Холодный кипяток и царская форель Долины нарзанов | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Холодный кипяток и царская форель Долины нарзанов

Холодный кипяток и царская форель Долины нарзанов

23 августа 2024
18:41

Что такое лето? Это когда не успел оглянуться, а уже заканчивается август… И хочется продлить неумолимо убегающие теплые дни, получить новые впечатления, побывать в тех местах, где еще ни разу не был.

Совсем не обязательно для этого ехать очень далеко. Всего в 34 км от Кисловодска, в урочище Лахран Кабардино-Балкарии, раскинулся небольшой, но очень уютный экопарк «Долина нарзанов». Здесь на маленьком расстоянии друг от друга выходят на поверхность сразу 20 минеральных источников, в том числе с содержанием серебра. Сюда мы и отправились в выходной день.

 

Дыхание гор

После Кисловодска дорога в сторону плато Бермамыт постепенно забирается все выше и выше, и уже на половине пути к экопарку становится довольно ветрено и прохладно, несмотря на то, что в регионе давно держится утомительная жара. Местами вдоль пути оборудованы смотровые площадки (будем честными, слово «оборудованы» здесь лишнее), с которых открываются потрясающие виды. Всего 20 минут назад мы задыхались от духоты, но вот уже стоим на гребне горы, обдуваемые ветром, который, кажется, несет с собой ледяной привет с Эльбруса. А внизу, в ущелье и на склонах по обеим сторонам речки Кичмалки притулились домишки селения Кичи-Балык. Когда-то село находилось в границах Кабардино-Балкарии, но в 1926 году было передано КЧР (тогда автономной области) и называлось оно Ленин-Юрт. Для такого маленького населенного пункта село удивительно многонационально. Здесь говорят на русском, карачаевском, ногайском, абазинском, черкесском языках. Главное, что все друг друга понимают. Село получило своё название от реки, являющейся основным притоком Малки. Кичи означает «малый», то есть Кичмалка – это маленькая Малка, а балык в переводе - «осётр». Действительно, местные чистейшие горные речки богаты рыбой.

Но наш путь лежит чуть дальше, в долину реки Хасаут, которая берет свое начало в родниках на плато Бермамыт. Кстати, это название у местности относительно недавнее, оно используется всего лишь с XIX века и произошло от фамилии кабардинского дворянина Бермамытова, владельца этих мест. Раньше плато носило то же имя, что и река – Хьэсаут (Хасаут). Слово состоит из трех кабардинских (черкесских/адыгских) корней. Хьэ – волк/пес, Са – прирученный, воспитанный, Ут – приставленный, стоящий перед чем-то. «Прирученные приставленные волки(псы)» – таково полное значение названия, и оно по своему смыслу полностью соответствует мифу о происхождении двух вершин.

В сказаниях нартов есть легенда о том, как народами правил мудрый вождь Эльбрус, а рядом с ним всегда находились два его верных пса. Но однажды Боги разгневались на вождя и превратили его в ледяную гору. Верные псы от горя навсегда окаменели рядом с ним, теперь это два горных плато, которые в настоящее время носят названия Большой и Малый Бермамыт.

Впрочем, до них мы сегодня не доедем, остановимся немного раньше, на высоте 1300 метров над поверхностью моря. Въезд в экопарк «Долина нарзанов» платный, но стоит всего 150 рублей с человека. Кроме того, душу греет мысль, что средства потратят в том числе на восстановление природных богатств региона. Река Хасаут, вдоль русла которой и обустроен экопарк, совсем небольшая, всего 23 км в длину, неподалеку она уже впадает в Малку. Кстати, в реке еще в прошлом веке находили золото, даже создавались артели золотодобытчиков, но золотой песок очень быстро иссяк.

Это северное Приэльбрусье, и здесь вовсю чувствуется дыхание гор даже в самый жаркий летний полдень. В долине температура воздуха не поднимается выше 22 градусов по Цельсию. При этом зима здесь тоже мягкая, редко бывает ниже минус 5 градусов. Одним словом – курорт.

 

На берегу этой тихой реки

Конечно, туристам сразу хочется увидеть уникальные источники и попить из них целебной водички. Но по личному опыту отмечу, что сначала лучше все же пройти весь маршрут по экотропе, а затем вернуться к «цивилизации» - оборудованным источникам, бассейнам с минеральной водой, кафе и магазинам. Просто потому, что если вы завернете в эту часть парка сразу, то потом идти больше 2,5 км по тропе в одну сторону и затем еще возвращаться точно не захочется.

