В российском кинематографе после «Чебурашки» понеслась волна ремейков на детское советское кино. Пробный запуск был успешным с финансовой точки зрения. А что еще надо создателям кино? Поэтому вот вам «Бременские музыканты», «По щучьему велению», «Летучий корабль» и т. д. А скоро появятся новый «Буратино» с «Волшебником Изумрудного города». Руки у современных киноделов дошли и до вселенной Кира Булычева с его Алисой Селезневой. Давайте же посмотрим, что журналисты разных поколений думают о картине.
Теперь настало время молодого поколения написать о фильме. Сразу оговорюсь. У меня в детстве были две любимые картины, из которых я не мог выбрать лучшую. Речь идет о «Приключениях Электроника» и «Гостье из будущего». Любимым же мультиком по праву был «Тайна третьей планеты». Поэтому, увидев однажды в кинотеатре трейлер к фильму «Сто лет тому вперед», мне стало страшно. Неужели современные киноделы решили окончательно убить мои хорошие воспоминания из детства? Тизер кино был очень слабым, в который накидали множество жанров, к тому же с Александром Петровым в одной из ролей.
В России уже пытались сделать ремейки на Алису Селезневу. Руку к созданию прикладывал и Тимур Бекмамбетов. Но, увы, мультфильм, кино и мультсериал вышли настолько ужасными, что одну из работ вообще не выпустили в свет.
Съемкой фильма «Сто лет тому вперед» решила заняться команда Федора Бондарчука. В нее вошли создатели таких картин, как «Притяжение», «Призрак» и «Лед». Режиссером и одним из сценаристов выступил Александр Андрющенко, который до фильма 2024 года снял только первые «Елки» и комедию «Напарник». Давайте же узнаем, как получилось у него со «Сто лет тому вперед».
Если вы собираетесь идти в кино, ожидая увидеть знакомую вам историю из «Гостьи из будущего», то лучше сразу отбросить эти мысли. Иначе рискуете попасть в ловушку, в которую сам угодил. Первые минут тридцать картины я проводил различные аналогии с советской классикой. Потом остановил себя, ведь невозможно сравнивать разные жанры и различные сюжеты! Да, основа у фильмов общая. «Гостья из будущего» практически полностью снята по книге Кира Булычева, а современная картина взяла только название произведения да персонажей из вселенной советского автора. Общего у лент больше нет. И я считаю, что такой подход правильный. Зачем делать очередной ремейк советского фильма, просто максимально точно переснимая его, добавляя какие-то современные мотивы. Кому это нужно, могут смело посмотреть «Служебный роман. Наше время», «Кавказскую пленницу!», «Джентльмены, удачи!» и «Иронию судьбы. Продолжение». Правда, не знаю, кому эти «шедевры» понравятся.
«Сто лет тому вперед» не следует советскому фильму. И многим это не нравится. Читая разные обзоры картины и комментарии к ним, я натыкался на мнение, что отход от «Гостьи из будущего» является минусом современной картины. Только вот авторы этой ленты и не планировали делать какой-то ремейк, создавая свою интерпретацию повести Булычева. Такое ощущение, что обзорщики фильмов в Интернете пытаются просто к чему-то докопаться, иногда противореча себе же.
Итак, мы разобрались, что «Сто лет тому вперед» - отдельная единица в киномире. Теперь можно приступать к некому обзору картины, стараясь обойти спойлеры, рассказав о ее интересных особенностях и минусах.
Графика и ружье Чехова
Фильм по жанру является фантастикой. Поэтому графические эффекты, по сути, главные персонажи картины наравне с героями. Визуальная составляющая ленты сделана на хорошем уровне. Проработаны детали будущего, показано то, чем оно отличается от 2024 года. Через сто лет люди будут следить за экологией так, что на деревьях в октябре останется зеленая листва. Правда, графическая составляющая чем-то напоминает «Интерстеллар», видно, что создатели эффектов вдохновлялись этой голливудской картиной.
Причем авторы «Сто лет тому вперед» обращали внимание не только на научно-фантастический фильм Нолана, но и на иные работы, связанные с перемещением во времени. Видно, что для них трилогия «Назад в будущее» и «Терминатор» являются любимыми западными фильмами 80-х годов ХХ века. В картине не раскрываются практически 2024 и 2124 годы. О них упоминается, по сути, вскользь. Акцент сделан больше на телепортацию, роль которой выполняет космион, заменяющий, кстати, привычный для всех миелофон.
