Через 27 лет «Вечерка» разыскала семью младенца с символичным для города номером свидетельства о рождении
В сентябре 1997 года, когда Ставрополь широко праздновал своё 220-летие, на странице «Молодежный полигон» в 1500-м номере нашей газеты вышел материал «Какое совпадение!». В нем журналисты «Вечерки» рассказали о маленьком ставропольце Евгении, который родился незадолго до юбилейного Дня города в семье Кравцевых. Поводом для публикации стал необычный номер его свидетельства о рождении, на который обратили внимание счастливые родители – 1777. Совпадение с датой основания города Ставрополя они восприняли как хороший знак. Мама малыша тогда сказала родным: «Посмотрите, какое у нас хорошее число – 1777».
Ждали Машу, а родился Женя
И вот по прошествии 27 лет, в год 35-летия «Вечерки», мне удалось разыскать родителей того юного героя статьи. Его мама Елена Кравцева прекрасно помнит приезд корреспондента газеты: «Нам нужно было идти с младенцем на прогулку, а папа сказал: «Сидите дома и никуда не ходите, приедет журналист». Через полчаса прибыл фотограф и попросил посадить Женю для снимка. На что я ответила: «А как же его посадить, малышу всего два месяца?». Сфотографировали в итоге на руках». Не обошлось без курьёза: наш фотокор Иван Овсянников записал фамилию героев публикации с ошибкой, так и напечатали – через букву «о». Зато остальное всё чистая правда.
В семье Кравцевых тогда уже подрастал десятилетний сын Максим, он родился тоже восьмого числа, только в сентябре 1987 года. А 8 июля 1997-го на свет появился его братик Женя весом 3400 граммов и ростом 51 см. Ему и досталось свидетельство о рождении с символичным для нашего города номером.
Елена Ивановна рассказывает:
«После первого мальчика мы, конечно, ждали девочку. Уже и имя придумали – Машенька. УЗИ-обследование тогда только начиналось, и я не узнавала пол ребенка. Но очень грамотные пожилые акушерки в женской консультации безошибочно определяли его по сердцебиению плода. У мальчиков оно сильнее. Не скрою, сначала было разочарование, даже немного поплакала. А потом осознала, какой у нас Евгений желанный ребенок! Ведь в 90-е годы еле-еле все выживали, продукты покупали по талонам, а муж твёрдо сказал: «Пойдем за вторым!».
Корреспонденты рубрики «Молодежный полигон» в том номере «Вечерки» от 27 сентября 1997 года написали короткую заметку об интересном случае и пожелали малышу вырасти большим и умным и обязательно в будущем стать нашим читателем. С тех пор эту газету в семье бережно хранят в Женином альбоме вместе с его детскими фотографиями.
И юмор, и знания
Сам Евгений чётко выполнил напутствие, данное ему на страницах издания, он вырос очень умным и воспитанным человеком. Мальчик хорошо учился в гимназии №24 имени генерал-лейтенанта юстиции М. Ядрова, окончил её с серебряной медалью. Все предметы ему давались легко. Хотя никогда такого не было, чтобы родители сидели с ним с утра до вечера и делали уроки. Занимался Женя самостоятельно, учился абсолютно осознанно и ответственно. Мама порой просила сына ложиться спать, а он не хотел, пока не доделает домашнее задание, что-то не дорисует. Большую роль в жизни Евгения Кравцева сыграла личность учителя истории Михаила Георгиевича, благодаря которому мальчик очень полюбил этот предмет. В 17 лет он был единственным стобалльником в крае по истории. По блестящим результатам ЕГЭ Евгений поступил на бюджетное отделение в престижный московский вуз. Окончил факультет политологии МГУ, остался в столице и уже пять лет занимается аналитической работой по специальности. В фокусе его внимания – развитие связей Кавказского региона с миром. Каждый год Евгений приезжает на месяц в гости в родной Ставрополь, но как отмечают его родители, если Москву полюбил – то полюбил. Про таких говорят «человек мира», и ему там нравится. Тем более у парня серьезная нацеленность на карьеру. Так что наш земляк может вскоре стать известным на всю Россию политиком или управленцем.
Как рассказала мама Жени, он рос очень музыкальным и спортивным ребенком. Много танцевал дома. Однажды, когда был еще маленьким, вышел во двор, услышал звук пилы и начал артистично приседать в такт. На улицу в раннем детстве он всегда выходил с мячами разных размеров, называя их «гол». В годы учебы в школе много занимался спортом – и футболом, и тхэквондо. Так что никто из друзей не мог сказать, что Женя – «ботаник», он всё успевал: и пообщаться со сверстниками, и выучить уроки. Мальчик рос смешливым и с хорошим чувством юмора. Еще подростком Евгений заявил родителям: «Я буду поступать туда, где есть команда КВН». Так что в студенческие годы в МГУ он играл в Клубе весёлых и находчивых.
