«Космос русской души» Андрея Смольникова | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Андрей Смольников
«Космос русской души» Андрея Смольникова

«Космос русской души» Андрея Смольникова

22 марта
19:33

Ставропольский фотограф Андрей Смольников нашел свое призвание во многом случайно. Или, наоборот, оно само отыскало его. Хотя всегда найдутся умники, которые скажут, что никаких случайностей в мире не происходит и все предопределено. Может, это и так, но сути сильно не меняет. Однако судить читателям.

 

Ветеран Великой Отечественной войны Иван Михайлович Сутыгин с женой Верой Ивановной. Вместе они прожили 74 года

Воин, ставший художником

Андрей вырос в семье военных и над выбором профессии особо не задумывался, избрав потомственную стезю защитника Родины. Служить ему довелось в лихое время, поучаствовав в первой и второй чеченских кампаниях, а также в освобождении Республики Дагестан от вторгшихся террористов.

Дагестан. Жители селения Кванада Цумадинского района

В нашем «Вечернем Ставрополе» уже достаточно давно была опубликована перепечатанная из газеты «Красная звезда» заметка под названием «Последняя высота». В ней рассказывается о подвиге ставропольских десантников в августе 1999 года на высоте «Ослиное ухо», за который Андрей был награжден орденом Мужества. Он вместе с офицером Героем России капитаном Хоменко переоделись в местных чабанов и пошли в разведку, причем днем и без всякого прикрытия. Доблестные воины 247-го десантно-штурмового полка выполнили свою задачу, разведав расположение пещер и расщелин дислоцированного на высоте важного опорного пункта боевиков. А потом вместе с товарищами они атаковали бандитов, проявив доблесть и героизм.

 

Фотоаппарат вместо автомата

Отец с детства привил Андрею не только любовь к военному делу, но и к фотографии. Парню нравилось снимать на черно-белую пленку, проявлять ее и печатать снимки, каждый раз замирая, когда на бумаге появлялись контуры остановленного мгновения. Правда, тогда это было просто увлечение.

Его и вспомнил Андрей, когда ушел с армейской службы в 2006 году и приобрел фотоаппарат для того, чтобы делать снимки для семейного альбома. Сначала он просто стал фотографировать горные пейзажи, реки и водопады во время походов, которыми увлекался. Про этот период успешный ныне профессиональный фотограф говорит так: «Поставил автомат в оружейную комнату и взял в руки фотоаппарат». Так продолжалось на протяжении нескольких лет, а потом случился, если можно так выразиться, переломный момент.

 

Удивительное знакомство в горах Ингушетии

В 2018 году Андрей Смольников поехал в горный район Ингушетии, чтобы фотографировать расположенные здесь уникальные родовые башни. Его проводником в республике был Ислам Тачиев, который и познакомил фотографа с живущим в горах около тридцати лет на земле своих предков в древнем селении Пялинг старцем Исрапилом Бексултановичем Чаниевым.

Старец Исрапил сидел на лошади, которая была запряжена в плуг, а его младший сын Хамзат пахал землю. Этот вид показался фотографу символичным, одновременно очень простым и понятным, но в то же время величественным и вечным.

– Теперь можно сказать, что именно с этого момента и начался новый этап в моей жизни и творчестве, – вспоминает Андрей Смольников. – Меня поразила картина, которую я тут же запечатлел на фото. Старец Исрапил сидел на лошади, которая была запряжена в плуг, а его младший сын Хамзат пахал землю. Этот вид показался мне символичным, одновременно очень простым и понятным, но в то же время величественным и вечным. Наверное, тогда и открылось то, что впоследствии предопределило мою нынешнюю профессию.

Ингушетия. Исрапил Бексалтунович Чаниев со своим сыном Хамзатом пашут землю

Знакомство переросло даже во что-то большее, чем дружба. Исрапил Бексултанович рассказал гостю о себе, а Хамзат показал место, где они живут и где многое – от сада до родников – создано их руками. Именно фотографии старца и его семьи подтолкнули Андрея Смольникова к идее создания цикла фоторепортажей о горцах Северного Кавказа. Он хотел показать их уникальный образ жизни, сочетающий упорный труд, молитву и почитание предков. Через короткое время Андрей вернулся к дедушке Исрапилу, привез сделанные ранее фотографии и продолжил съемки. Рассказ старца о своей жизни по-настоящему потряс много повидавшего мужчину. На прощание горец подарил гостю посох и старинные часы на цепочке, и теперь каждый свой день известный ставропольский фотограф начинает с того, что заводит их механизм.