В перемещениях во времени создатели делают акцент на каждой мелочи. Для них важны все детали. Они идут по канонам классики – если на стене висит ружье, то оно обязательно выстрелит. Все, что обговаривают или делают персонажи, имеет огромное значение. Помните об этом, когда будете смотреть картину. К слову, игра многих актеров радует. Алиса Селезнева и Коля Герасимов в лице Даши Верещагиной и Марка Эйдельштейна смотрятся в кадре приятно и органично. Теперь они учатся в 11-м классе, поэтому сценаристы придумали между ними трогательную любовную линию, которая заставляет думать о второй части картины. К слову, не удивляйтесь – Алиса теперь не пай-девочка, а настоящий воин. Роль злодея Глота, который известен всем по «Тайне третьей планеты», отлично исполнил Юрий Борисов. У персонажа мало слов, больше пластических действий, но именно они и внушают страх.
Авторы умело рушат четвертую стену, рассказывая о событиях, чтобы зритель не потерял нить. За это в фильме отвечает Коля Герасимов, используя стиль известного персонажа комикса «Дэдпул». Кстати, в картине много отсылок, которые как уместны, так и не очень. Про не очень. Время как раз поговорить о недочетах.
Минусы картины
Для меня главным минусом является возрастное ограничение «6+». Такую же цифру поставили «Королю льву», а «Назад в будущее» и вовсе котируется как «12+». Только вот в «Сто лет тому вперед» много крови, персонажей пронзают ножом, а также показывают отрубленные руки. Как минимум должно быть ограничение «16+».
Считаю, что у фильма слишком много «навалено» в начале. На зрителя сразу вываливается столько информации, что просто теряются все нити. Первые тридцать минут вы можете ничего не понимать. Потом станет легче. А еще есть непонятная для меня отсылка к «Аватару». Кроме того, недочетом можно назвать игру Александра Петрова, который сделал Весельчака У каким-то дураком, а не злодеем. Много непонятного смеха вызывает отторжение. Правда, герой меняется по ходу фильма, что радует.
Какой же итог? Я рекомендую вам посмотреть фильм «Сто лет тому вперед». Но важно выкинуть из головы ассоциации с «Гостьей из будущего» и вытерпеть первые 15-30 минут картины. При таких условиях лента оставит приятное и теплое ощущение, подарит массу различных эмоций от поворотов сюжета, которые происходят каждые десять минут.
Геннадий КРИШТОФОРОВ
Хороший фильм, который не станет культовым
Прошлая экранизация повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» многосерийный фильм Павла Арсенова «Гостья из будущего» для моего поколения значит очень много. Мы на нем росли, сравнивали себя с его героями и мечтали дожить до того самого будущего, где есть автобусы-телепорты, в небе летают кабинки-флипы, Космопорт в Москве принимает межзвездные рейсы, а в Институте времени живет антропоморфный робот Вертер. То есть я буквально тот самый человек, который ставит «лайк» под картинкой в Интернете с изображением телевизионной программы с 25 по 29 марта 1985 года, когда сериал вышел впервые. Это были самые особенные весенние каникулы в жизни. Пройдет всего несколько лет, и мечты о будущем последнего советского поколения детей растопчут политики, а вместо мира «Гостьи из будущего» многим из нас придется выживать в подворотнях «Слова пацана».
Совсем другое кино
Нетрудно догадаться, что новости о скором выходе «очередного ремейка советской классики» я воспринял в штыки. Нарочито плохо сделанные трейлеры только усиливали опасения. Однако позже фильм «Сто лет тому вперед» режиссера Александра Андрющенко стал неожиданно получать в целом положительные отзывы со стороны первых зрителей, и я решил дать картине шанс.
Сразу скажу, создатели фильма сделали лучшее, что могли в такой ситуации: полностью проигнорировали советский сериал, как и литературный первоисточник. С ними его связывают, пожалуй, только имена главных героев. В остальном это самостоятельная работа, которую называть ремейком просто неправильно.
