Гуамка, в которую придется вернуться | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Автор статьи рядом с узкоколейной железной дорогой
Гуамка, в которую придется вернуться

Гуамка, в которую придется вернуться

4 октября
16:18

Я давно присматривался к одному из маршрутов коротких путешествий, который вполне можно уложить в рамки выходных. Речь идет о живописном хуторе Гуамка в Апшеронском районе Краснодарского края. И вот в середине сентября решение было принято, и свидание с необычным местом притяжения туристов стало реальным.

 

Выбор места проживания и маршрута

Гостиницу мне посоветовал один знакомый, оставшись от нее в полном восхищении. Это скорее база отдыха, как она себя позиционирует, носящая живописное название, удобно расположенная и предоставляющая весь необходимый набор услуг современному туристу. Особо стоит отметить здешний бассейн с родниковой водой, откуда есть возможность выплыть под открытое небо, а также  финскую сауну, турецкий хамам и гидромассаж. Бассейн состоит из двух больших чаш, и я предпочитал плавать в его более протяженной и полностью расположенной на свежем воздухе части. Здесь вполне можно в комфортных условиях проплывать установленные мной самим нормы водных тренировок. Но обо всем по порядку.

Расстояние от Ставрополя до Гуамки хоть и приемлемое, но довольно приличное – чуть меньше 300 километров. Поэтому стартовали мы с товарищем по путешествию Володей весьма рано – около 5:30 утра. Я, хоть и не был за рулем, но за всю дорогу задремать так и не смог. В этом помог крепкий кофе, большой термос которого запасливо прихватил мой попутчик. Надо сказать, что значительную часть предстоящего пути мы изучили за две недели до этого, совершив блицпоездку в Майкоп. На этом этапе трудностей не возникло, но столица Адыгеи не являлась конечной целью нашего путешествия.

В этой связи позволю себе дать совет тем путешественникам, которые впервые решат совершить аналогичную поездку. Прежде всего, тщательно проверьте настройку своего навигатора. Сейчас он легко устанавливается практически на любой смартфон. Без этого сервиса в поездку отправляться не рекомендую. После поворота в сторону Майкопа с трассы «Кавказ» на дороге немало довольно резких смен направления, порой следующих подряд друг за другом, а за указателями не всегда просто проследить. Да и само построение маршрута будет нелишним проверить. Так, навигатор моего друга, работающий на базе системы спутниковой навигации GPS, повел нас по более короткому, но менее комфортному пути. И, в конце концов, немного заплутали.

Мы поняли, что отклонились от цели путешествия, когда оказались в станице Дагестанской на территории Адыгеи. Пользуясь случаем, коротко расскажу об истории этого населенного пункта, который был основан в 1863 году на месте адыгского селения Кой-Хабль, к слову, очень развитого. В окрестностях станицы до сих пор сохранились давно разбитые его тогдашними жителями старые сады, а название она получила в честь 82-го Дагестанского полка. В 1861 году после отмены в Российской империи крепостного права начался массовый приток переселенцев на Кубань. Кроме того, в то время шла длительная Кавказская война, и государству нужно было решить вопрос укрепления южных границ в предгорьях. Был найден интересный выход, с помощью которого попытались «одним выстрелом убить двух зайцев»: заселить предгорные районы и предоставить безземельным крестьянам землю.

Вот в этом славном историческом месте мы поняли, что сбились с маршрута. Нашу догадку тут же подтвердили два местных жителя, подсказав, что надо развернуться и после моста повернуть налево.

Станица Безводная

Когда мы добрались до указанного местными старожилами поворота, то стало понятно, почему был пропущен этот съезд. Здесь заканчивался асфальт и начиналось что-то среднее между гравийкой и грунтовкой. То есть какая-то твердая основа под дорогой, конечно, присутствовала, но сверху она была покрыта довольно толстым слоем утрамбованной земли. При движении за нашим автомобилем тянулся изрядный шлейф пыли, которая, конечно, оседала и на само авто, а также проникала внутрь салона. Хорошо еще, что встречный и попутный транспорт на нашем пути практически не попадался.

Я даже вначале выразил сомнения по поводу того, правильно ли мы все-таки едем. Оказалось, что верно. Эта дорога к Гуамскому ущелью действительно километров на двадцать короче той, что ведет через Апшеронск, но о комфорте говорить не приходится. Интересно, что при всей отсталости дорожной инфраструктуры на нашем пути вскоре появился интересный населенный пункт, о котором я хочу рассказать подробнее.