А там тоже есть на что посмотреть. Маршрут пролегает вдоль Хасаута, несколько раз через реку придется перейти по живописным пешеходным мостикам. Самые смелые туристы идут вброд, благо, здесь мелко, но вода очень холодная, как, впрочем, во всех горных реках. На протяжении маршрута установлены информационные таблички, рассказывающие о местных флоре и фауне, а также о мифах нартов.

В реке водится ныне вымирающая и занесенная в Красную книгу России речная форель – царская, потому что ее можно встретить лишь в идеально чистой воде. Именно ключевая вода является лучшей средой для обитания этой краснокнижной рыбки, ей не по нраву более крупные и загрязненные водоемы. Популяция стремится к исчезновению из-за многочисленных браконьеров. Нужно отметить, что администрация экопарка старается восстановить «поголовье», ежегодно выпуская в Хасаут десятки тысяч мальков. Уникальность форели в том, что она возвращается на нерест именно в то место, где появилась на свет или была выпущена в свободное плавание.

Конечно, рыбачить здесь нельзя. Так же, как и рвать цветы, многие из которых тоже занесены в Красную книгу. Увы, несмотря на многочисленные предупреждающие таблички, несколько раз нам встречались довольные девушки с букетиками скромных полевых цветов в руках. Цветы, конечно, не доживут даже до вечера…

Полная протяженность эко-тропы – 2660 метров в одну строну, но маршрут легкий, с небольшими подъемами и спусками. Сюда приезжают семьи как с совсем маленькими детьми, так и с пожилыми родственниками. Если кто-то устал, всегда можно отдохнуть на одной из многочисленных скамеек, установленных вдоль тропы. А заодно и полюбоваться видами. Местами ущелье, по дну которого протекает река, становится очень глубоким, для безопасности узкая тропа здесь ограждена плетеным из веток заборчиком. Он придает пейзажу этакий сельский домашний колорит. Не зря я в начале отметила, что весь экопарк – очень уютный, здесь буквально отдыхаешь душой от городских забот и бешеного ритма жизни. Люди идут по тропе с улыбкой, и никто из самых уставших не прогнал белую кошку, вольготно развалившуюся на одной из скамеек в тени деревьев.

Вдоль реки тоже есть родники, они выходят на поверхность чуть выше русла и стекают вниз прозрачными слезами. Здесь можно умыться, если не боитесь ледяной ключевой водички.

Модное увлечение балансировкой камней дошло и до экопарка. В русле реки можно встретить башенки, сложенные из булыжников разного размера. Особо романтично настроенные туристы делают это не просто так, а загадывают желание, и если пирамидка не рассыпалась, значит желание обязательно сбудется.

Вдоль всего пути над головой нависают величественные скалы. Это всего лишь предгорье, но каменистые склоны выглядят гордыми и неприступными. Хотя, по некоторым данным, в пещерах этих скал находили древние наскальные росписи, изображающие охоту, а в целом в долине реки Хасаут обнаружено порядка 900 археологических памятников, относящихся к разным эпохам и культурам, начиная с V в. до н.э.

До одной из пещерок, правда, расположенной довольно низко, мы тоже добрались. Входить в нее было немного страшно, потому что местные породы выглядят довольно рыхлыми, кажется, что в любой момент может случиться обвал. Ну и свою роль, конечно, сыграли предупреждения о том, что в долине можно встретить ядовитых насекомых. К счастью, никакой тарантул или каракурт нам не попался. Пещерка оказалась совершенно пустой каменной полостью естественного происхождения с традиционной надписью в стиле «Здесь был Вася».

 

Целебные источники – главное богатство долины

И вот когда вы уже преодолели всю экотропу и вернулись к началу маршрута, можно смело идти к источникам. Небольшая площадка с тремя бассейнами, наполненными разной минеральной водой, окружена шезлонгами, здесь есть раздевалки для тех, кто рискнет окунуться. Честно признаюсь, я ехала с мыслью непременно искупаться в минералке. Но, как выяснилось, настолько холодная вода не для меня. Максимум, на что решается большинство туристов – поболтать в бассейне ногами. Но есть и смельчаки, отважно ныряющие в ледяной нарзан с головой.

Мы стали свидетелями смешной сценки: мальчонка лет пяти, чей отец оказался как раз из тех смельчаков, настойчиво требовал, чтобы папа взял его с собой в бассейн. И никак не хотел верить, что ему там не понравится. Наконец папе надоело хныканье мальца, и он со словами: «Ну ты сам хотел» - одним махом сгреб его с бортика к себе в воду. В следующую секунду мальчишка вылетел из воды без посторонней помощи, с широко открытыми ртом и глазами, правда, ничего сказать при этом уже не смог, только выдохнул: «Уххх…»

Вода здесь на самом деле лечебная, в большинстве своем она относится к углекислой гидрокарбонатно-хлоридной натриево-кальциевой группе, некоторые источники сильно газированы углекислотой — получается этакий «кипящий» котел, который, впрочем, не становится от этого теплее. Водичку мы попробовали во всех источниках: есть здесь и классический нарзан, и та самая минералка с запахом тухлых яиц. Вода с содержанием серебра оказалась на вкус вполне приличной.