«Сто лет тому вперед» - история двух школьников, которые учатся в одном классе московской школы, но с разницей в век. Оба воспитываются в неполных семьях. Только если папа Коли Герасимова растворился в пространстве и никому не интересен, то мама Алисы Селезневой – потерялась во времени и сыграет в повествовании важную роль. В отличие от советской классики, здесь главные герои стали старше, они, что называется, находятся в расцвете пубертата (к слову, актерам, исполнившим роли, хорошо за 20, но в кадре это не заметно). Коля – типичный школьник поколения 2020-х, зумер, живущий в сети и читающий рэп. С Алисой сложнее, авторам пришлось придумывать её с нуля, представляя, как бы оно могло быть сто лет спустя. Получилось, увы, в духе пресловутой западной повесточки. У девушки розовые волосы, она ловко дерется и не ест мясо, её папа (Константин Хабенский) – тихий и застенчивый интеллигент, а мама (Виктория Исакова) – сильная и независимая женщина. Мир 2124 года инклюзивный до такой степени, что знаки внимания Алисе оказывает одноклассник-инопланетянин, состоящий из газа.
К сожалению, не получилось у создателей фильма показать и Москву будущего. Если бы не появившийся на пару мгновений вдалеке узнаваемый силуэт сталинской высотки, столицу можно было бы и не узнать. Внешне город выглядит, как мечта карикатурного урбаниста из Интернета: с противоосадковым куполом и сплошной зеленой лужайкой. Не хватает разве что повсеместных велодорожек.
Главное - зрелище
«Сто лет тому вперед» - типичный представитель жанра кинокомикса или аттракциона про спасение мира, где зрелище стоит на первом месте. И надо сказать, что авторам удаётся развлекать зрителя. Получились не «Мстители», конечно, но вполне себе «Валериан и город тысячи планет», что значит – достойно. Приятно удивили качественно поставленные драки и достоверно воссозданное окружение. Особенно хорош, на мой взгляд, мир мрачной антиутопии, куда по сюжету попадают герои.
К несомненным достоинствам фильма я отнесу и сценарий. Несмотря на внушительный хронометраж (2 часа 20 минут), история развивается динамично, а подчас – стремительно. Здесь нет затянутых сцен или сюжетных дыр, герои говорят по делу, а диалоги двигают сюжет. В нужные моменты Коля Герасимов за кадром доступно объясняет все фокусы с пространством и временем.
Актерская игра соответствует уровню постановки. Разве только Александр Петров (Весельчак У) слегка переигрывает в Джокера, то и дело заходясь в клоунском хохоте. В целом же его персонаж скорее забавный и тащит на себе весь немногочисленный юмор фильма, когда неуклюже подкатывает к маме Алисы или пытается угнать такси в Москве настоящего. Весельчак изо всех сил старается быть злодеем, но ему это не очень удается. А вот его напарник Глот в исполнении Юры Борисова – это чистое зло: почти неуязвимое, неотвратимое и безжалостное. Даже не могу вспомнить, был ли в отечественном кино прежде такой однозначно жуткий персонаж. Разве только гоголевский Вий.
Для всей семьи
Что же в итоге? «Сто лет тому вперед», безусловно, качественный, по меркам отечественного кинематографа, фильм жанра si-fi. При этом он вряд ли может чем-то удивить взыскательного зрителя. Здесь нет глубины того же «Соляриса» Тарковского или урагана спецэффектов, как в лучших голливудских постановках. Без всего этого фильм спокойно обходится, привлекая зрителя простой и понятной историей, которую компьютерная графика дополняет, а не подавляет.
Лично я рад тому, что качественную, но слишком дорогую и трудоемкую научную фантастику в России хоть кто-то готов снимать. С этим даже в советские годы были проблемы. Много вы сможете с ходу назвать отечественных фантастических фильмов? Упомянутый «Солярис», «Через тернии к звездам», «Большое космическое путешествие»? Негусто, согласитесь.
Можно сколько угодно сетовать на упрощения и отсутствие глубины, но следует признать, что кино для массового зрителя должно соответствовать духу времени и запросам со стороны этого самого зрителя, чтобы он захотел его принять. С этой точки зрения «Сто лет тому вперед» получился гораздо более семейным, нежели откровенно детский «Гостья из будущего». Да, основная его аудитория подростки, но и их родители также смогут найти в этом фильме что-то интересное для себя.
Я напрасно переживал из-за новой экранизации повести Кира Булычева. Старческое брюзжание на тему «раньше было лучше» здесь точно неуместно. Фильм не лучше и не хуже. Он другой. Дорогая сердцу «Гостья из будущего» так и осталась лежать нетронутой на пыльных полках памяти, а мы увидели свежий взгляд на старый сюжет. Только вот не оставляет мысль, что фильм «Сто лет тому вперед» вряд ли станет культовым для сегодняшних школьников и они будут помнить его спустя не то что десятилетия, а даже годы.
Вадим ДУБИЛО