Ставропольский фотограф Андрей Смольников нашел свое призвание во многом случайно. Или, наоборот, оно само отыскало его. Хотя всегда найдутся умники, которые скажут, что никаких случайностей в мире не происходит и все предопределено. Может, это и так, но сути сильно не меняет. Однако судить читателям.
Воин, ставший художником
Андрей вырос в семье военных и над выбором профессии особо не задумывался, избрав потомственную стезю защитника Родины. Служить ему довелось в лихое время, поучаствовав в первой и второй чеченских кампаниях, а также в освобождении Республики Дагестан от вторгшихся террористов.
В нашем «Вечернем Ставрополе» уже достаточно давно была опубликована перепечатанная из газеты «Красная звезда» заметка под названием «Последняя высота». В ней рассказывается о подвиге ставропольских десантников в августе 1999 года на высоте «Ослиное ухо», за который Андрей был награжден орденом Мужества. Он вместе с офицером Героем России капитаном Хоменко переоделись в местных чабанов и пошли в разведку, причем днем и без всякого прикрытия. Доблестные воины 247-го десантно-штурмового полка выполнили свою задачу, разведав расположение пещер и расщелин дислоцированного на высоте важного опорного пункта боевиков. А потом вместе с товарищами они атаковали бандитов, проявив доблесть и героизм.
Фотоаппарат вместо автомата
Отец с детства привил Андрею не только любовь к военному делу, но и к фотографии. Парню нравилось снимать на черно-белую пленку, проявлять ее и печатать снимки, каждый раз замирая, когда на бумаге появлялись контуры остановленного мгновения. Правда, тогда это было просто увлечение.
Его и вспомнил Андрей, когда ушел с армейской службы в 2006 году и приобрел фотоаппарат для того, чтобы делать снимки для семейного альбома. Сначала он просто стал фотографировать горные пейзажи, реки и водопады во время походов, которыми увлекался. Про этот период успешный ныне профессиональный фотограф говорит так: «Поставил автомат в оружейную комнату и взял в руки фотоаппарат». Так продолжалось на протяжении нескольких лет, а потом случился, если можно так выразиться, переломный момент.
Удивительное знакомство в горах Ингушетии
В 2018 году Андрей Смольников поехал в горный район Ингушетии, чтобы фотографировать расположенные здесь уникальные родовые башни. Его проводником в республике был Ислам Тачиев, который и познакомил фотографа с живущим в горах около тридцати лет на земле своих предков в древнем селении Пялинг старцем Исрапилом Бексултановичем Чаниевым.
Старец Исрапил сидел на лошади, которая была запряжена в плуг, а его младший сын Хамзат пахал землю. Этот вид показался фотографу символичным, одновременно очень простым и понятным, но в то же время величественным и вечным.
– Теперь можно сказать, что именно с этого момента и начался новый этап в моей жизни и творчестве, – вспоминает Андрей Смольников. – Меня поразила картина, которую я тут же запечатлел на фото. Старец Исрапил сидел на лошади, которая была запряжена в плуг, а его младший сын Хамзат пахал землю. Этот вид показался мне символичным, одновременно очень простым и понятным, но в то же время величественным и вечным. Наверное, тогда и открылось то, что впоследствии предопределило мою нынешнюю профессию.
Знакомство переросло даже во что-то большее, чем дружба. Исрапил Бексултанович рассказал гостю о себе, а Хамзат показал место, где они живут и где многое – от сада до родников – создано их руками. Именно фотографии старца и его семьи подтолкнули Андрея Смольникова к идее создания цикла фоторепортажей о горцах Северного Кавказа. Он хотел показать их уникальный образ жизни, сочетающий упорный труд, молитву и почитание предков. Через короткое время Андрей вернулся к дедушке Исрапилу, привез сделанные ранее фотографии и продолжил съемки. Рассказ старца о своей жизни по-настоящему потряс много повидавшего мужчину. На прощание горец подарил гостю посох и старинные часы на цепочке, и теперь каждый свой день известный ставропольский фотограф начинает с того, что заводит их механизм.
– Знакомство с удивительным старцем Исрапилом Чаниевым стало для меня своеобразной «тонкой красной линией», – подчеркивает Андрей. – Это когда через видоискатель фотоаппарата ты соприкасаешься с душой человека, становясь с ним единым целым. Я очень к нему привязался и полюбил как родного. К сожалению, в тот приезд я видел его последний раз. После долгой болезни он сам позвонил мне и сказал, что ждет в гости. Я стал собираться в дорогу, а через несколько дней мне сообщили, что дедушка Исрапил умер. Сделанные мной фотографии смогли увидеть его близкие родственники, дети и внуки. Это был очень трогательный момент, а супруга старца Таус Магомедовна, воспитавшая четырех сыновей и четырех дочерей, теперь называет меня «Мой пятый сын».