– Знакомство с удивительным старцем Исрапилом Чаниевым стало для меня своеобразной «тонкой красной линией», – подчеркивает Андрей. – Это когда через видоискатель фотоаппарата ты соприкасаешься с душой человека, становясь с ним единым целым. Я очень к нему привязался и полюбил как родного. К сожалению, в тот приезд я видел его последний раз. После долгой болезни он сам позвонил мне и сказал, что ждет в гости. Я стал собираться в дорогу, а через несколько дней мне сообщили, что дедушка Исрапил умер. Сделанные мной фотографии смогли увидеть его близкие родственники, дети и внуки. Это был очень трогательный момент, а супруга старца Таус Магомедовна, воспитавшая четырех сыновей и четырех дочерей, теперь называет меня «Мой пятый сын».

 

Родом из сердца

С этого момента природа и пейзажи в творчестве Андрея ушли на задний план, а на первое место вышли человеческие судьбы. По словам фотохудожника, ему по-настоящему повезло встретить на жизненном пути мудрых и глубоких людей с очень интересными судьбами. Это и стало лейтмотивом творчества. Знакомство со старцем Исрапилом дало толчок к созданию серии работ под названием «Горец. Там, где земля становится небом». А уже позже появился проект «Время для тишины», героями которого стали ветераны Великой Отечественной войны и узники концентрационных лагерей.

– Замысел всех серий моих работ как будто родился у меня в сердце, – откровенно рассказывает Андрей Смольников. – Я раньше никогда не думал, что буду снимать что-то подобное, что вообще могу это делать. Горжусь, что мне посчастливилось запечатлеть для истории более пятидесяти славных ветеранов из нашего края, Карачаево-Черкесии, Белгородской области, других регионов и пообщаться с ними. Начавшись с одного снимка, эта работа сильно меня захватила и стала, без преувеличения, одним из смыслов жизни.

Важно, что все эти фотографии не просто подписаны, а описаны, и большая часть работ Андрея Смольникова хранится в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. То есть память о каждом герое и выдающемся человеке сохранена навсегда. По словам мастера, очень интересно было сравнивать современные снимки этих людей с их фотографиями военных лет, архив которых также собран и передан в краеведческий музей.

 

Ботлих

Снимая горцев, Андрей объехал все республики Северного Кавказа. В дагестанском селении Ботлих в 2019 году ему довелось принять участие в мероприятиях, посвященных 20-летнему юбилею освобождения республики от бандформирований, и побывать на месте жестоких боев, в которых в свое время сам участвовал. В том числе и там, где батальон, в котором воевал десантник Смольников, выбивал боевиков с высоты «Ослиное ухо».

Тогда он сказал воевавшему с ним рядом два десятка лет назад другу из местного населения Камилю Гаджиеву, что хотел бы сюда вернуться и снять фотоисторию о людях из Ботлихского района. О сражавшихся тогда за свой дом вместе с российскими военными героях и о простых мирных жителях. Так Андрей и поступил, создав в течение двух последующих лет проект «Ботлих. Между небом и землей».

 

Аул Бесленей

Еще одним знаковым местом, которое стало важным этапом в творчестве Андрея Смольникова, стал аул Бесленей в Хабезском районе Карачаево-Черкесской Республики. Во время Великой Отечественной войны там случилась удивительная история. Летом 1942 года недалеко от Армавира попал под бомбежку эшелон с маленькими ленинградцами, эвакуированными из блокадного города. Многие дети погибли, а оставшихся в живых рассадили по телегам и вновь повезли как можно дальше от наступающих нацистов. Это был долгий путь через станицы и аулы, жители которых жалели ребятишек, выносили им хлеб и воду, но брать на постой не решались.

