Герой нашего времени | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Сергей Кобылаш перед вылетом
Герой нашего времени

Герой нашего времени

9 августа
16:03

Командующий ВВС больше 15 лет прослужил на Ставрополье

У этого материала несколько информационных поводов. Первый - День ВВС. Второй - очередная годовщина пятидневной войны по принуждению Грузии к миру. Третий - недавнее назначение нового главкома ВВС РФ - заместителя командующего Военно-космическими силами России. С конца июля две стратегически значимые в условиях войны должности совмещает генерал-лейтенант Сергей Кобылаш. До этого он командовал дальней авиацией ВКС РФ.

 

В бой шел первым

При таком количестве инфопроводов герой сегодняшнего рассказа один - Сергей Иванович Кобылаш. На Ставрополье его многие лично знают. Ещё бы, он больше 15 лет прослужил в 368-м штурмовом авиаполку в Будённовске. Четыре года был депутатом местной городской Думы. Кстати, именно сегодня исполняется ровно 16 лет с того дня, когда командир Буденновского авиаполка совершил подвиг в небе над Цхинвалом, за который впоследствии был удостоен звания Героя России.

Шел второй день войны по принуждению Грузии к миру. А день первый во всю ширь обозначил проблемы, вызванные промедлением с  вводом войск на территорию Республики Южная Осетия и с недооценкой ПВО противника. Пилоты Буденновского авиаполка столкнулись с последствиями таких недооценок и ошибок во время первых же боевых вылетов. В первый день полк понес потери. Один самолёт был сбит, ещё несколько вернулись с пробоинами,  например, в машине подполковника Молостова их насчитали 88...

Утром следующего дня командир полка Кобылаш получил приказ обнаружить и атаковать колонну противника, выдвинувшуюся на Цхинвал. Сергей Иванович принимает решение идти в бой первым.

Два самолёта - ведущий и ведомый - обнаружили колонну и вышли на цель. Успешно атаковав и уходя на разворот, Кобылаш услышал в эфире голос ведомого: «Командир, по тебе бьют!» И тут же последовал сильный удар в самолёт.

 

Мгновения длиною в жизнь

Вышел из строя левый двигатель. Но СУ-25 - машина хорошая. Она и на одном двигателе долетит до аэродрома.

Увы, грузинская система ПВО продолжала вести русский борт. Самолёт вздрогнул от нового удара - уже в правый двигатель, начал сваливаться в пике...

- Я думал, что не смогу его вывести из пике, но, наверное, сильно жить хотел: ногами упёрся, штурвал изо всех сил на себя, и он рывками начал поддаваться... Самолёт сначала занял горизонтальное положение, а потом я начал набор высоты...

Бой - это особое измерение. Время словно спрессовано. В воспоминаниях оно много места занимает, а в реале яркие решающие моменты занимают считанные минуты или даже секунды. Только секунды эти длиною в жизнь кажутся.

У Сергея Кобылаша в памяти много таких «спрессованных мгновений». В его биографии учеба чередуется с войнами. После Ейского училища - Афганистан, после Академии имени Гагарина - Буденновский авиаполк, а соответственно первая и вторая чеченские кампании, после Академии Генштаба - дальняя авиация, Сирия, а потом и Украина...

Много чего видеть и пережить довелось, о некоторых моментах Сергей Кобылаш рассказывает с улыбкой и иронией, хотя в момент событий смешного в них ничего не было.

Но новый командующий ВВС - человек с большим чувством юмора. Да и как не быть этому замечательному свойству у человека, который родился в Одессе, да ещё и 1 апреля...

Так вот, даже рассказывая о минутах, когда, управляя обреченной  машиной, каждую секунду рискуя взорваться, Кобылаш не покидал самолёт, пока не вывел его за пределы городской черты - подальше от жилых построек, Сергей Иванович немного иронизирует.

- К тому, чтобы не покинуть самолёт сразу, у меня было две мотивации. Первая продиктована чувством самосохранения. Я же понимал, что выпрыгну аккурат на линии боевого соприкосновения. И пока я буду спускаться на парашюте, меня так «нашпигуют» металлоломом, что мама не горюй. Я о землю с лязгом ударюсь. Ну а вторая причина и главная - город, я сверху на него посмотрел, там перестрелка. Дымом все затянуто. Но там же в домах, подвалах люди - город-то наш... А значит, пока у самолёта есть скорость, есть кинетическая тяга - его надо уводить подальше от Цхинвала.

 

Спасение

И полковник Кобылаш вывел свою раненую машину за городскую черту и только тогда катапультировался.

А приземлился в грузинском селе. Близ Цхинвала - что с юга, что с севера - чересполосица. Едешь по дороге, и только по указателям понимаешь, где грузинское село, где осетинское. Грузины на английском языке указатели оформляли, осетины - на родном и на русском. Плюс флаги на крышах административных зданий говорили сами за себя. Но и тут Бог помог, приземлив российского летчика хоть и на подконтрольной противнику территории, но на улице, где люди добрые живут, а не националисты какие-нибудь обдолбанные...