Это станица Безводная, стоящая на одноименной реке протяженностью 19 километров, нареченной так, скорее всего, за то, что в жаркое время года она пересыхает. А вот сразу после основания и станица, и река носили название «Прусская». Это вовсе не из-за проживавших на этих землях этнических основателей германского государства, хотя само слово имеет славянские корни. Свое первое название станица получила, видимо, в честь Прусского пехотного полка. В разное время данное определение входило в наименование нескольких воинских частей Российской армии. Их нередко именовали в честь различных немецких принцев, потому что многие царствующие особы откровенно симпатизировали организации вооруженных сил нашего извечного противника на Западе. В 1915 году в разгар Первой мировой войны станицу переименовали.

Внезапно на нашем пути возник совершенно удивительный Свято-Успенский храм. Он является подворьем Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни и построен совсем недавно – в 2020 году. Интересно, что возведен по аналогии с древними христианскими сооружениями Х века на месте разрушенной в советское время церкви. За основу взят храм Георгия Победоносца, находящийся на территории музея-заповедника в соседнем с нами Архызе. Этот храм располагается в живописном месте и является частью Свято-Михайлова мужского монастыря. От него было трудно оторвать взгляд, и я пожалел, что не сфотографировал красивое здание. На пути домой мы его уже не проезжали, потому что выбрали дорогу со стабильным асфальтовым покрытием.

Мозаика впечатлений

Вскоре после того, как колеса нашего автомобиля вновь коснулись асфальта, появилась и табличка, сообщающая о том, что мы достигли цели своего путешествия. Станицы Дагестанская, где наша поездка слегка застопорилось, и Безводная с плохой дорогой и новым красивым храмом остались в Адыгее. Хутор Гуамка расположен недалеко от границы с этой республикой, но в другом регионе - это уже Апшеронский район Краснодарского края.

Небольшой населенный пункт расположен у входа в живописное одноименное ущелье – уникальный памятник природы Кубани в долине реки Курджипс. Здесь насчитывается всего восемь улиц. Официально, правда, по данным 2020 года, а более свежих сведений в официальных источниках мне найти не удалось, тут проживает не более 300 человек. А вот приезжающих сюда гораздо больше, и хутор уже давно считается одним из главных мест притяжения туристов в горных районах соседнего субъекта. А потенциал у него очень большой, но об этом отдельно и чуть ниже.

Несмотря на скромные размеры, Гуамка растянута вдоль трассы, которая и выполняет роль ее главной улицы - Веселой. Тут и располагаются многочисленные отели и базы отдыха, в том числе и наша, которую мы отыскали без всяких проблем. Устроились оперативно, искупались в бассейне, отметили прекрасный свежий воздух в окружении реликтовых лесов и превосходное качество местной родниковой воды, которая течет прямо из крана. Номер мы выбрали скромный, но все необходимое там было. Пожалуй, кроме набора для душа, как сегодня случается в отелях нередко, мы все необходимое предусмотрительно прихватили с собой.

Вид на реку Курджипс

В целях оперативности передвигаться здесь лучше все-таки на автомобиле, хотя и любители пеших прогулок найдут тут свой кайф. Свободно припарковаться можно практически везде за очень редким исключением. Проехав на машине хутор туда-сюда, мы пообедали в открытом кафе в местном парке активного отдыха. Единственное, что нам досаждало,  это огромное скопление мраморных клопов, которых в народе называют «вонючками». Людей они не кусают, зато если насекомое раздавить, то долго не избавишься от омерзительного запаха. А вот урожай овощей и фруктов эти твари, у которых по указанной выше причине практически не существует врагов в природе, поедают активно. Клопы завезены к нам из-за рубежа, как и колорадские жуки, и теперь от них невозможно избавиться. Они очень любят тепло, потому и расплодились на хуторе и в окрестностях, где в конце сентября стояла самая настоящая летняя жара до плюс 28 градусов. Уже ночью назойливые насекомые буквально облепили дверь нашего номера. Но внутрь мы никого из них не пустили.

Перекусить в Гуамке можно по разным ценам, но везде довольно вкусно. Вечером мы отведали прекрасного шашлыка на одной из местных площадок, а уже на базе отдыха закрепили это травяным чаем с мороженым. Надо сказать, что, кроме плавания в бассейне, скромных гастрономических удовольствий или поездок по окрестностям на «уазиках», главным здешним развлечением является путешествие по узкоколейной железной дороге. На «джиппинговые» экскурсии в силу ограниченности времени пребывания мы так и не выбрались, а вот прокатиться по рельсам в ущелье собирались решительно. Однако вышел «облом».

