В Штабе общественной поддержки Ставропольского края в минувшую среду открылась выставка местного фотохудожника Владимира Киселёва.
Инфоповод позволил пообщаться с удивительным мастером фотографического дела, который наблюдает за миром через объектив уже 61-й год.
Первый парень на деревне
Владимир Киселёв родился в 1952 году в Новоалександровском районе Ставропольского края. Фотоискусством он заинтересовался еще со школьной скамьи. Его дядя увлекался фотографией, а мальчику было интересно, как происходит настоящее чудо, и при красном свете лампы в домашней фотолаборатории с негативов прямо на глазах появляются черно-белые изображения. Родители, конечно, сразу заметили, как парнишке интересна камера. Поэтому в 12 лет они подарили Владимиру фотоаппарат «Зоркий-6». По тем временам это была «продвинутая» камера. Конечно же, практически сразу после ее распаковки юный фотохудожник начал постигать мир через объектив. А фотоаппарат стал неотъемлемой частью его жизни.
Владимир Георгиевич вспоминает, что «Зоркий-6» сделал его «первым парнем на деревне». Причем в самом лучшем смысле этого выражения. Друзья просили сделать их портреты. Не расставался с камерой Владимир и в походах. Именно в таких путешествиях он полюбил пейзажную съемку. Время года не имело значения. Весной объектив фотокамеры по-особенному передавал настроение оживающей после зимней спячки природы, летнее солнышко через листву несло максимальное тепло в душу, капли дождя гармонично вписывались в осеннюю романтичную хандру, а снежные покровы были настолько волшебными, что хотелось верить в Деда Мороза, даже если давно не считать его настоящим волшебником.
В студенческие годы Владимир Киселёв также продолжил снимать. Но уже практически все его работы были посвящены только природе. Пришло время призыва в Советскую армию. Служба успешно проходила на территории ГДР. Владимир и там то и дело отмечал, как много вокруг пейзажей, которые хотелось бы запечатлеть. Но, к сожалению, заниматься фотосъемкой в условиях армейской службы было запрещено. Владимир тогда уже понимал, что интерес к фотографии у него это серьезно и навсегда.
Только хобби. Не более того
Вернувшись из армии, Владимир Киселёв продолжил фотографировать. Причем он сразу решил, что для него это будет просто хобби. Выбираясь на природу, он получал искреннее удовольствие, выстраивая композицию кадра в видоискателе камеры. Конечно же, иногда знакомые просили его выступить в роли фотографа и запечатлеть то или иное событие в их жизни. Владимир Георгиевич им не отказывал, но пейзажная съемка оставалась любимым занятием. Природа манила его своей красотой!
Однако есть явления, перед которыми меркнет даже красивый пейзаж. Самое главное в жизни Владимира Георгиевича – его семья. Когда родилась красавица дочка, молодой отец практически не расставался с камерой, фиксируя каждое важное событие в ее жизни. Подобное повторилось и при получении нового семейного статуса – дедушка. Этапы становления жизни внучки-умелицы он тоже с любовью фиксировал с помощью фотоаппарата.
Кстати говоря, наш герой очень долго не хотел пользоваться цифровой техникой. Современные технологии в фотографии имеют свои особенности, плюсы и минусы, они по-своему, едва заметно деформируют изображение. Пленка же позволяет передать его практически в том виде, в котором изображение увидел фотохудожник. Кроме того, пленочный фотоаппарат учит точному выбору настроек, композиции. Необходимо сто раз подумать, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора. Да и сам процесс проявления пленки – отдельная магия. Но ритм жизни ускорялся, поэтому Владимиру Георгиевичу просто пришлось перейти на цифровую технику.
Первые выставки
Вы удивитесь, но Владимир Георгиевич нигде никогда не выставлял свои работы. А их накопились тысячи, даже десяток тысяч. Более того, фотохудожник как-то неожиданно для себя полюбил и портретную съемку. Сарафанное радио разнесло эту информацию, и деятельность Киселёва стала приносить некоторый доход. Он создавал коллажи и переносил изображения на кондитерские изделия, а также научился делать фотохолсты, стал арендовать фотостудию. Снимки же пейзажей просили многие люди через знакомых Владимира Георгиевича не только в нашей стране, но и по всему миру.
Кроме всего прочего, работы Владимира Киселёва понравились тогдашнему архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану. Он благословил фотохудожника на сотрудничество с рядом монастырей и храмов епархии. Владимир Георгиевич фотографировал сохранившиеся редкие иконы, требующие реставрации, переносил на холсты фотоизображения православных святынь, чтобы их жизнь продолжилась.
И представьте себе, до недавнего времени Владимир Киселёв не организовывал свои выставки. Подобный ход дела возмутил его жену. Она как-то сказала - хватит снимать в стол, нужно показать миру свои работы. Поддержали супругу Владимира Георгиевича и другие члены семьи. В результате в 2018 году в арт-галерее «Паршин» открылась выставка «Все мои сомнения и тайны долгого пути». В экспозиции фотохудожник собрал более 140 своих работ, созданных за весьма значительный период. В отдельную рубрику «Случайные лица» вошли снимки людей, которых наблюдательный взгляд Владимира Георгиевича выделил из множества образов, встреченных случайно при различных обстоятельствах.
В прошлом году в Штабе общественной поддержки Ставропольского края организовали две выставки Владимира Киселёва. Одна была посвящена Северному Кавказу, а другая называлась «Две столицы» - снимки, сделанные исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. А в январе 2025-го открылась новая экспозиция Владимира Георгиевича, посвященная Пскову.
Романтическо-поэтические пейзажи
Всего на выставке «Россия начинается здесь» представлены 25 снимков старинного русского города. Владимиру Георгиевичу удалось передать неповторимую атмосферу исторической части Пскова. Невероятно величественно выглядят Покровская башня и храм Покрова и Рождества Богородицы. Тропинки в Псковском кремле фотохудожник показал особенно эстетично. Можно представить, как воины заманивали врагов в узкие проходы между каменными стенами. Рядом находится фотография, показывающая большое количество путей внутри оборонительного сооружения.
Безусловно, отдельного внимания Владимира Георгиевича заслужили знаменитые пушкинские места. Смотря на них, начинаешь понимать, почему Александр Сергеевич полюбил псковскую природу. Невероятные просторы, которые ограничены величественными деревьями. Фотохудожник поймал ракурсы настолько правильно, что слова рифмуются в строчки сами:
Смотрю на небо и листву,
И все как будто наяву.
Твоя рука в моей руке,
И птичье пенье вдалеке…
Можно часами любоваться пейзажами псковской земли на фотографиях Владимира Киселёва. Если вы посетите выставку, то непременно обратите внимание, как автор передал на снимках необыкновенную красоту неба. В своей жизни я видел тысячи кадров с облаками, но Владимир Георгиевич изобразил их настолько реалистичными, объемными, живыми, что хочется подойти и потрогать, ощутив легкость и пушистость.
Стоит также отметить задумку создателей выставки. В Пскове, на набережной реки Великой, установлен арт-объект «Россия начинается здесь». Именно так названа экспозиция в Штабе общественной поддержки Ставропольского края. Ее открывают и завершают снимки, где у стен древнего кремля читается эта надпись. Причем кадры сделаны с различных точек и в совершенно разных стилях.
Выставка действительно заслуживает вашего внимания. Очень жаль, что работ представлено всего 25. Но не стоит унывать. Владимир Георгиевич побывал в разных регионах на юге нашей страны, проехал по Золотому кольцу, посетил Крым, Валдай, Калмыкию, Великий Новгород и другие живописные места России. А еще у него есть множество красивых портретов. Поэтому, думается, что выставка, посвященная Пскову, далеко не последняя в творчестве Владимира Киселёва. Точнее, я в этом уверен.
Фото Владимира КИСЕЛЁВА