Художник о войне и мире | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Дмитрий Гущин. «Поколения»
Фото Ставропольского музея изобразительных искусств
Художник о войне и мире

Художник о войне и мире

24 января
20:50

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась персональная выставка живописца Дмитрия Гущина.

Первые посетители выставки «О мире и войне»

Художественный музей в числе первых учреждений искусства в регионе обозначил начало Года защитника Отечества в стране, мероприятия юбилея Великой Победы и памятных военных дат.

В экспозиции «О мире и войне» известного на Ставрополье художника Дмитрия Гущина около сорока живописных работ из фондов музея и мастерской мастера. Дмитрий Сергеевич в прошлом преподаватель краевого художественного училища, он подготовил немалое количество выпускников, многие из которых отмечены российскими академическими и почетными званиями.

Батальная тема - сквозная в творчестве Дмитрия Гущина. Она пронизана травмой войны и ее проживанием в оригинальных сюжетах картин. До начала XIX века войны были кровавыми, но не столь массовыми, отображались в изобразительном искусстве незамысловатым и упорядоченным ходом воинов на поле брани в линию или «свиньей». Начиная с графической серии «Бедствия войны» Франсиско Гойи война перестала быть на холстах художников «упорядоченной» жестокостью, стала отражаться в изобразительном искусстве хаотической резней в произведениях искусства европейских и отечественных мастеров.

В музейной экспозиции художника Дмитрия Гущина с его почти монохромными работами, близкими по тону старым фотографиям, война представлена не в состоянии хаоса и ярости, а как повседневный механический обезличенный труд. Будничный, лишенный показного пафоса героизма, где «терпение и труд все перетрут», начиная с «Переправы» - переноса солдатами тяжелых плавсредств и заканчивая «Полевой почтой» - одиноко лежащим убитым почтальоном, окруженным не дошедшими до адресатов рассеянными вокруг него треугольниками писем, которые с нетерпением ждали солдаты.

У художника свой язык диагностирования военной травмы - не кошмар взрывов, не исступленные «буря и натиск» последнего победного рывка, у него аллегории и документы событий сплавлены вместе в хорошо прописанном рисунке и цвете сурового стиля тематических композиций. В них не предусмотрено место Василию Теркину, веселому фронтовому балагуру с гармошкой в руках в оптимистической картине «перерыва между боями». Сюжеты у него скорее меланхоличные.

В полотнах нет эффектных архитектурных разрушений, герои его картин воюют в горах, степи, лесах и топях. Последняя его картина о войне, датированная 2023 годом, «Хлеб привезли», в которой действие происходит в хлебном магазине: продавец с бумагой в руке пересчитывает кирпичики темного хлеба - товара пайкового, отпускаемого строго по карточкам. Опять же мотив не пафосный, по-будничному жизненный.

Художника не интересуют причины войны, особенности конфликтующих сторон, предпосылки столкновения не являются темами его картин. Масштаб трагедии войны измеряется не числом подвигов, о которых много сказано, а самим фактом происходящего. Композиции его полотен кажутся приземленными, силуэты персонажей простыми, угловатыми, в военных событиях, затронувших всех без исключения. В картинах нет ничего лишнего, никаких особо выразительных деталей, только то, что работает на образ в сложном сочетании цвета темного на темном.

Осмысление Дмитрием Гущиным художественной модели мирной жизни, как антипода войне, без вражды, в покое и тишине посвящена вторая, меньшая часть персональной экспозиции, в которой колхозный ток в нескольких работах выступает главным символом мирной жизни.

В нее включены неброские кугультинские пейзажи, его малой родины. Излучающие мерцающий свет в летнем запахе травы, чистого свежего воздуха, живописности обычной повседневной жизни человека в простых правдивых фактах бытия «Губанова моста» или «Середины лета».

На его знаменитой растиражированной картине «Поколения», вынесенной на афишу нынешней выставки, изображен молодой художник, призванный на срочную службу. Он пишет на стене казармы плакатный образ солдата военной поры, погибшего в таком же возрасте, как молодой живописец. Два парня - один с кистью в руках, другой с автоматом наперевес с разными судьбами. Что уготовила им жизнь и война, в которой всегда есть место подвигу?.. В этом и заключается сквозной негромкий, но берущий за душу антивоенный пафос выставки Дмитрия Гущина. Экспозиция будет открыта для посетителей до конца февраля.

Владимир ЛЫЧАГИН, культуролог

Фото Ставропольского музея изобразительных искусств

Читайте также

Моя «Вечерка»

Люди любили бывать у нас в гостях,  газета была у всех на слуху, моментально раскупалась в киосках, подписка росла каждые полгода. Наши праздники, Дни газеты, которые проходили в ДДТ и театре, собирали аншлаги. Реально было трудно разместить в зале всех желающих. Наши читатели видели в «Вечерке» не просто информатора о происходящих событиях, они видели в нашей газете, в каждом из нас надежного друга, который и поддержит, и посоветует, и развеселит. А надо будет – заступится.

15 декабря

«В объективе: кадры славы»

Наш конкурс «В объективе: кадры славы» - повод еще раз вспомнить о подвигах самых простых людей и передать эту память будущим поколениям. Каждый участник получил возможность не просто продемонстрировать свои фотографические навыки, но и прикоснуться к истории, сохранить и увековечить истории настоящих героев.  А объективы ваших камер стали прочным мостом между прошлым и будущим.

15 декабря

С днем рождения, «Вечерний Ставрополь»!

Очень приятно и радостно, что заложенные, прежде всего, легендарным спортивным журналистом Валерием Маниным традиции поддерживаются и сейчас. Особенно важно, что при существующем в Интернете информационном потоке в нашем городе сохраняется «островок»  классической, можно сказать – живой формы передачи информации!

15 декабря

Высокая награда

Александр Резников подчеркнул, что эта медаль является не только его личной заслугой, но и отражением вклада каждого, кто поддерживает Благотворительный фонд «Жить с Мечтой» своими пожертвованиями и участием в его инициативах. Именно благодаря этой коллективной поддержке в зону проведения специальной военной операции регулярно направляется жизненно важное оборудование, техника, транспорт и другие необходимые предметы.

15 декабря