Концерт памяти композитора и педагога | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Сергей Захарченко, Елена Бутова, Роман Стороженко, Татьяна Диева, Диана Даниелян и Ольга Козырева
Концерт памяти композитора и педагога

Концерт памяти композитора и педагога

3 июля
19:12

В августе 2024 года исполнится 160 лет со дня рождения общественного деятеля и музыканта – просветителя, хормейстера и дирижёра, педагога и композитора Василия Дмитриевича Беневского, посвятившего 40 лет своей жизни городу Ставрополю.

Василий Дмитриевич Беневский (фото из фондов СГМЗ)

К этому событию приурочена выставка «Музыкальный деятель Ставрополья Василий Дмитриевич Беневский», открывшаяся 7 июня в музее-усадьбе художника Владимира Смирнова. В феврале 2024 года правнучка композитора Елена Розинова, проживающая в Санкт-Петербурге, подарила музею подлинные рукописи, нотные издания, фотографии, афиши концертов и личные вещи прадеда, которые стали основой выставки. Музыковед Ставропольской государственной филармонии Татьяна Диева, узнав об этом, загорелась идеей провести в музыкальной гостиной музея концерт-беседу о творчестве Василия Беневского и «заразила» этим своих коллег – артистов филармонии.

 

«Когда душа поёт»

Так поэтично была названа концертная программа совместного проекта Ставропольской государственной филармонии и музея-усадьбы художника Владимира Смирнова, которую имели счастье услышать меломаны нашего города 28 июня. Татьяна Диева в увлекательной форме познакомила гостей с фактами непростой жизни и творчеством Василия Беневского, появившегося на свет 2 августа 1864 года в Саратовской губернии в семье священнослужителя. В юные годы он учился в Астраханской духовной семинарии и уже там написал первые музыкальные произведения. Молодой человек мечтал учиться в Московской консерватории, но денег на оплату обучения не было. Решив всё-таки посвятить себя музыке, он серьёзно занялся самообразованием. Работая учителем пения в Астраханской духовной семинарии, Василий собирал и обрабатывал старинные народные песнопения и на их основе создал свою методику преподавания.

В августе 1890 года он получил направление на должность учителя пения в Ставропольское женское епархиальное училище и руководителя церковными хорами в Казанском кафедральном соборе и церкви Святого Андрея Первозванного. В течение 40 лет Василий Дмитриевич вёл музыкально-педагогическую и концертную деятельность в нашем городе: организовал кружок любителей изящных искусств, участвовал в «Летних симфонических вечерах» и благотворительных концертах. Им были созданы сборник детских музыкальных игр «Школьный друг» в трех томах и четыре песенных сборника, детские оперы «Красный цветочек» и «Сказ о граде Леденце». В начале ХХ века в России широко использовался его педагогический труд «Метод обучения нотной грамоте и пению в народной школе».

Нотные рукописи сочинений Василия Беневского, 1914 год (фото из фондов СГМЗ)

Работая учителем пения в педагогическом и музыкальном техникумах, музыкант и педагог воспитал плеяду талантливых учеников, продолживших его дело. Василий Дмитриевич Беневский ушёл из жизни 28 ноября 1930 года. На долгие годы имя просветителя было предано забвению. В 1966 году его дочь, Ольга Васильевна, в своём доме открыла музей музыкальной культуры Ставрополя, в котором были представлены раритеты. Среди первых посетителей музея был всемирно известный виолончелист и дирижёр Мстислав Ростропович. К великому сожалению, власти города в то время не смогли выделить средства на содержание музея, и он прекратил существование. Но горожане помнят и чтят имя благородного человека и музыканта-просветителя. Его прах покоится на Даниловском кладбище, над могилой шефствует Ставропольский краевой колледж искусств. На доме по улице Пушкина, где жил Василий Дмитриевич Беневский, установлена мемориальная доска.

 

Золотая дирижерская палочка

В концерте «Когда душа поёт» артисты филармонии исполнили много обработок и авторских опусов Василия Беневского. В мужественной трактовке почётного деятеля искусств Ставропольского края Сергея Захарченко прозвучала песня «Плещут холодные волны...» на стихи Якова Репнинского, которую композитор посвятил подвигу русских моряков крейсера «Варяг», принявших неравный бой с японской эскадрой 9 февраля 1904 года в бухте Чемульпо. Песню часто называют народной, и это самая высокая награда авторам. Премьера песни «Варяг» состоялась в зале Ставропольской классической гимназии в присутствии губернатора Алексея Вельяминова и архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафадора. Композитору был вручён диплом Императорского Русского музыкального общества и золотая дирижёрская палочка.

Гости вечера рукоплескали Сергею Захарченко за проникновение в образы песен Василия Беневского на стихи поэта Афанасия Фета «Не здесь ли ты» и на стихи Петра Вейнберга «Я поведал безбрежному морю». Нежной лирикой был наполнен романс Михаила Глинки на стихи Адама Мицкевича «К ней». И, конечно, горячими аплодисментами публика отметила исполнение популярного романса Якова Фельдмана на стихи Николая фон Риттера «Ямщик, не гони лошадей».

