В обозримом будущем во многих местах нашего города, где ранее размещались незаконно построенные ларьки, появятся новые остановочные павильоны.
То есть администрация Ставрополя продолжает заниматься архитектурным обликом региональной столицы и приводить его в порядок. Это довольно непростой и весьма длительный процесс, который требует всесторонней оценки. Ее и попытался дать автор этого материала, окунувшись в историю массового появления ларьков и время их демонтажа.
Глава Ставрополя Иван Ульянченко оценивает процесс демонтажа ларьков однозначно, подчеркивая, что администрация старается сделать город красивее и комфортнее. В минувшем году специалисты исполнительного органа местного самоуправления демонтировали 31 объект нестационарной торговли. Мэр отмечает, что территории, на которых стояли ларьки, уже приведены в порядок, и в нынешнем году эта работа будет продолжена.
«Такие конструкции обезличивают Ставрополь и часто доставляют неудобства горожанам, – говорит Иван Ульянченко. – Сейчас мы приступили к демонтажу павильонов по улице Тухачевского. Здесь магазины много лет были совмещены с остановкой и закрывали обзор ожидающим транспорт гражданам. Совсем скоро на этом месте появится новый остановочный павильон».
В минувшем году территория, прилегающая к одному из самых популярных среди жителей краевой столицы рынку «Городской», кардинально изменилась в лучшую сторону. Об этом автор рассказывал в статье «В условиях позитивной конкуренции», опубликованной в нашей газете 8 июля прошлого года в преддверии профессионального праздника работников торговли. Нынешний демонтаж нестационарных торговых объектов стал продолжением этой работы.
Системная организация процесса становится еще более очевидной. В администрации Ставрополя рассказали, что составлен текущий график работ по сносу объектов нестационарной торговли. В перечне находятся десять строений, расположенных по улицам Ленина, Пушкина, Серова, 50 лет ВЛКСМ, Тухачевского, переулку Шеболдаева и проспекту Кулакова. Думается, что этот список не окончательный. То есть, как говорил один небезызвестный политический деятель, «процесс пошел».
Демонтаж цветочного павильона на Пушкина
Конечно, пошел этот самый процесс в нашем городе гораздо раньше, примерно с начала 2010-х годов. И не всегда получалось гладко, находилось немало недовольных, о чем расскажу несколько позже.
Пожалуй, одним из самых ярких и долгожданных для многих горожан, в том числе и для меня, событий стал демонтаж старого цветочного павильона на пересечении улиц Ленина и Пушкина. Сказать, что он уродовал одно из самых красивых мест в центре Ставрополя, это не сказать ничего. Примыкая вплотную к автомобильной дороге, этот настоящий «монстр» превращал тротуар в узкую тропинку, где зимой образовывалась наледь, как на санно-бобслейной трассе.
Конечно, были люди, которых этот павильон обеспечивал работой и доходом: порядка двух десятков индивидуальных предпринимателей. Но здесь надо было жертвовать интересами меньшинства ради подавляющего большинства.
Когда срок аренды земельного участка под павильоном истек, власти Ставрополя подали исковое заявление в суд о сносе и добились своего. Начался разбор строения, и его демонтаж завершился в течение суток. Историческое место в центре города, как по волшебству, преобразилось. Здесь провели благоустройство, появились площадка с плиткой, стилизованные под старину фонари и скамейки. Кроме того, открылся чудесный вид на одно из старейших зданий города – памятник архитектуры XIX века, который раньше напрочь закрывала уродливая конструкция. Это бывшее здание мастерской известного резчика по дереву, купца Дундукина, первый этаж здания некоторое время занимала воскресная школа. Теперь там расположено кафе.
Важным моментом стало заметное улучшение обзора перекрестка, что положительно сказалось на безопасности дорожного движения. Безусловно, демонтаж цветочного павильона облагородил внешний вид города. Пожалуй, единственной проигравшей стороной остались владельцы расположенных здесь торговых мест. Но им со стороны администрации Ставрополя были на выбор предложены площади для торговли.
Генеральная уборка
Ларьки в основной своей массе считаются наследием 1990-х. Со всеми минусами и плюсами того непростого времени. Очевидно, что большинство из них никоим образом не украшают город и не соответствуют никаким архитектурным нормам. Поэтому демонтаж этих неказистых построек подавляющей частью горожан воспринимается позитивно. Конечно, есть и те, кто против. В первую очередь это владельцы таких ларьков – представители малого бизнеса. Недовольны и некоторые покупатели, потерявшие возможность приобретать товары в непосредственной близости от своего места жительства.
Среди наиболее ярких примеров демонтажа ларьков лично мне на память приходит снос незаконной металлической конструкции на пересечении улиц Мира и Доваторцев. Интересно, что на этот раз разбор изрядно поржавевшего ларька осуществил сам владелец, а на его месте появился современный остановочный павильон.
Лично я вспоминаю, что не так уж давно на площадке около длинного многоквартирного дома на улице Мира вблизи перекрестка с ул. Льва Толстого был расположен целый комплекс магазинчиков ларечного типа. Пейзаж они, безусловно, не украшали, но там всегда можно было купить товары, в основном продукты питания, по весьма доступным ценам. Лично я любил приобретать там вкуснейшую запеченную рыбу с луком внутри.