Дебит двух основных источников - Главного и расположенного в 50 м от него Нижнего - составляет около 1 млн литров воды в стуки. Так что у Долины нарзанов есть перспективы к развитию полноценного бальнеологического курорта. Но вот за теплой водичкой придется ехать дальше – на Джилы-Су. Или же остаться в пределах Ставрополья – у нас горячих источников более чем достаточно.

 

Старый замок

Чуть дальше минеральных бассейнов расположился старый замок. Небольшое строение в средневековом стиле с зубчатой башенкой, стенами толщиной в метр и окнами-бойницами привлекает взгляд. Правда, сразу же становится печально от его состояния: выломанные с корнем инженерные конструкции, отсутствие окон и дверей, балконные площадки без перил… Кстати, в очередной раз удивляюсь беспечности некоторых управленцев: пусть замок не сильно высок, но падение с 3-4-го этажа вряд ли добавит кому-либо здоровья. И такое событие непременно будет квалифицировано как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Вот так формально, но по сути правильно. Не сложно ведь установить перила…

Сам замок в Долине нарзанов был построен в 1936 году по проекту архитектора С.И. Воробьева как гостиница высокого уровня для одно-двухдневных ночевок иностранных туристов. Здание сложено из пиленых блоков желтого доломита, добывавшегося в Аликоновском ущелье недалеко от Кисловодска. К трехэтажному цилиндрическому корпусу примыкает  пятиэтажная башня, которую ранее венчала смотровая площадка. Сейчас крутая винтовая лестница заканчивается тупиком. Но многие туристы, разочарованные этим, с риском для жизни выходят прямо на жестяную крышу основного корпуса. Хотя вид оттуда открывается не слишком внушительный, всего лишь на сосны, растущие у замка… Живописные пейзажи можно увидеть с террас, на которых, к счастью, сохранились каменные перила.

Изначально предполагалось, что для отдыхающих здесь иностранцев будут организованы  автопутешествия по Кавминводам и предгорьям Кавказа. После завершения строительства в замке были созданы самые современные на тот момент условия для отдыха: холл для встреч,  просторные изолированные комнаты, пропускающие много света окна, удобные санузлы, кухня. Правда, гостиница работала лишь с мая по сентябрь, так как не получалось обеспечить достаточное отопление.

Уже много лет здание не используется по прямому назначению. Но администрация парка не теряет надежду восстановить его, тем более что само строение возведено капитально и на века.

И вот когда уже все достопримечательности Долины нарзанов осмотрены (и опробованы на вкус), мы, как настоящие дети современной цивилизации потребления, не можем пройти мимо кафе и сувенирных магазинчиков. Милые безделушки еще долго будут греть душу воспоминаниями об этом замечательном месте, в некотором смысле восстанавливающем здоровье телесное и духовное.

Фото автора

Читайте также

Радость казачьей песни

Рост чего-либо всегда привлекает внимание. Трава тянется к солнцу. Деревья становятся выше. Радостно наблюдать за тем, как растет ребёнок. Опять же, рост промышленности… Но есть особенный рост – когда он происходит в творческом коллективе. Именно в таком процессе отмечен ансамбль песни терских казаков «Наследие». И это приятно удивляет.

22 января

Минэкономразвития меняет правила игры на рынке труда

Инициатива Минэкономразвития России о расширении возможностей работодателей по привлечению сотрудников к сверхурочной работе вызвала серьезные споры в обществе. Предлагаемые изменения, направленные на повышение гибкости рынка труда, столкнулись с жесткой критикой со стороны профсоюзных организаций.

22 января

Воины Победы, участвовавшие в освобождении города

В Год защитника Отечества, объявленный Президентом России Владимиром Путиным, наша редакция стала информационным партнером регионального отделения Всероссийского движения «Волонтёры Победы». И раз в месяц в течение всего года будут выходить материалы в рубрике «Воины Победы», подготовленные совместно с активистами движения. Первый из них посвящен командирам, которые руководили боевыми действиями по освобождению Ставрополя от немецко-фашистских оккупантов.

20 января

Крещенская вода пришла в дома ставропольцев

Чин освящения воды проводился  над тремя чанами, установленными на островной площадке насосной станции. Потом освященной водой была наполнена специальная чаша. Даже такого малого количества святой воды достаточно, чтобы, попав в  Сенгилеевское озеро, она освятила уже всю его воду...

20 января