Немцы шли по пятам, подбираясь к Северному Кавказу. 13 августа 1942 года обоз с сиротами, в котором находились 32 ребенка, остановился у черкесского аула Бесленей. Об этом узнали местные жители, и маленьких ленинградцев решили разобрать и оставить в ауле, так как большинство из них были в тяжелом состоянии от недоедания и дороги. В хозяйственной колхозной книге в ту же ночь всех их записали черкесами, изменив имена и фамилии, чтобы скрыть от наступавших нацистов. В честь подвига отважных местных жителей 7 мая 2010 года в центре аула был открыт мемориальный комплекс с символичным названием «Матери-черкешенке». Все дети были евреями по национальности, и в случае попадания в руки немцев их ждала бы немедленная и жестокая смерть.

Эту историю про мужество жителей аула во время Великой Отечественной войны Андрею поведал председатель Союза черкесских (адыгских) общественных объединений Карачаево-Черкесской Республики Александр Охтов. Никто из местных жителей за все полгода фашистской оккупации не выдал ни одного ребенка. Многие из этих детей остались здесь навсегда, приняв обычаи и веру своей новой малой родины, спасшей их от смерти. Про них и делал свои фотоочерки Андрей.

 

Фото в космосе

– Двоюродные братья Мухамед и Хусин Гутякуловы из аула Бесленей – очень праведные люди – стали еще одними героями моих фотографий, – отмечает Андрей Смольников. – Старший из них, Мухамед, бывший там имамом и построивший мечеть, даже подарил мне ключ от своего дома со словами: «Будешь здесь – приходи и останавливайся у меня без всяких проблем». Этот ключ до сих пор всегда со мной на брелоке. И будет оставаться там всегда, несмотря на то, что мой светлый друг ушел из жизни.

Мудрость. На фотографии Мухамед Гутякулов

Именно фотография Мухамеда Гутякулова под названием «Мудрость», сделанная Андреем Смольниковым, находилась среди тех работ, которые в декабре прошлого года были доставлены на Международную космическую станцию. На первую в истории выставку произведений фотоискусства в околоземном пространстве под названием «В космос русской души» было отобрано всего 13 работ – по одной от тринадцати мастеров фотоискусства. Удивительный снимок нашего земляка до сих пор на орбите, чем по праву можно гордиться.

 

Белгородская область и СВО

Бывалый военный, ставший затем философом с фотоаппаратом в руках, словно вернулся в свою боевую молодость. Только с другим оружием в арсенале – гуманным и даже, может быть, еще более действенным.

В 2021-м за полгода Андрей объехал все 22 района Белгородской области, где снимал героев Великой Отечественной войны и простых жителей региона – врачей, учителей, трактористов, творческих работников и многих других. Название проекта, который мастер воплотил в жизнь по личному приглашению губернатора Вячеслава Гладкова, полностью отражает его суть – «Белгородчина. Людям о людях». Затем в Белгороде прошла большая выставка под таким названием.

Белгородская область. Семья Клыженко спасается в погребе своего дома от обстрелов

– После работы на Кавказе мне понадобилось время, чтобы понять всю тихую, но удивительную красоту среднерусской полосы, – искренне делится своими впечатлениями Андрей Смольников. – Сначала я просто ездил и присматривался, но вскоре искренне влюбился в белгородскую землю и в проживающих там замечательных людей. Как человека верующего, меня поразило количество хранящих дыхание истории православных храмов и монастырей. Здесь много мемориалов павшим героям Великой Отечественной войны, которая прошлась по этой территории жестоким катком. Здесь проходили Харьковская наступательная операция, Битва на Курской дуге и величайшее в мировой истории танковое сражение под Прохоровкой. Все это вдохновило меня, и я стал много снимать. Конечно, после начала специальной военной операции, когда эта прекрасная земля подверглась многочисленным атакам врага, я не мог сюда не вернуться, чтобы запечатлеть теперь новую жестокую реальность.