Узкоколейка, с которой  у нас не сложилось

Развлекает туристов в Гуамке небольшой сохранившийся участок некогда крупнейшей в Советском Союзе Апшеронской узкоколейной железной дороги. Строилась и использовалась она в основном для транспортировки леса, но по ней перевозили и пассажиров. Еще один уцелевший отрезок пути шириной 750 миллиметров от села Черниговского выполняет эту функцию по сей день. Кроме того, местными предпринимателями был разработан туристический маршрут от нашего любимого хутора до поселка Мезмай через Гуамское ущелье. Правда, длина маршрута на прогулочном тепловозе составляет всего 1707 метров, а оставшуюся часть пути, протяженностью 8 километров, желающие могут преодолеть пешком прямо по рельсам, наслаждаясь очень красивыми видами.

Поехать на туристическом поезде мы стремились уже в первый день, однако на узкоколейке обнаружился неожиданный дефицит билетов, о чем и сообщало электронное табло. Это был, пожалуй, единственный четко функционирующий здесь цифровой элемент. Мы выстояли солидную очередь, но проездных документов на рейсы сегодняшнего дня уже не осталось, а на завтра их не продавали, предложив воспользоваться услугами сайта. Наверное, многие туристы так и сделали, потому что на следующий день снова наблюдался билетный дефицит. А вот у нас не получилось – то ли сервис работал «криво», то ли был сильно перегружен. Миссию покупки билетов следующим утром в кассе добровольно взял на себя Володя, и вроде бы все прошло успешно. Но только вроде бы.

Мы даже освободили номер на базе отдыха значительно раньше расчетного часа, чтобы четко успеть на маленький поезд. Места на парковке рядом со станцией, очень похожей на игрушечную, не нашлось. А на большой огороженной свободной территории какой-то подозрительный тип предлагал оставить авто за тысячу рублей в час. Но мы нашли бесплатную альтернативу, потом, опять-таки отстояв немалую очередь, добрались до входа на посадку, где нас и ждало, мягко говоря, разочарование. Билеты оказались куплены на предыдущий рейс. Пробовать их вернуть мы даже не стали, да мест на другие часы в наличии не было уже до самого вечера.

Сначала я разозлился на компаньона, но быстро отошел. Он просто не проверил купленные билеты, а ошиблась, скорее всего, находящаяся «в запарке» кассирша. Здешним организаторам таких развлечений надо бы подумать над более качественной организацией сервиса. Тем более что уже идут разговоры о прокладке новой узкоколейной ветки от Гуамки до севера плато Лаго-Наки. Если такое событие произойдет, то оно даст курортному месту новые перспективы для развития, и надо сделать все возможное для удобства туристов.

Купив скромные сувениры, мы покидали Гуамку не в лучшем настроении. Но везде надо видеть свои плюсы. Поставленная цель путешествия не достигнута, а значит, я сюда обязательно вернусь.

Фото автора

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Главное для учителя – воспитать патриота

В финале праздничного вечера ведущие напомнили, что именно учителя вселяют в нас веру, надежду и любовь. Они – самые добрые люди в мире, потому что кто еще сможет столько времени находиться рядом с учениками, которые порой ведут себя так, словно с Луны свалились? А учитель всё равно им улыбается. Главное пожелание – чтобы нелегкие учительские будни приносили только радость. В этот день вручили множество наград – Почетные грамоты губернатора Ставрополья, минобра края, городских комитета образования и Думы, Благодарственные письма комитета Госдумы России и парламента края, нагрудный знак «Почетный работник среднего образования России». Медаль «За заслуги перед городским сообществом» вручили директору Ставропольского дворца детского творчества Ларисе Козловой.

4 октября

В центре внимания – жилье для детей-сирот

Министр ответил, как получить сертификат, куда обращаться и остались ли требования к заявителям прежними. На сегодняшний день в крае выдано 59 сертификатов из 91, предусмотренного в текущем году. Для получения выплаты лицо из числа детей-сирот должно обратиться в краевое министерство имущественных отношений с заявлением, к которому нужно приложить ряд документов, действительных на дату подачи.

4 октября

Форум СВОих

Ставропольский форум показал, что мы имеем все возможности для такой духовной мобилизации и консолидации: организационные, базовые, правовые, образовательные  и главное - личностные.  Конечно, настоящими героями форума были участники и ветераны СВО, многие из которых сейчас восстанавливаются после тяжелых ранений и при этом живут полной жизнью – работают, встречаются со студентами и школьниками, занимаются спортом, принимают активное участие в общественной жизни города и края.

4 октября

С заботой о земляках

Российские военные, выполняющие задачи в зоне специальной военной операции, нуждаются в максимальной поддержке. Сбор гуманитарной помощи – это самое малое, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим землякам, участвующим в СВО.

4 октября