Судьба этих точек была предрешена заранее. Я узнал это, когда один мой знакомый получил в наследство какие-то площади и попросил узнать их ближайшую судьбу. В комитете экономического развития и торговли города мне сказали: существовать этим строениям осталось меньше года, что так и случилось. Хозяева точек, конечно, пострадали, но свой бизнес в том или ином виде все-таки сохранили. Площадка перед домом качественно изменилась, став еще одним примером радующего глаз благоустройства краевой столицы. Правда, найти место, где можно купить ту самую любимую фаршированную рыбу, я пока так и не смог. Во всех процессах есть свои плюсы и минусы. Хорошо, что первых больше.
Стоит отметить, что в нашем городе уже более пяти лет незаконно установленные ларьки демонтируют по новой схеме. Теперь владельцы больше не могут потянуть время долгими судебными тяжбами. По новым правилам, утверждённым Ставропольской городской Думой, на снос незаконного объекта дают 40 дней. После того как начала действовать эта процедура, с улиц краевой столицы многие хозяева добровольно убрали свои ларьки.
Как появились ларьки и киоски
Как в России, так и в нашем Ставрополе ларьки и киоски получили большое распространение в начале 90-х годов прошлого века, когда пошло бурное развитие малого предпринимательства. В этих небольших торговых точках продавали косметику, продукты быстрого приготовления, кассеты и компакт-диски, а чуть позже – сотовые телефоны, газеты, сувениры и прочие товары. Среди этих ларьков было немало незаконных, владельцы которых не платили налоги, а товары, продаваемые в них, были контрафактными, чаще всего «пиратские» DVD-диски, поддельные часы, мобильные телефоны, одежда и алкогольные напитки. Впрочем, все это можно отнести к издержкам первоначального накопления капитала, и через какое-то время подавляющее большинство ларьков работало «в белую».
Знаковое событие случилось в Ставрополе 14 декабря 1991 года. Тогда по решению горисполкома в городе открылся первый официальный вещевой рынок. Этим решением городские власти фактически узаконили коммерческую торговлю промышленными изделиями, которая уже существовала ранее, особенно усилившись в период экономических реформ. При всем достаточно неприглядном внешнем виде этот рынок, как и возникшие тут и там многочисленные ларьки, сыграл свою положительную роль в то непростое время. Кого-то торговые точки спасли от дефицита, кому-то позволили заработать и содержать семью, а для некоторых стали самым настоящим стартом в более крупный бизнес. Я лично знаю не один десяток примеров, когда люди, начинавшие с ларька или с места на рынке, через относительно небольшое время открывали собственное крупное и успешное дело.
Кроме ларьков и торговли на стадионе «Динамо», в Ставрополе после подписания тогдашним Президентом России Борисом Ельциным указа «О свободе торговли» появилось большое количество мини-рынков. Причем происходило это не только на официально разрешенных площадках, но и на стихийно складывающихся точках. Что доставляло неудобства жителям расположенных по соседству домов, которые постоянно жаловались на шум, грязь и вытоптанные газоны.
Власти с переменным успехом пытались систематизировать работу торговых точек, но в итоге их судьбу решило время. Интенсивность рыночной торговли в Ставрополе снизилась вследствие изменения экономической ситуации в стране в 2000-е годы. Разнообразие ассортимента в магазинах и достаточно доступные цены там сделали поход на стихийные рынки необязательным элементом повседневной жизни. А вот ларьки и киоски продолжили работу.
Наведение порядка или давление на малый бизнес?
На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Все, как это часто случается в России, началось в Москве. Массовый снос ларьков в столице нередко становится одной из центральных тем для средств массовой информации. Одну из таких операций даже назвали «Ночью длинных ковшей». По мнению некоторых экспертов, владельцам многих небольших торговых павильонов фактически не оставляли выбора, заставляя переезжать в крупные торговые центры. А вот в них издержки для ведения бизнеса намного выше.
Эксперты также считают, что происходящее похоже на лоббирование интересов крупных игроков рынка коммерческой недвижимости столицы, владельцев торговых и бизнес-центров. А вот мелкий бизнес ставят в жесткие рамки. В результате владельцы снесенных киосков будут вынуждены перемещаться из центра к окраинам, от коммерчески привлекательных мест к менее рентабельным. Таким образом, проходимость и посещаемость подобных магазинчиков и других объектов будет снижаться, в конце концов эти предприятия просто закроются.
Конечно, столица с ее оборотами одно дело. Если говорить о Ставрополе, то у нас ситуация не столь остра, но недовольные, как всегда, есть.
Остается сделать вывод, что эпоха ларьков подошла к своему логическому завершению. Нет, в том или ином виде они, безусловно, останутся – от существовавших много лет наследников «Союзпечати» до мест быстрого приготовления чая и кофе.
Более того, сегодня в крае работает уже более четырех тысяч легальных киосков, установку которых контролирует региональный комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности. Местные товаропроизводители могут продавать с их помощью собственную продукцию. Более того, в комитете подчеркивают, что таких нестационарных торговых объектов социально значимых товарных специализаций, в том числе по реализации рыбной, мясной и плодоовощной продукции, даже станет больше.
Но это касается объектов, расположенных в специальных местах. А вот на остановочных павильонах, на «красных линиях» и в общественных пространствах возле многоквартирных домов ларькам точно не место. И процесс их демонтажа в конечном счете делает наш город только краше. Пусть я некоторое время назад лишился возможности покупать цветы в павильоне на остановке, зато четко вижу, как выиграла от его сноса территория недалеко от моего дома. В непростое время ларьки, что уж тут скрывать, помогли снизить остроту дефицита товаров и подняться многим представителям малого бизнеса. Однако сегодня их эпоха ушла безвозвратно.
Олег ЧЕСНОКОВ.
Фото автора