Символически закрывая сезон путешествий на футбол, 10 декабря в компании двух товарищей я съездил в столицу Кубани.
Это был последний перед зимней паузой тур чемпионата страны, в котором местный клуб «Краснодар» принимал столичный ЦСКА. О матче, который уже стал спортивной статистикой, много рассказывать не буду. Тем более что закончился он для меня с неприятным, как для армейского болельщика, результатом. А вот на краснодарском стадионе следует остановиться отдельно. Даже людям, далеким от футбола, стоит его посетить и полюбоваться этим грандиозным архитектурным сооружением.
Дорога бесснежной зимой
Поехать на матч решили одним днем – туда и обратно. За рулем был мой товарищ Армен Сараджанц, я – на штурманском месте, на заднем сиденье – не так давно приобщившийся к посещению футбольных матчей Александр Прибытов, к слову, болевший в тот день за ФК «Краснодар». Дорога этой пока еще не очень снежной зимой была довольно сухая, что делало передвижение по ней достаточно комфортным. Останавливались мы лишь дважды, один раз нас ненадолго «тормознул» сотрудник ГИБДД на Изобильненском кругу, а второй – уже на заправке в Краснодарском крае, где Саша угостил нас вкуснейшими блинами. Но время мы все-таки не рассчитали.
В конце ноября мы с Арменом ездили в Ростов-на-Дону на кубковый матч ЦСКА. Тогда мы реально задержались с выездом, и потому опоздали. Но ростовский стадион находится практически на въезде в город, на левом берегу Дона. Да и народу на тот матч в будний непогожий день собралось немного, и потому на трибунах мы оказались быстро, хотя не успели к началу. В Краснодаре – другая история. Стадион расположен в глубине города, и аншлаг здесь почти на каждом матче. Автомобильное движение в и без того предрасположенной к пробкам столице Кубани в дни футбольных поединков, особенно в районах, примыкающих к арене, наглухо «встает». Поэтому к началу игры мы вновь опоздали, хотя заехали в город задолго до стартового свистка.
Впечатляющая арена юга России
Подготовительные работы на площадке под строительство будущего стадиона в столице соседнего с нами региона начались еще в 2011 году. Проекты арены и интерьеров подготовили отечественные специалисты, а строительство было начато в мае 2013 года турецкой фирмой.
По экспертным оценкам, стоимость строительства составила порядка 400 миллионов долларов. Это средства не бюджета, а инвесторов. Рядом со стадионом на площади 17 гектаров разбит парк, быстро ставший точкой туристического притяжения.
Арена отличается тем, что у нее нет официального табло, и вся информация о матче выводится на 3D-экран.
Клуб «Краснодар» сумел в кратчайший срок добиться уникальных результатов, сбросив с пьедестала десятилетиями там царившую местную «Кубань», а теперь борется за самые высокие места в Российской премьер-лиге. Домашняя же арена клуба стала настоящим украшением Юга России. Впечатляющая классическая трехчастная структура стадиона продолжает архетипическую концепцию современной стадионной архитектуры, а крыша над трибунами спроектирована как легкая кольцевая канатная конструкция. Двухслойная покрывающая мембрана состоит из стекловолоконной сетки, создавая трёхмерную форму, которая объединяет технические службы. В частности, освещение и обогрев мест для болельщиков.
Вместимость чаши спортивного объекта составляет 35 179 мест, из них 3273 – VIP-места и ложи, без чего на современном стадионе никак не обойтись. И все они в день нашего приезда были заполнены. Свободных кресел я просто не увидел, и это был по-настоящему потрясающий контраст с Сочи и Ростовом-на-Дону, арены которых мне довелось посетить в нынешнем году. Кстати, существует и возможность увеличения вместимости до 42 700 мест.
Предыдущие визиты
Это было мое третье посещение стадиона футбольного клуба «Краснодар». Первый раз я побывал там на поединке чемпионата страны хозяев с ЦСКА 9 апреля 2017 года, ровно через полгода после открытия. Кстати, после своего возведения арена номинировалась на лучшую среди построенных в 2016-м, заняв второе место по результатам голосования зрителей и третье – по мнению членов жюри. Очень высокий для нашей страны результат. Матч тогда завершился со счетом 1:1, и я был просто переполнен эмоциями, впервые побывав здесь.
Был я и на матче квалификации Лиги чемпионов «Краснодара» с португальским «Порту» 7 августа 2019 года. Игра завершилась победой гостей со счетом 0:1. Тогда я сделал вывод, что бывать на поединках клубов даже самого высокого уровня в отсутствие любимого ЦСКА для меня неинтересно, потому что, как говорится, «не цепляет». Тогдашняя поездка больше запомнилась тем, что навигатор моего товарища избрал какой-то неведомый маршрут, и мы добрых полтора часа плутали по заросшим высокой травой и кустарником окрестным грунтовкам, в конце концов выскочив к стадиону с какой-то совсем неожиданной стороны.
Проход на стадион и Fan ID
После краснодарских пробок проход на стадион порадовал своей хорошей организацией и весьма быстрым, хоть и тщательным, досмотром. Примерно через двадцать минут после начала встречи мы сели на свои места, которые показались мне единственными свободными к тому времени. Может, так оно и было. По официальным данным, в тот вечер футбол посетили 32 792 болельщика. Не рекорд арены, но очень близкие к нему цифры.
Стоит отметить, что для покупки билетов мне пришлось впервые в жизни использовать Fan ID – электронный паспорт болельщика, без которого теперь не получится приобрести билет или абонемент на посещение матчей чемпионата России по футболу. Две предыдущие мои поездки в этом году я совершил на поединки Кубка страны, где этот документ не требуют. Все оказалось не очень-то и сложно как при регистрации на Госуслугах, так и при назначении владельцев каждого из билетов. Мой документ появился в личном кабинете на портале автоматически, а затем после введения номера Fan ID необходимые для прохода на стадион QR-коды прислали и товарищам.
После победного гола, забитого хозяевами в самой концовке матча, ЦСКА ушел на зимнюю паузу на грустном восьмом месте, а «Краснодар» до весны возглавил таблицу чемпионата. Но, как говорится, болеем дальше.