 

Кадры из видео, снятых во время событий в 2008 году в Цхинвале

Сергей Кобылаш тянул на себя парашют, обрезал стропы, когда из двери соседнего дома показалась бабушка:

- Эй, ты зачем сад ломаешь?- сурово спросила она на ломаном русском языке. - Зачем огород затоптал?

Но серчала она не злобно. Скорее, для порядка. А потом рассказала Сергею, какой дорогой и горной тропкой  выйти на осетинское село. Да ещё и мешок от комбикорма дала летчику, чтоб тот сложил туда свои пожитки - шлем-сферу и кислородную маску - мол, так нести удобней. Спасибо этой доброй женщине, по белому этому мешку полковника Кобылаша свои с воздуха углядели. На помощь пришли…

...А дело было так.

Летчик бежал вверх, в гору. Где-то там находилось осетинское селение, а оттуда уж и до своей части рукой подать. Но своих он услышал раньше. Ничего не было радостнее в тот момент, чем знакомый гул вертолетов. Кобылаш поймал их эфир, назвал свой позывной. А потом вел к себе, корректировал маршрут. Вот тут-то белый мешок и помог - иначе с высоты человека в камуфляже было бы не разглядеть. А искать времени не было. По «вертушкам» с грузинской стороны уже вёлся огонь.  Сергей бежал вверх по склону, не замечая ни сшибающего с ног ветра от винтов, ни зарослей колючего кустарника, которые приходилось преодолевать.

- Через этот терновник прошел как по маслу, - вспоминает он. - Я его и не заметил. Даже умудрился не поцарапаться. Так мне хотелось в вертолете оказаться...

И когда, взлетевши с одного колеса, вертолет вместе с Сергеем Кобылашем на борту взял направление к дому, телефон в его кармане заголосил, завибрировал...  Удивительно, на земле телефоны с российскими симками вообще не работали, а тут, пожалуйста...

Звонила жена. Она, конечно, волновалась. На вопрос: «Где ты?» -  Сергей Иванович ответил: «Сижу за столом у себя в кабинете. Все в порядке».

Фото с сайта «Герои России» и кадры из видео, снятых во время событий в 2008 году в Цхинвале

Читайте также

Легендарному проектному институту 90 лет

Документы по истории института «Ставропольгипросельхозстрой» мне удалось добыть благодаря ранее работавшему в организации инженеру Евгению Георгиевичу Кулику. Он очень любит свою профессию, которой посвятил лучшие годы жизни, и данная статья увидела свет во многом по его инициативе. Кстати, я первый раз побывал в читальном зале краевого архива, рядом со зданием которого проживаю, прохожу мимо него по несколько раз в день, но никогда не был внутри. И это был очень интересный познавательный опыт.

9 августа

Туманное озеро с форелью

Озеро Туманлы-Кель окружают горы Домбая, на вершинах которых даже летом не тает снег. Вся эта красота отражается в прозрачной воде, создавая картину, от которой просто невозможно оторвать взгляд. И она стояла перед моими глазами весь путь домой, до того самого момента, когда мы, усталые и слега искусанные назойливыми слепнями, в сумерках въезжали в родной Ставрополь.

9 августа

Земля, ты – мать наша!

...прежде чем размещать на планете нас, людей, была проведена огромная работа. Ведь вначале на ней обитали животные огромных, невероятно огромных размеров, и вы думаете для чего - чтобы своими умершими телами и отходами растительного мира подготовить почву ее будущей жизнедеятельности плодовых деревьев, овощей и злаков, без которых человечество бы не выжило.

9 августа

Военная кампания 1945 года на Дальнем Востоке

Если перечислить освобождённые осенью 1945 года территории на Востоке, то их окажется немало: Маньчжурия (северо-восточный Китай), южная часть Сахалина, Курильские острова, северная часть Кореи, Ляодунский полуостров в ходе военной операции войсками Забайкальского,  1-го и 2-го Дальневосточного фронтов, с поддержкой сил Тихоокеанского флота, Амурской военной флотилии. Исторический Акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года, подписанный на борту американского линкора «Миссури», ознаменовал окончание Второй мировой войны. Среди подписантов Акта оказалось 12 представителей различных стран (в том числе и побеждённой стороны): США, Китайской Республики, Великобритании, СССР, Австралии, Канады, Франции, Нидерландов, Новой Зеландии. Их приглашение к подписанию документа подводило итог под мировым конфликтом, но фактически Акт подтверждал, что две супердержавы - США и СССР - решили, что глобальные претензии исчерпаны. В рамках подписания документа  остался открытым вопрос о Мирном договоре между СССР и Японией. Но для советского народа и его Вооружённых Сил Указ Верховного Совета СССР, объявляющий 3 сентября праздником Победы над Японией, поставил точку в войне с милитаристским государством.

9 августа