Родом из сердца
С этого момента природа и пейзажи в творчестве Андрея ушли на задний план, а на первое место вышли человеческие судьбы. По словам фотохудожника, ему по-настоящему повезло встретить на жизненном пути мудрых и глубоких людей с очень интересными судьбами. Это и стало лейтмотивом творчества. Знакомство со старцем Исрапилом дало толчок к созданию серии работ под названием «Горец. Там, где земля становится небом». А уже позже появился проект «Время для тишины», героями которого стали ветераны Великой Отечественной войны и узники концентрационных лагерей.
– Замысел всех серий моих работ как будто родился у меня в сердце, – откровенно рассказывает Андрей Смольников. – Я раньше никогда не думал, что буду снимать что-то подобное, что вообще могу это делать. Горжусь, что мне посчастливилось запечатлеть для истории более пятидесяти славных ветеранов из нашего края, Карачаево-Черкесии, Белгородской области, других регионов и пообщаться с ними. Начавшись с одного снимка, эта работа сильно меня захватила и стала, без преувеличения, одним из смыслов жизни.
Важно, что все эти фотографии не просто подписаны, а описаны, и большая часть работ Андрея Смольникова хранится в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. То есть память о каждом герое и выдающемся человеке сохранена навсегда. По словам мастера, очень интересно было сравнивать современные снимки этих людей с их фотографиями военных лет, архив которых также собран и передан в краеведческий музей.
Ботлих
Снимая горцев, Андрей объехал все республики Северного Кавказа. В дагестанском селении Ботлих в 2019 году ему довелось принять участие в мероприятиях, посвященных 20-летнему юбилею освобождения республики от бандформирований, и побывать на месте жестоких боев, в которых в свое время сам участвовал. В том числе и там, где батальон, в котором воевал десантник Смольников, выбивал боевиков с высоты «Ослиное ухо».
Тогда он сказал воевавшему с ним рядом два десятка лет назад другу из местного населения Камилю Гаджиеву, что хотел бы сюда вернуться и снять фотоисторию о людях из Ботлихского района. О сражавшихся тогда за свой дом вместе с российскими военными героях и о простых мирных жителях. Так Андрей и поступил, создав в течение двух последующих лет проект «Ботлих. Между небом и землей».
Аул Бесленей
Еще одним знаковым местом, которое стало важным этапом в творчестве Андрея Смольникова, стал аул Бесленей в Хабезском районе Карачаево-Черкесской Республики. Во время Великой Отечественной войны там случилась удивительная история. Летом 1942 года недалеко от Армавира попал под бомбежку эшелон с маленькими ленинградцами, эвакуированными из блокадного города. Многие дети погибли, а оставшихся в живых рассадили по телегам и вновь повезли как можно дальше от наступающих нацистов. Это был долгий путь через станицы и аулы, жители которых жалели ребятишек, выносили им хлеб и воду, но брать на постой не решались.
Немцы шли по пятам, подбираясь к Северному Кавказу. 13 августа 1942 года обоз с сиротами, в котором находились 32 ребенка, остановился у черкесского аула Бесленей. Об этом узнали местные жители, и маленьких ленинградцев решили разобрать и оставить в ауле, так как большинство из них были в тяжелом состоянии от недоедания и дороги. В хозяйственной колхозной книге в ту же ночь всех их записали черкесами, изменив имена и фамилии, чтобы скрыть от наступавших нацистов. В честь подвига отважных местных жителей 7 мая 2010 года в центре аула был открыт мемориальный комплекс с символичным названием «Матери-черкешенке». Все дети были евреями по национальности, и в случае попадания в руки немцев их ждала бы немедленная и жестокая смерть.
Эту историю про мужество жителей аула во время Великой Отечественной войны Андрею поведал председатель Союза черкесских (адыгских) общественных объединений Карачаево-Черкесской Республики Александр Охтов. Никто из местных жителей за все полгода фашистской оккупации не выдал ни одного ребенка. Многие из этих детей остались здесь навсегда, приняв обычаи и веру своей новой малой родины, спасшей их от смерти. Про них и делал свои фотоочерки Андрей.