Порадовала своим участием в концерте молодая певица Диана Даниелян, недавно принятая на работу в филармонию. Выпускница Ставропольского краевого колледжа искусств отделения классического вокала, ученица замечательного педагога Нины Колесниковой продолжила образование в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена на факультете музыки и хорео-графии в Санкт-Петербурге и прошла стажировку в Академии молодых оперных певцов в Мариинском театре. Диана обладает редким по красоте меццо-сопрано, порой переходящим в контральто. Насыщенный полнотой звучания в среднем регистре и ярко выраженным грудным резонированием в низких нотах голос певица показала в трагическом обращении к сироте горемычной в песне Василия Беневского на стихи Ивана Никитина «Бедность» и диаметрально противоположной была трактовка и звучание в русской народной песне «Над полями да над чистыми» и в 3-й Песне Леля из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Публика выступление Дианы оценила горячими аплодисментами.

Александр Абрамов, Роман Стороженко и Ольга Козырева

Программу концерта памяти Василия Беневского украсило Патетическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели Михаила Глинки в исполнении лауреатов международного конкурса Ольги Козыревой, Александра Абрамова и Романа Стороженко. Композитор сочинил произведение в 1832 году, находясь в Италии. В название – Патетическое – композитор заложил для музыкантов программу исполнения, которые должны играть пылко, чувственно и откровенно. Трио считается вершиной ансамблевого искусства композитора. В первом варианте оно было написано для фортепиано, кларнета и фагота. Позже Михаил Глинка по просьбе издателя написал второй вариант, который и был мастерски исполнен музыкантами в этом концерте и с благодарностью отмечен публикой.

Василий Дмитриевич Беневский высоко ценил творчество одного из основоположников романтизма в музыке – австрийского композитора Франца Шуберта. В ноябре 1928 года в Ставрополе состоялся концерт, посвящённый 100-летию со дня смерти Шуберта, в котором Беневский, уже будучи тяжело больным, дирижировал хором. Поэтому совершенно логичным было включение в программу концерта «Когда душа поёт» Сонаты «Арпеджионе» Франца Шуберта, прозвучавшей в отличном исполнении лауреатов международного конкурса Романа Стороженко и Ольги Козыревой.

 

«Рассказ о прожитой жизни»

Инструмент арпеджионе был изобретён венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году и сочетал в себе признаки виолончели и гитары. Шуберт одним из первых оценил этот инструмент и уже в 1824 году сочинил для него сонату. Жизнь арпеджионе оказалась недолгой. Вскоре, не выдержав конкуренции с виолончелью, он был забыт. А красивая музыка Франца Шуберта любима виолончелистами и называется Соната «Арпеджионе».

Роман Стороженко в приватной беседе после концерта сказал, что он трактует это произведение как рассказ о прожитой жизни. Роман учился в Ставрополе у замечательного педагога Абрама Петровича Бреймана. Потом была Московская консерватория имени П.И. Чайковского. По направлению работал в Кишинёвской филармонии и преподавал в Академии музыки имени Гавриила Музическу. Получил приглашение в Трансильванский симфонический оркестр в румынский город Клуж-Напока на должность солиста и концертмейстера группы виолончелей. Затем была работа в Бейрутском симфоническом оркестре. География гастролей Романа Стороженко охватывает многие страны мира. Но ностальгия по Родине, по русской душе и русскому языку, по чёрному хлебу вернула его в родные пенаты. Роман приехал в родной Ставрополь, преподаёт в колледже искусств, солирует, играет в разных ансамблях и возглавляет группу виолончелей в симфоническом оркестре. А мы радуемся, что музыкальное братство пополнилось профессионалом высокого класса.

Особые слова благодарности заслуживает концертмейстер Ольга Козырева, которая на протяжении всего концерта аккомпанировала солистам, тонко чувствуя трактовку каждого произведения и поддерживая исполнителей.

Выступает камерный хор Ставропольской филармонии

Украшением концерта стало выступление камерного хора филармонии под руководством почётного деятеля искусств Ставропольского края главного хормейстера Елены Бутовой, исполнившего шесть произведений в обработке Василия Беневского. Рукописный материал песен на потемневшей от времени бумаге с выцветшими чернилами пришлось кропотливо расшифровывать. Были исполнены русские народные песни «Ах ты, степь широкая», «Пела пташечка», «Лучинушка», «Заиграй, моя волынка», рождественский гимн «Тихая ночь» и удалая «Уж ты, Сёма-Симеон». Пение хора a capella (без инструментального сопровождения) является сложным искусством, которым коллектив в совершенстве владеет. Хорошие голоса, чистое интонирование, чувство ансамбля, отклик на каждый жест дирижёра – эти качества отличают камерный хор филармонии. Голоса солистов Даниила Осипова, Анастасии Мырдиной и Дмитрия Рябошапко украшают звучание коллектива. Долгими аплодисментами благодарили слушатели артистов. Концерт удался на славу! Большая благодарность всем артистам и особый респект организатору, сценаристу и вдохновителю проекта музыковеду Татьяне Диевой.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России.

Фото автора и из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника

Читайте также

Шарлотка и общественное мнение

Сколько людей, столько и мнений. Я бы добавила: сколько хозяек, столько и рецептов одного и того же блюда. Борщ. Вот только среди моих друзей я могу насчитать минимум 5 разных вариаций приготовления этого супа. Хотя, казалось бы… Что любопытно, мы же с друзьями не кричим друг на друга, что их рецепт неправильный. Нет, наверняка каждая хозяйка считает свой борщ (подставить любое другое блюдо) идеальным, но скорее всего драться из-за этого с соседкой (или подругой) она не станет.

3 ноября

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября