В Музее-усадьбе художника-академиста В.И. Смирнова в Ставрополе состоялась творческая встреча с фотожурналистом Игорем Кожевниковым, организованная Ставропольским региональным отделением Союза фотохудожников России.
Это был четырехчасовой марафон посвящения в школу репортажной фотографии, с попутными вопросами и ответами.
Игорь Кожевников – легендарный фотожурналист, освещавший события Северо-Кавказского региона не только в ставропольских СМИ, он сотрудничал с National Geographic - Russia, Русский Newsweek, Regnum, в том числе и как пишущий журналист. Игорь работал в пресс-службе губернатора Ставропольского края. Составил богатый археологический фотоархив ГУП «Наследие».
В Союзе журналистов России он с 1986 года. В середине девяностых осуществил собственный проект «Айова–Ставрополье. Другие глаза» совместно с Побратимским комитетом штата Айова (США). Лауреат государственной стипендии 2010 года для деятелей культуры в области фотографического искусства, лауреат премии губернатора Ставропольского края 2004 и 2010 годов в номинации «Дизайн» и «Фотография». Лауреат и участник многих международных и российских фотоконкурсов: «Петербургский фотовернисаж» в Манеже в 2006, 2009 гг. (представлен к государственной стипендии); «Волжское биеннале» в Нижнем Новгороде в 2004-м (бронзовая медаль), 2008-м, 2010-м; «Сибирское биеннале» в Сургуте в 2005, 2007 гг.; «Россия – отчий дом» в Астрахани в 2003-м (авторский диплом). Вошел в число авторов альбомов об актовой фотографии в СССР издательства «Планета», «Лучшие фотографии России 2009 года», проекта «Россия. Один день из жизни». В зачете Кожевникова пять персональных выставок, экспонировавшихся в выставочных залах юга России и Москвы.

Чаще Игорь сам находил себе темы, которые разрабатывал в течение ряда лет. Таким был его проект «Дорога длиною в тысячу лет» о праздновании Дня Святого Георгия в Шоанинском храме, построенном в первой четверти Х века во время византийской христианской экспансии на Северный Кавказ. Тему «Долгая дорога к храму» собирал более пяти лет. Снимал, как строят храм в селе Рагули.

Среди прочих и любопытные темы: «Убирая за Нобиле», «Божьей помощью лекарь», «Дербент», «Кришнаиты села Курджиново». Но в интернет-пространстве уже исчезают его материалы: закрываются редакции, сокращаются медийные архивы, исчезают сайты, например сайт репортажной фотографии photopoligon.ru.
В профессии Игорь 46 лет, с 1979 года. Осмысливание фотографии началось в школьные годы. После института ушел в нее на профессиональной основе. Работал в Ставропольском корпункте краевой студии телевидения Пятигорска, когда лимит кинопленки компенсировали фоторепортажем для чередования кино и фотоматериалов в эфире. Далее – фотокорреспондент газеты «Молодой ленинец», это было основное вхождение в мир документальной фотографии. Стало тесновато в рамках газеты, хотелось перейти к журнальной эстетике. Это был период пленочной фотографии, когда авторы не архивировали свои работы, они не сохранились физически. При попытке собрать ретроспективу оказалось, что ранних фотографий просто нет.

Было много вопросов автору от слушателей.
– Какой период был расцветом в творчестве?
– Трудно вычислить такой период, просматривая материал, меняешь о нем мнение. Фотография меняется в эстетическом, прикладном понимании, перешла в медийное пространство, в эстетику экрана, горизонтальных фотографий.
– Что важно в искусстве фотографа – успеть сделать кадр?
– Самый важный критерий – это его величество момент. В репортажной фотографии. И при портретировании в студии очень важно передать эмоции. Интересно экспериментировать с формой. Нужна тренировка глаза, ты должен быстро соображать в процессе работы, на подсознательном уровне выстраивать композицию.
– Как работать с бильдредактором? Противоречия не мешают?
– Это вопрос работы в тандеме с пишущим журналистом, две параллельные истории, объединенные одной темой. Каждый создает свою историю, пишущий никогда не ограничивал в теме съемки – всегда совпадало.
– Перевод в ЧБ: до съемки или после?
– На заданную тему нужно сразу снимать в черно-белом режиме. Редкий журнал может позволить себе поэстетствовать, ставить черно-белые репортажи. Цвет в репортаже – это товар, в цвете снимать сложно.
И еще много советов слушатели получили от Игоря Кожевникова попутно с просмотром серийных и одиночных фотографий: по смысловому кадрированию, плотному кадрированию телевиком, обработке кадров, об отношении к черно-белой фотографии, технических параметрах съемки.
Маргарита ВОРОНОВА.
Фото автора