Фото в космосе
– Двоюродные братья Мухамед и Хусин Гутякуловы из аула Бесленей – очень праведные люди – стали еще одними героями моих фотографий, – отмечает Андрей Смольников. – Старший из них, Мухамед, бывший там имамом и построивший мечеть, даже подарил мне ключ от своего дома со словами: «Будешь здесь – приходи и останавливайся у меня без всяких проблем». Этот ключ до сих пор всегда со мной на брелоке. И будет оставаться там всегда, несмотря на то, что мой светлый друг ушел из жизни.
Именно фотография Мухамеда Гутякулова под названием «Мудрость», сделанная Андреем Смольниковым, находилась среди тех работ, которые в декабре прошлого года были доставлены на Международную космическую станцию. На первую в истории выставку произведений фотоискусства в околоземном пространстве под названием «В космос русской души» было отобрано всего 13 работ – по одной от тринадцати мастеров фотоискусства. Удивительный снимок нашего земляка до сих пор на орбите, чем по праву можно гордиться.
Белгородская область и СВО
Бывалый военный, ставший затем философом с фотоаппаратом в руках, словно вернулся в свою боевую молодость. Только с другим оружием в арсенале – гуманным и даже, может быть, еще более действенным.
В 2021-м за полгода Андрей объехал все 22 района Белгородской области, где снимал героев Великой Отечественной войны и простых жителей региона – врачей, учителей, трактористов, творческих работников и многих других. Название проекта, который мастер воплотил в жизнь по личному приглашению губернатора Вячеслава Гладкова, полностью отражает его суть – «Белгородчина. Людям о людях». Затем в Белгороде прошла большая выставка под таким названием.
– После работы на Кавказе мне понадобилось время, чтобы понять всю тихую, но удивительную красоту среднерусской полосы, – искренне делится своими впечатлениями Андрей Смольников. – Сначала я просто ездил и присматривался, но вскоре искренне влюбился в белгородскую землю и в проживающих там замечательных людей. Как человека верующего, меня поразило количество хранящих дыхание истории православных храмов и монастырей. Здесь много мемориалов павшим героям Великой Отечественной войны, которая прошлась по этой территории жестоким катком. Здесь проходили Харьковская наступательная операция, Битва на Курской дуге и величайшее в мировой истории танковое сражение под Прохоровкой. Все это вдохновило меня, и я стал много снимать. Конечно, после начала специальной военной операции, когда эта прекрасная земля подверглась многочисленным атакам врага, я не мог сюда не вернуться, чтобы запечатлеть теперь новую жестокую реальность.
Бывалый военный, ставший затем философом с фотоаппаратом в руках, словно вернулся в свою боевую молодость. Только с другим оружием в арсенале – гуманным и даже, может быть, еще более действенным. Снимая проект «Белгород. Фронт за линией фронта», Андрей в прошлом году объехал все приграничные районы области, подвергавшиеся постоянным обстрелам и атакам националистов. Фотографировал людей, которые, несмотря на каждодневную смертельную опасность, остались здесь жить, отважных врачей и волонтеров, а также наших бойцов, защищающих рубежи России на белгородской земле, затем и на линии боевого соприкосновения в пригородах Донецка и Сватово. Была открыта выставка работ фотохудожника под названием «Белгород прифронтовой. Взгляд через объектив».
Уважение к героям
Андрей Смольников, кавалер ордена Мужества и медали Суворова, член Союза фотохудожников России, заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства EFIAP, фотохудожник Американского фотографического общества PPSA – одного из крупнейших в мире некоммерческих профессиональных объединений, произвел на меня очень сильное впечатление.
По оценке одного из самых авторитетных в мире журналов «Кто есть кто в фотографии», в 2020 году он стал первым из России, кто занял первое место по цветным и пятое по черно-белым фото. Смольников является победителем многих международных и всероссийских фотоконкурсов, всего в его копилке свыше 300 (!) отечественных и зарубежных наград. А совсем скоро в соседнем с нами субъекте будет открыта очередная персональная выставка фотохудожника «Карачаево-Черкесия в лицах и судьбах».
Если говорить о моем личном мнении, то все эти выдающиеся достижения более чем заслужены. И секрет успеха мастера фотографии зиждется на его богатом жизненном опыте, в том числе и боевом, смелости, глубоком погружении во все детали и, конечно, в большом уважении и любви к героям своих работ.
Олег Чесноков.
Фото Андрея Смольникова