В предпоследний день июня, начиная с 2010 года, в Российской Федерации отмечают День партизан и подпольщиков.
Почему именно 29 июня?
Ответ на этот вопрос имеет исторические корни. Именно в этот день 1941 года, то есть ровно через неделю после нападения нацистов и их сателлитов на Союз Советских Социалистических Республик, вышел знаковый документ, официально предопределивший борьбу с врагом у него в тылу. Это известная совместная директива Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Документ был адресован партийным организациям и органам советской власти прифронтовых областей, перед которыми была поставлена задача по организации партизанских отрядов, диверсионных групп и подполья на территориях, оккупированных врагом – немецко-фашистскими войсками и их пособниками.
Тут надо вспомнить историю. Война начиналась для Красной Армии крайне неудачно, и дело здесь не только в неожиданном и вероломном нападении нацистов, но и в просчетах партийного руководства, военного командования и лично Иосифа Сталина. Поклонники вождя народов, старательно подчеркивая его важный и несомненный вклад в Победу над гитлеризмом, «скромно» умалчивают о его катастрофических просчетах в преддверии и начале Великой Отечественной войны.
А между тем положение дел на многих фронтах всего через неделю после начала боевых действий было близким к катастрофическому. Враг захватил большую часть Литвы с городами Каунас и Вильнюс, часть Латвии, Брестскую и существовавшие тогда Белостокскую и Вилейскую области Советской Белоруссии, а также несколько районов Западной Украины. Опасность нависла над некоторыми другими областями. Более того, за день до подписания директивы – 28 июня 1941 года – нацисты вошли в Минск. Правда, в документе об этом не сказано, и, скорее всего, дело здесь даже не в желании скрыть правду, а в том, что события развивались крайне стремительно и самым фатальным образом для советского государства.
В сложившейся тяжелейшей обстановке пятый пункт совместной директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) выглядит настоящим руководством к действию, и есть смысл процитировать его дословно: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и так далее. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия. Для руководства всей этой деятельностью заблаговременно, под ответственность первых секретарей обкомов и райкомов создавать из лучших людей надежные подпольные ячейки и явочные квартиры в каждом городе, районном центре, рабочем поселке, железнодорожной станции, в совхозах и колхозах».
И эта работа была успешно организована, что внесло огромный вклад в дело Великой Победы, вплоть до полного очищения от фашистов территории Советского Союза, и даже в освобождение некоторых государств Восточной Европы. Последнее наглядно иллюстрируют блестящий рейд партизанской армии легендарного Сидора Ковпака через Карпатские горы, что повлияло на успех Красной Армии в Чехословакии, Польше, Венгрии и Румынии.
Инициатива Брянской области
Очень символично, что именно власти Брянской области выступили с законодательной инициативой о внесении в календарь Дня партизан и подпольщиков. Идея была поддержана в Государственной Думе и в Совете Федерации России, после чего эта дата стала одним из военных праздников страны.
Во время Великой Отечественной войны на территории Брянщины действовали 139 партизанских отрядов, нанесших огромный урон нацистам и их пособникам. С некоторых пор именно в этом субъекте России действует замечательная традиция, о которой нельзя не упомянуть. Это присвоение региональными властями населенным пунктам почетного звания «Город (поселок, село) партизанской славы». Соответствующий закон в области был принят 8 октября 2010-го, а вступил в силу с начала следующего года.
Государственная Дума Российской Федерации в марте 2009 года по инициативе парламента Брянской области утвердила дату. Как гласит закон, это сделано «в знак памяти самоотверженной борьбы в тылу врага партизан и подпольщиков, внесших значительный вклад в победу советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». 1 апреля того же года соответствующий законопроект был поддержан Советом Федерации страны, а 11 апреля его подписал Президент Российской Федерации.
Партизаны на Ставрополье
В Ставропольском крае тоже гордятся подвигами партизан и подпольщиков. Здесь, конечно, есть некоторые нюансы. Во-первых, нацисты захватили наш регион только в августе 1942 года. Оккупация длилась сравнительно недолго, не так как на территории Белоруссии, Украины, Северо-Западной и Центральной России. Уже в начале 1943 года в ходе победоносной Битвы за Кавказ на Ставрополье пришли освободители. Эти факты никак не умаляют подвига наших земляков и тех тяжелейших испытаний, которые пришлось перенести мирному населению. А некоторых несчастных людей война искалечила дважды – многие женщины, дети, старики и представители еврейской национальности были эвакуированы, казалось бы, в глубокий тыл в 1941-м, а уже через год и сюда пришли гитлеровцы. Многие из беженцев погибли, и ужас, который они испытали, невозможно даже вообразить.
Во-вторых, наш край преимущественно степной, и надежных лесных укрытий для партизанских отрядов на большинстве его территории не было просто в силу рельефа местности. Тем не менее партизанское движение на Ставрополье является особой и героической страницей в истории Великой Отечественной войны.
По информации из Государственного архива новейшей истории Ставропольского края, к организации партизанских отрядов руководство нашего региона приступило в июле 1942 года, однако в связи с быстрым наступлением немецко-фашистских войск сроки для этого оказались весьма ограниченными. Партизанские отряды были сведены в три группы. Северо-Восточная базировалась в основном в Кизлярском округе, то есть на нескольких территориях современных Дагестана и Чечни, входивших тогда в состав Ставрополья, и в Левокумском районе. Южная группа действовала близ Кисловодска, в Советском и Моздокском районах (Моздок тогда тоже был в составе края, как и территория нынешней Карачаево-Черкесии, где сражалась Западная группа). Всего на Ставрополье действовало 47 партизанских отрядов, в которых насчитывалось около двух тысяч бойцов, а руководил ими единый краевой штаб.
Бороться с врагом приходилось в тяжелых условиях. Во всех отрядах остро ощущалась нехватка оружия, которое приходилось захватывать в боях с неприятелем. Партизаны Ставрополья активно помогали Красной Армии в защите сел и городов, истребляли немецких оккупантов, нарушали коммуникации противника. Об этом ярко свидетельствует отрывок из письма одного из гитлеровцев на родину, опубликованный Государственным архивом новейшей истории Ставропольского края: «Земля здесь обширная, хлеба, мяса, масла много. Но люди здесь страшные, стреляют из-за угла, убивают чем попало наших солдат и офицеров… Под постоянным страхом мы находимся на этой проклятой земле».
За пять с половиной месяцев нацистской оккупации Ставрополья партизанские отряды края участвовали в нескольких десятках боев и выдержали свыше двадцати атак со стороны немецких оккупантов. Сталинградская битва и наступивший перелом в Великой Отечественной войне позволили партизанам в январе 1943 года взять на вооружение наступательную тактику. В течение первого месяца зимы они самостоятельно, еще до прихода Красной Армии, освободили от немецких захватчиков 55 населенных пунктов. Конечно, партизанская борьба стоила немалых усилий и жертв. В отрядах погибли 335 человек, в том числе командиры Геннадий Воробьев, Максим Романчук и Алексей Однокозов. Более тысячи человек из числа ставропольских партизан удостоены государственных наград, а 439 из них – медали «Партизану Отечественной войны».
В День партизан и подпольщиков будет правильно почтить память всех мужественных патриотов, которые во вражеском тылу бесстрашно воевали с нацистами и внесли огромный вклад в Великую Победу советского народа.
Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.
Фото из фондов Государственного архива новейшей истории Ставропольского края