – 626 сочинений исключительной красоты, вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры. В их числе Симфония №38, получившая название «Пражской». Моцарт с удовольствием приезжал несколько раз в Прагу, где всегда с триумфом исполнялись его произведения. В 1786 году публика с восторгом приняла его оперу «Свадьба Фигаро» и там 30-летний композитор получил заказ написать оперу «Дон Жуан». В январе 1787 года в Праге состоялся авторский концерт композитора, для которого Моцарт специально написал свою 38-ю симфонию в «солнечной» тональности, нарушив традиционный четырёхчастный симфонический жанр. Свои сокровенные мысли он уложил в три части, убрав традиционный менуэт. Все части написаны в развёрнутой сонатной форме. Музыка наполнена мягкой напевностью и безудержным весельем, феерическими каскадами пассажей и поэтической нежной идиллией струящихся волшебных напевов, в которых слышны славянские мотивы, итальянский колорит и чешские народные интонации.

Чехи с большой благодарностью приняли и высоко оценили это произведение. Пражская газета написала: «Музыку Моцарта нигде не понимают лучше, чем в Праге». Музыкальный гений ушёл из жизни в декабре 1791 года в столице Австрии. Вена похоронила Моцарта в общей могиле вместе с бродягами и бездомными. А Прага, узнав о смерти композитора, объявила всеобщий траур. Были собраны деньги, проведена поминальная служба и прощание, на которое пришли тысячи людей, был исполнен его «Реквием». Последующие годы пражане передавали денежные средства вдове и детям композитора. Прага всегда помнила и чтила великого гения, устраивая в его честь концерты и фестивали.

В зале филармонии публика слушала мелодии волшебной красоты, затаив дыхание. Исполняя «Пражскую» симфонию Вольфганга Амадея Моцарта под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко, продемонстрировавшего доскональное знание партитуры, дирижируя наизусть, оркестр наполнил каждую фразу интонационной выразительностью, виртуозностью, пластической гибкостью, одухо-творённостью и поэтическим изяществом – достоинствами искусства ансамблевой игры, высоко оценёнными слушателями.

 

Карэн Шахгалдян – мастер сцены

Наша первая встреча с Карэном состоялась в 1989 году на Первом Всероссийском конкурсе юных скрипачей в Новосибирске, куда ученика 5-го класса Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского привезла мама. На первом туре Карэн исполнил сложную программу, в которой прозвучала «Черкесская рапсодия» Аслана Даурова. Прошло 35 лет, но я очень хорошо помню яркую, эмоциональную игру черноглазого мальчика, с упоением передавшего красоту кавказского мелоса в произведении моего однокурсника по Ставропольскому музыкальному училищу Аслана Даурова, который после окончания Московской консерватории вернулся на родину и стал первым профессиональным черкесским композитором – автором Гимна Карачаево-Черкесии и многих произведений в разных жанрах. Новосибирский конкурс продемонстрировал очень добротную русскую скрипичную школу молодых музыкантов, которые впоследствии заняли достойные места в качестве солистов и в знаменитых коллективах на лучших сценах мира. Среди них заметно выделяется представитель Армении, лауреат международного конкурса имени Пабло Сарасате в Испании Карэн Шахгалдян.

Карэн Шахгалдян на ставропольской сцене

Он родился в семье музыкантов. Отец был известным дирижёром – создателем хорового коллектива в Брянске. Мама, посвятившая свою жизнь воспитанию и образованию сына, была отличной пианисткой. В 5 лет Карэн взял в руки скрипку, чтобы уже никогда с ней не расставаться. Талантливый ребёнок выдержал очень большой конкурс и был принят в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, после окончания которой продолжил образование в классе профессора Виктора Третьякова. В аспирантуре учился у знаменитого педагога – профессора Майи Глезаровой. Являясь «музыкальным внуком» великого скрипичного учителя Юрия Янкелевича, Карэн Шахгалдян стал носителем и хранителем лучших традиций русской школы игры на скрипке, которые сейчас передаёт своим ученикам – студентам Ереванской консерватории имени Комитаса. Карэн много гастролирует по России и другим странам как солист и в составе трио имени А.И.Хачатуряна, которое в этом сезоне отмечает 25-летие. У истоков создания коллектива стоял маститый музыкант – виолончелист Карен Кочарян, партию фортепиано исполняет директор Дома-музея А.И.Хачатуряна Арминэ Григорян. Ставропольцы хорошо знакомы с этим коллективом, в очередной раз они смогут услышать его игру в октябре, в дни фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья».