Военнослужащие РФ защищают Белгородскую область

Бывалый военный, ставший затем философом с фотоаппаратом в руках, словно вернулся в свою боевую молодость. Только с другим оружием в арсенале – гуманным и даже, может быть, еще более действенным. Снимая проект «Белгород. Фронт за линией фронта», Андрей в прошлом году объехал все приграничные районы области, подвергавшиеся постоянным обстрелам и атакам националистов. Фотографировал людей, которые, несмотря на каждодневную смертельную опасность, остались здесь жить, отважных врачей и волонтеров, а также наших бойцов, защищающих рубежи России на белгородской земле, затем и на линии боевого соприкосновения в пригородах Донецка и Сватово. Была открыта выставка работ фотохудожника под названием «Белгород прифронтовой. Взгляд через объектив».

 

Уважение к героям

Андрей Смольников, кавалер ордена Мужества и медали Суворова, член Союза фотохудожников России, заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства EFIAP, фотохудожник Американского фотографического общества PPSA – одного из крупнейших в мире некоммерческих профессиональных объединений, произвел на меня очень сильное впечатление.

По оценке одного из самых авторитетных в мире журналов «Кто есть кто в фотографии», в 2020 году он стал первым из России, кто занял первое место по цветным и пятое по черно-белым фото. Смольников является победителем многих международных и всероссийских фотоконкурсов, всего в его копилке свыше 300 (!) отечественных и зарубежных наград. А совсем скоро в соседнем с нами субъекте будет открыта очередная персональная выставка фотохудожника «Карачаево-Черкесия в лицах и судьбах».

Если говорить о моем личном мнении, то все эти выдающиеся достижения более чем заслужены. И секрет успеха мастера фотографии зиждется на его богатом жизненном опыте, в том числе и боевом, смелости, глубоком погружении во все детали и, конечно, в большом уважении и любви к героям своих работ.

Олег Чесноков.

Фото Андрея Смольникова

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Шарлотка и общественное мнение

Сколько людей, столько и мнений. Я бы добавила: сколько хозяек, столько и рецептов одного и того же блюда. Борщ. Вот только среди моих друзей я могу насчитать минимум 5 разных вариаций приготовления этого супа. Хотя, казалось бы… Что любопытно, мы же с друзьями не кричим друг на друга, что их рецепт неправильный. Нет, наверняка каждая хозяйка считает свой борщ (подставить любое другое блюдо) идеальным, но скорее всего драться из-за этого с соседкой (или подругой) она не станет.

3 ноября

Никто не останется без поддержки

Процедура получения удостоверения ветерана боевых действий на текущий момент упрощена, они выдаются прямо на месте, в военной части. Если же это боец ЧВК «Вагнер», то пакет документов от него принимает филиал фонда «Защитники Отечества» и направляет в Минобороны РФ. Как только решение по военнослужащему принимается, фонд выдает ему удостоверение. Также идет плотная работа по вопросу выдачи справок бойцам частных военных компаний, рассказала Оксана Романенко.

1 ноября

Событие, объединившее народ

Праздник народного единства окончательно прижился в России, несмотря на недовольство недоброжелателей. Более того, в настоящее время наша страна находится в очень непростой внешнеполитической ситуации. Специальная военная операция на Украине стала фактическим противостоянием государства со всем так называемым «коллективным Западом». Конечно, и у нас есть союзники, а идея полной блокады Российской Федерации очевидно показала свою несостоятельность. Однако сражаться на линии боевого соприкосновения нашим бойцам приходится практически в одиночку. На исход противостояния сегодня смотрит весь мир без исключения. Кто-то с явной к нам симпатией, даже стараясь оказать помощь, впрочем, особо не «засвечиваясь». Большинство же с ожиданием того, чья сила победит.

1 ноября

Ставропольские памятники в поэзии и музыке

Вернувшись в путешествие по памятникам краевой столицы, зрители неожиданно для себя услышали рассказ об «украденном фонтане» - скульптурной композиции, посвящённой мелиораторам Ставрополья. Был прочитан отрывок главы «А без воды – и ни туды и ни сюды» из книги Татьяны Пестряковой «Поэзия в бронзе», прозвучала часть из сюиты Виктора Кипора «Посвящение».

1 ноября