Папа братьев Кравцевых – Владимир отслужил 20 лет в краевом управлении вневедомственной охраны, вышел на пенсию, сделал в этом году подарок супруге – построил дом, где в память о своем отце сохранил посаженный им на участке огромный грецкий орех. Сейчас занимается сельским хозяйством. В семье бережно сохраняют родовые традиции. Старший сын сейчас подполковник внутренней службы, пошел по стопам отца, окончил Академию МВД по специальности «защита информации». После вуза сразу женился, обзавелся семьей. Его старшая дочь, внучка наших замечательных героев, уже получила паспорт. После того как Крым воссоединился с Россией, в 2015 году выпускникам-полицейским в Ставрополе бросили клич: «Кто хочет поехать защищать порядок в новом регионе?». Максим отправился служить в Севастополь на пять лет. Затем его перевели в Нальчик, где он уже дослужился до заместителя министра МВД по Кабардино-Балкарской Республике. В свой день рождения, 8 сентября 2024 года, он стал крестным отцом девочки, которая родилась в этот же день год назад.
Город и судьба
Елена Ивановна хоть и не коренная ставропольчанка, но очень полюбила ставший ей таким родным город. Здесь она вышла замуж, здесь родились дети и внуки. У нашей читательницы есть интересная история встречи с городом счастья, первой любовью и приходом в профессию. Елена Кравцева с удовольствием рассказала ее «Вечернему Ставрополю»: «Сами мы попали в город издалека. До замужества я была Елена Емец, корни мои белорусские. Оба деда погибли в первый год Великой Отечественной войны. Моя бабушка на Алтае прожила 100 лет. Родители тоже родились в Сибири, папа – в 1930 году, мама – в 1936-м, были из одного села. А я появилась на свет на маленьком острове Итуруп на Курилах рядом с Японией, когда в семье уже было два сына. И мой папа, и моего мужа были военнослужащими. Его родители из Омска. Бабушка была очень образованной женщиной, знала несколько языков, музицировала. А дед до революции имел мыловаренный завод. Они родили четверых детей, в том числе отца моего мужа. А потом бежали на юг от большевиков. Супруг родился уже в Ростове, а жил, как и я, на Дальнем Востоке. Когда мой отец заканчивал свою службу в войсках ПВО в центральной части страны, где обслуживал самолёты, ему почему-то подсказали переехать жить в Ставрополь. Может, после Тверской губернии всем хотелось на юг. Они с мамой приехали, посмотрели, очень зеленый город им понравился. И в мае 1977 года, когда здесь всё цвело и благоухало, наша семья переехала жить в краевой центр. Родители тогда удивились, как это плодовые деревья растут прямо на улице. Им было в диковинку, что можно было просто идти и срывать фрукты».
В седьмой класс четырнадцатилетняя Лена пошла в школу №23 Ставрополя в Юго-Западном районе (и автор этих строк окончила класс журналистики тоже в этом лицее). А через полгода в класс пришел учиться Володя Кравцев - её будущий муж. В 1980 году их выпуск был первым в СОШ №23. Володя, вспоминает Елена Ивановна, после школы был отправлен на три года служить на Северный флот.
«Вот так нас свела с мужем судьба в Ставрополе еще подростками, а в браке мы с 1986 года. Что касается выбора профессии, педиатрию я вообще не рассматривала, – продолжила делиться воспоминаниями Елена Кравцева. – Поступала в мединститут. На лечебный факультет не прошла. Мне предложили отучиться три года на педиатра и потом перевестись, куда я хотела. Но я сказала: «С детками работать – это совсем другое». Так и осталась». Мама замечательных парней, Елена Ивановна Кравцева, в этом году отмечает ровно 30 лет руководства одним из отделений городской детской клинической поликлиники №2 Ставрополя. В 2018 году она стала лауреатом краевого конкурса «Лучший по профессии среди врачебного персонала в номинации «Призвание». А в июле 2023 года, юбилейного для нее, заведующая отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях была удостоена Почетной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации за многолетний плодотворный труд, профессиональное мастерство и высокие личные достижения в области здравоохранения. В медицине она трудится с 1988 года и главным считает, конечно, не награды, а сохраненное здоровье тысяч юных ставропольцев.