Гастрольный график Карэна очень плотный. В июле – концерты в Ереване и Капане, а также проведение семинара и мастер-классов для молодых участников Капанского международного фестиваля. Для них будет звучать скрипка работы современного итальянского мастера Б. Мартини, с которой Карэн не расстаётся уже 15 лет. Ему есть чем поделиться с молодыми скрипачами. В его репертуарном списке классические произведения, старинная музыка эпохи барокко, романтика и композиции современных авторов.

В этот приезд в наш город Карэн исполнил Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса. На концерте в зале присутствовали родная тётя и двоюродная сестра Карэна – Тамара и Альбина Альботовы, специально приехавшие из Черкесска на концерт, что стало для него неожиданным и очень приятным сюрпризом.

 

Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса

Немцы гордятся Концертами для скрипки, созданными великими немецкими композиторами. Первое место принадлежит Концерту Людвига ван Бетховена, затем идут Концерты Иоганнеса Брамса, Макса Бруха и Феликса Мендельсона.

Трёхчастный романтический Концерт для скрипки Брамс создал в 1878 году и посвятил своему другу скрипачу Йозефу Иоахиму, который стал его первым исполнителем. Премьера состоялась в Лейпциге 1 января 1879 года, оркестром дирижировал автор. Знаменитые скрипачи Хенрик Венявский и Пабло Сарасате отказались включить в свой репертуар это произведение. Очень сложный по фактуре, Концерт стал одной из вершин творчества композитора, являясь одним из самых ярких виртуозных произведений мирового скрипичного репертуара. Карэн Шахгалдян мастерски исполнил сложнейшее сочинение, продемонстрировав глубокое проникновение в замысел создателя, блестящую технику, тонкую фразировку и нюансировку, эмоциональность и логику. В лирических темах первой части скрипка звучала то откровенно чувственно, то уводила в призрачный мир. Изысканная тема медленной второй части, прозвучавшая на широком дыхании в идеальном исполнении солирующего гобоя артиста оркестра «Виртуозы Москвы» Эмиля Мирославского, специально приглашённого на этот концерт, переходила к скрипке и становилась утончённо хрупкой.

Третья часть Концерта, наполненная страстной экспрессией венгерских напевов и стихией народного танца, была исполнена виртуозно, ярко и очень эмоционально. Дирижёр и оркестр были на одной волне с солистом, тонко чувствуя и поддерживая все задумки в интерпретации. Публика горячими аплодисментами и возгласами «Браво!» благодарила исполнителей и долго не отпускала со сцены. После концерта в приватной беседе Карэн сказал много хороших слов о профессионализме главного дирижёра Юрия Михайленко и творческом отношении к работе артистов симфонического оркестра, отметил гостеприимность руководства филармонии и доброжелательность публики. А также пожелал всем здоровья, удачи и благополучия в ожидании встреч в новом концертном сезоне!

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России.

Фото Ставропольской государственной филармонии и автора

Читайте также

Шарлотка и общественное мнение

Сколько людей, столько и мнений. Я бы добавила: сколько хозяек, столько и рецептов одного и того же блюда. Борщ. Вот только среди моих друзей я могу насчитать минимум 5 разных вариаций приготовления этого супа. Хотя, казалось бы… Что любопытно, мы же с друзьями не кричим друг на друга, что их рецепт неправильный. Нет, наверняка каждая хозяйка считает свой борщ (подставить любое другое блюдо) идеальным, но скорее всего драться из-за этого с соседкой (или подругой) она не станет.

3 ноября

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября