В краевом музее изобразительных искусств открылась передвижная выставка проекта «Живописная Россия. Искусство нашего времени».
За время своего существования он стал широко известным и ожидаемым событием в культурной жизни регионов. В частности, на Ставрополье с проектом познакомились в 2017 году, и с тех пор ценители живописи следят за анонсами музея изобразительных искусств, чтобы не пропустить новую встречу с прекрасным.
«Живописная Россия» - это масштабный проект Творческого союза художников России, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Российской академии художеств и Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова.
Современные мастера живописи пошли по стопам своих предшественников – художников-передвижников. Благородная инициатива дарит возможность знакомиться с произведениями современного изобразительного искусства не только жителям столицы. За время своего существования с 2016 года выставки «Живописной России» демонстрировались в Москве, Владимире, Пскове, Смоленске, Ставрополе, Кирове, Казани, Саранске, Ижевске, Новосибирске, Тюмени, Благовещенске и даже Харбине.
В этом году проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».

На открытие выставки в Ставрополь вновь приехал руководитель проекта народный художник РФ, действительный член и член Президиума Российской академии художеств, заведующий кафедрой академической живописи РГХПУ имени С.Г. Строганова, советник президента РАХ, первый вице-президент ТСХР Евгений Ромашко. В большом зале Ставропольского музея изобразительных искусств он вместе с одним из участников выставки – народным художником РФ, вице-президентом ТСХР Константином Петровым представил новую экспозицию.
Со временем менялись экспозиционные форматы, подход к формированию разделов выставки. О ее особенностях в нынешнем году рассказала ученый секретарь Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, искусствовед, член Союза художников России Ольга Бендюк. Для начала она привела интересную статистику.
– Такой статусной выставки у нас еще не было, - поделилась Ольга Борисовна. - Когда я стала подсчитывать академиков, народных, заслуженных художников (имеются в виду и СССР, и РСФСР, и обладатели современных званий), то выяснилось, что только академиков – 27, членкоров – около 20, народных художников около 30. Более 30 авторов окончили Суриковский институт, Репинку - более 16 человек. Очень порадовали Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Ольга Бендюк рассказала, что на выставку свои живописные произведения представили 103 автора, от каждого художника в экспозицию вошло по одной работе. По традиции больше всего участников-москвичей – их 39. За ними следует большая группа из Северной столицы.
Одной из особенностей проекта в этом году стало то, что ставропольскому художественному музею было предложено выступить в качестве куратора по Югу России. Эта ответственность как раз и легла на плечи Ольги Бендюк при деятельной поддержке директора музея Зои Белой.

Постоянные зрители, не пропускавшие выставки проекта «Живописная Россия» в Ставрополе, наверняка помнят, что обычно экспозицию разделяли по кураторским группам, работы были привязаны к своей тематике. В этом году, на взгляд многих «профессиональных» зрителей и любителей, она не перегружена печатной информацией и отличается особой легкостью.
- В этот раз мы не были скованы многими условиями, и выставка получилась более живой и интересной, - отметила Ольга Бендюк. - В экспозиции соседствуют мастера из разных регионов. Когда музею предложили стать куратором по Югу России, было искушение остановиться только на ставропольских художниках и частично охватить мастеров Кавминвод. Но потом решили, что это будет несправедливо по отношению к нашим соседям по СКФО.
Таким образом, получилось показать современные направления в живописи южного края, где художников объединяет своя школа. В нашем сложном многонациональном регионе долгое время не было достаточного количества профильных учебных заведений, и ставропольцы учились в Краснодарском, Ростовском художественных училищах, а позже уже к нам, в Ставрополь, стали приезжать абитуриенты из Калмыкии и других соседних республик.
Для участия в «Живописной России» 2025 года была сформирована группа из 10 художников Юга страны. Ставрополь в ней представили Людмила Чемсо (Петросян) и самая молодая участница выставки Анастасия Суркова, Кисловодск – Евгений Горин. В эту же группу вошли живописцы из Краснодара, Крыма, Северной Осетии - Алании, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Калмыкии. Евгений Ромашко выразил признательность руководству Ставропольского музея за содействие проекту и кураторство южного направления.

Руководитель проекта отметил, что изначально «Живописная Россия» задумывалась как возможность продемонстрировать своего рода срез современного изобразительного искусства многонациональной России, показать, как развиваются традиции отечественной академической школы живописи и проявляются новые тенденции в станковой живописи. Через работы мастеров разных поколений можно получить представление, в каком направлении движутся жанры, как сегодня идет преподавание в профильных вузах.
Благодаря грантовой поддержке организаторы имеют возможность показать значительное количество работ современных живописцев в ряде регионов страны. Но наверняка желающих познакомиться с современным искусством есть немало и в других городах России, не охваченных проектом.
Живопись невозможно оторвать от других процессов, происходящих в нашем обществе. Зрители определенно это отмечают, анализируя, отражение действительности на полотнах современных художников. Об этом шел разговор на круглом столе сразу же после торжественного открытия выставки.

– 30 лет назад, после того как рухнул Советский Союз и открылись границы, мы увидели, что происходит за «железным занавесом», в том числе в искусстве, начали подражать зарубежным авторам, - напомнил Евгений Ромашко. - Это была одна тенденция. После кризиса 2008 года – другая, после Крымской весны – третья, сейчас после начала СВО – еще одна.
Со временем появились новые тенденции, направления. Притом что в России всегда была сильная школа академической живописи, свои талантливые авторы. По словам Евгения Викторовича, «Живописная Россия» была создана, чтобы показать, что у нас есть искусство, оно живо и развивается. Ежегодные выставки стали площадками для общения художников, экспозиционеров, искусствоведов, ценителей живописи. Однако народный художник с огорчением отметил, что сегодня катастрофически не хватает искусствоведческого анализа, который бы сопровождал многочисленные выставочные проекты. В этом отношении «Живописная Россия» выгодно от них отличается. После каждой выставки выходит в свет итоговое издание, большой каталог, напечатанный в формате весьма объемного фолианта. Помимо прекрасных иллюстраций, в книге помещены полноценные искусствоведческие статьи, в которых есть и аналитика, и объективный взгляд специалистов на современные процессы в российской живописи. В этом большой плюс проекта.
Добавим, что в Ставрополь выставка проекта «Живописная Россия. Искусство нашего времени» прибыла из Кирова. В краевой столице она будет экспонироваться до 25 сентября, далее отправится в Новосибирск, а затем в Москву.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА