Художник о войне и мире | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Дмитрий Гущин. «Поколения»
Фото Ставропольского музея изобразительных искусств
Художник о войне и мире

Художник о войне и мире

24 января
20:50

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась персональная выставка живописца Дмитрия Гущина.

Первые посетители выставки «О мире и войне»

Художественный музей в числе первых учреждений искусства в регионе обозначил начало Года защитника Отечества в стране, мероприятия юбилея Великой Победы и памятных военных дат.

В экспозиции «О мире и войне» известного на Ставрополье художника Дмитрия Гущина около сорока живописных работ из фондов музея и мастерской мастера. Дмитрий Сергеевич в прошлом преподаватель краевого художественного училища, он подготовил немалое количество выпускников, многие из которых отмечены российскими академическими и почетными званиями.

Батальная тема - сквозная в творчестве Дмитрия Гущина. Она пронизана травмой войны и ее проживанием в оригинальных сюжетах картин. До начала XIX века войны были кровавыми, но не столь массовыми, отображались в изобразительном искусстве незамысловатым и упорядоченным ходом воинов на поле брани в линию или «свиньей». Начиная с графической серии «Бедствия войны» Франсиско Гойи война перестала быть на холстах художников «упорядоченной» жестокостью, стала отражаться в изобразительном искусстве хаотической резней в произведениях искусства европейских и отечественных мастеров.

В музейной экспозиции художника Дмитрия Гущина с его почти монохромными работами, близкими по тону старым фотографиям, война представлена не в состоянии хаоса и ярости, а как повседневный механический обезличенный труд. Будничный, лишенный показного пафоса героизма, где «терпение и труд все перетрут», начиная с «Переправы» - переноса солдатами тяжелых плавсредств и заканчивая «Полевой почтой» - одиноко лежащим убитым почтальоном, окруженным не дошедшими до адресатов рассеянными вокруг него треугольниками писем, которые с нетерпением ждали солдаты.

У художника свой язык диагностирования военной травмы - не кошмар взрывов, не исступленные «буря и натиск» последнего победного рывка, у него аллегории и документы событий сплавлены вместе в хорошо прописанном рисунке и цвете сурового стиля тематических композиций. В них не предусмотрено место Василию Теркину, веселому фронтовому балагуру с гармошкой в руках в оптимистической картине «перерыва между боями». Сюжеты у него скорее меланхоличные.

В полотнах нет эффектных архитектурных разрушений, герои его картин воюют в горах, степи, лесах и топях. Последняя его картина о войне, датированная 2023 годом, «Хлеб привезли», в которой действие происходит в хлебном магазине: продавец с бумагой в руке пересчитывает кирпичики темного хлеба - товара пайкового, отпускаемого строго по карточкам. Опять же мотив не пафосный, по-будничному жизненный.

Художника не интересуют причины войны, особенности конфликтующих сторон, предпосылки столкновения не являются темами его картин. Масштаб трагедии войны измеряется не числом подвигов, о которых много сказано, а самим фактом происходящего. Композиции его полотен кажутся приземленными, силуэты персонажей простыми, угловатыми, в военных событиях, затронувших всех без исключения. В картинах нет ничего лишнего, никаких особо выразительных деталей, только то, что работает на образ в сложном сочетании цвета темного на темном.

Осмысление Дмитрием Гущиным художественной модели мирной жизни, как антипода войне, без вражды, в покое и тишине посвящена вторая, меньшая часть персональной экспозиции, в которой колхозный ток в нескольких работах выступает главным символом мирной жизни.

В нее включены неброские кугультинские пейзажи, его малой родины. Излучающие мерцающий свет в летнем запахе травы, чистого свежего воздуха, живописности обычной повседневной жизни человека в простых правдивых фактах бытия «Губанова моста» или «Середины лета».

На его знаменитой растиражированной картине «Поколения», вынесенной на афишу нынешней выставки, изображен молодой художник, призванный на срочную службу. Он пишет на стене казармы плакатный образ солдата военной поры, погибшего в таком же возрасте, как молодой живописец. Два парня - один с кистью в руках, другой с автоматом наперевес с разными судьбами. Что уготовила им жизнь и война, в которой всегда есть место подвигу?.. В этом и заключается сквозной негромкий, но берущий за душу антивоенный пафос выставки Дмитрия Гущина. Экспозиция будет открыта для посетителей до конца февраля.

Владимир ЛЫЧАГИН, культуролог

Фото Ставропольского музея изобразительных искусств

Читайте также

Полтора часа в формате конструктивного диалога

В ходе прямой линии был задан вопрос о том, как в этом году пройдет празднование Дня края. Владимир Владимиров отметил, что главное – это безопасность земляков, поэтому ближайшие праздники на Ставрополье пройдут без пышных торжеств.

12 сентября

Голос каждого важен

Напомним, что досрочные выборы проводятся из-за стремительного роста численности жителей города. Сейчас в Ставрополе проживает более 550 тысяч человек. А по закону, если населенный пункт является «полумиллионником», то должно быть не менее 35 депутатов. В предыдущем созыве в Думе краевой столицы насчитывалось 30 парламентариев. В этот раз на выборах горожане изберут 39 депутатов: 26 по одномандатным округам и 13 — по партийным спискам.

12 сентября

Обреченная, но выжившая

Семью привезли в город Пинск, потом  в деревню Дубовичи, в которой все сгорело, но была трава! Голос у настрадавшейся женщины дрожал от слез, нахлынули воспоминания, перемешанные с болью и обидами на незаслуженные страдания: «Для начала стали рыть землянку в три яруса, а траву использовали для постели, и в стужу с посиневшими босыми ногами я ходила в поисках еды, просила что-то поесть нам, детям. Тех, кто побывал в плену, не жаловали, но в чем же мы, совсем еще дети 4-5 лет, были виноваты? В том, что молились, и поэтому выжили? Имея статус несовершеннолетнего узника концентрационных лагерей и гетто, я горжусь медалью «Непокоренные», полученной в апреле 2013 года, и призываю беречь детей, бороться за мир без фашизма и концлагерей».

12 сентября

200-летие Ставрополя в коллекционировании

На обложке пластинки – 10 фото города. На ней записаны композиции в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Ставропольского музыкального училища, струнного квартета Ставропольской филармонии, женского вокального трио  Ставропольского культпросветучилища, духового оркестра Ставропольского авиаучилища, оркестра народных инструментов Ставропольского сельхозинститута и других.

12 сентября