Преданность профессии
Как педиатр с 36-летним стажем, Елена Ивановна видит большое различие между ребятами прошлых поколений и теми, кто сегодня обращается в поликлинику. «Раньше дети были более развитыми, потому что мы много с ними читали книг, - отмечает она. - Мой старший сын научился читать в четыре года. А сейчас из-за всех этих гаджетов они не разговаривают. Речь связными предложениями у них начинается только после четырех лет, очень часто родители жалуются, что ребенку исполнилось три года, а он знает, образно выражаясь, два слова. И начинается – нужно к психологу. Конечно, если в шесть месяцев дать малышу телефон, какие-то другие нейронные связи образуются в мозгу. Эти дети получаются не социализированными, кроме телефона они ничего не знают. К тому же гаджеты еще и негативно влияют на зрение. Современные дети очень поздно стартуют в плане речи, развития. Стало много аутистов, такого раньше не было. Даже в моем личном окружении таких деток уже трое. Вторая проблема – гиподинамия. Мы много двигались, бегали, прыгали. У нас развивались полушария по-другому. Сейчас много случаев эндокринной патологии в связи с тем, что дети быстро едят, питаются фастфудом, среди них немало полных. Излишняя масса тела у современных детей в Ставрополе наблюдается уже с трех-четырех лет, потому что они не двигаются и неправильно питаются. Патологии зрения среди школьников – повальные, очень много деток в очках или носят линзы. Так что наше детство босоногое, конечно, отличается от нынешнего».
Еще один бич, на который обратила внимание врач, большое количество антипрививочников. Есть родители, которые Интернету доверяют больше, чем врачам. Елена Ивановна пояснила свою позицию: «Посмотрите, мы уже не вылезаем из эпидемии детских инфекционных заболеваний. Корь должна была быть искоренена в 1995 году. Сейчас последняя вспышка не заканчивается. Коклюш, полиомиелит подняли голову. Есть завозные случаи. Это серьезные заболевания, несущие за собой инвалидизацию детей. А туберкулёз… Когда мы оканчивали институт, нам говорили: «Не ходите в ординатуру по фтизиатрии, скоро уже не будет таких болезней». Но ведь до сих пор у нас есть случаи внутрисемейного заражения в абсолютно благополучных семьях. И это только потому, что родители говорят: «Мы ничего не хотим, нам ничего не надо, нас это не касается, не нужна нам ваша Манту». Моя позиция: тогда сидите дома, пусть у детей будет индивидуальное обучение, приглашайте гувернеров. Зачем же других подвергать опасности? А когда стоит вопрос о жизни и смерти, лечиться за счет государства они не отказываются. К сожалению, нет на них законодательства. Когда мы росли, было проще: пришло время – делали детям прививку. Такой подход вёл к искоренению инфекций. Чтобы наше общество сегодня было здоровее, надо вернуться к обязательной вакцинации. А когда в одном детском коллективе есть и привитые, и нет, это неправильно. Сейчас в школах одновременно учатся по три тысячи детей. Почему все они должны быть подвержены опасности заразиться? К сожалению, такие «заблудшие овечки» еще и врачей оскорбляют, пишут жалобы во все инстанции. У нас родители пациентов-антипрививочников доходили до Верховного суда. А речь шла даже не о прививке, а о том, чтобы сделать пробу Манту чисто на присутствие туберкулезной палочки. Суд встал на сторону врачей. СанПиН никто не отменял. Раньше такой ситуации даже возникнуть не могло. Но детки они всегда хорошие, только сейчас, как я сказала, они более медленно развиваются. Причина – нехватка движения и общения со сверстниками».
Ставрополь, ставший родным
Моя собеседница, которая искренне рассказала столько много интересного о себе и своей семье, считает Ставрополь своим родным городом, ведь в нем она живёт 47 лет, здесь много друзей и многочисленная родня. Когда на юбилей собирается вся семья, получается человек 50. Среди них есть и педагоги, и строители, и повара, трудящиеся на благо города. Ставрополю Елена Кравцева желает процветания, чтобы в нем было комфортно и уютно жить каждому. «Нас абсолютно всё устраивает, всё в городе хорошо. Обязательно – здоровья всему населению. Мы, врачи, выступаем за профилактическую медицину, с ее помощью легче любую болезнь предотвратить»…
Родители Евгения Кравцева очень рады, что сын строит карьеру в столице страны, желают ему встретить любимую девушку и создать крепкую семью. Такую же, как у них самих и у старшего брата. Чтобы в доме звенели детские голоса, было тепло и душевно. А «Вечерка» в Год семьи присоединяется к этим теплым пожеланиям.
Фото из семейного архива Кравцевых