В Региональном информационном центре в Ставрополе состоялась весьма интересная пресс-конференция. Тема мероприятия звучала так – «Портрет жертвы кибермошенников: кто чаще всего попадается на уловки на Ставрополье?».
На вопросы представителей краевых средств массовой информации ответил заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Игорь Шапин.
Основные темы и портрет жертвы
Проанализировав информацию, специалисты пришли к выводу, что, если можно так выразиться, «целевой аудиторией» совершающих преступные действия в киберпространстве злоумышленников являются работающие и проживающие в городах женщины в возрасте 24-44 лет с низким доходом и средним уровнем образования. Как отметил заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Игорь Шапин, уровень дохода тех, кто подвергается кибератакам, в сравнении с цифрами за год до этого заметно понизился. Жертвы мошенников при этом «помолодели» – в 2023-м возрастные показатели были на уровне 45-64 лет. Такие данные свидетельствуют о том, что более молодые представительницы прекрасного пола, активнее использующие различные гаджеты, легче «ведутся» на уловки мошенников. Подобный портрет жертв мошенников характерен не только для нашего региона, но и почти для всех территорий России.
Представитель главного финансового регулятора обнародовал также результаты опроса, показавшего, что почти 61% жителей края никогда не сталкивались с мошенниками, а на 27% респондентов злоумышленники пытались воздействовать, но были вовремя распознаны. Количество ставших жертвами составляет лишь 3,3%, но это все равно немало. По данным заместителя руководителя регионального отделения Центробанка, по сравнению с позапрошлым годом эти цифры увеличились на 0,8%. Представители «целевой аудитории» цифровых преступников проживают в основном в городах, таковых почти вдвое больше, чем сельских жителей.
– Достаточно большое количество людей сразу прерывает общение с мошенниками, и это правильное поведение, – подчеркнул Игорь Шапин. – Если говорить о Северо-Кавказском федеральном округе, то мужское лицо у портрета жертв киберпреступников только в Чеченской Республике и Северной Осетии - Алании, а по югу страны в целом – в Волгоградской области.
Сколько похищено и сколько предотвращено
В минувшем году действующие в киберпространстве злоумышленники похитили у россиян свыше 27,5 миллиарда рублей. При этом различных мошеннических действий было предотвращено на общую сумму 13,5 триллиона рублей. То есть почти в 500 раз больше, чем было украдено.
В нашем регионе на 5% увеличилось количество людей, которые направляли заявления на действия мошенников в банки. На 6% выросло число обращавшихся по этому поводу в полицию. Спикер добавил, что мошенники не оказывают негативного влияния на доверие к финансово-кредитным организациям, а также отметил: «Если раньше при столкновении с преступниками в киберпространстве люди нередко впадали в ступор, то сейчас они чаще всего совершают более осмысленные действия. И эта тенденция очевидна».
Телефонные злоумышленники
Мошенники, использующие для своих преступных действий мобильные телефоны граждан, наиболее часто применяют смс-сообщения, а следующее место на этом своеобразном «пьедестале» занимают мессенджеры и социальные сети. Наиболее значительная часть жертв аферистов тем или иным способом переводила им деньги. Часто граждане переходили по вредоносным ссылкам, вносили персональные данные на так называемых фишинговых сайтах, а также сообщали коды из смс-сообщений или пуш-уведомлений. Достаточно небольшой процент жертв – лишь 1,4 – передавали финансовые средства злоумышленникам лично.
При этом число жителей Ставропольского края, у которых преступникам тем или иным способом удалось выманить личные данные, по сравнению с позапрошлым годом сократилось практически вдвое. В то же время число граждан, которые передавали проходимцам коды из сообщений и уведомлений, выросло с 13,8 до 18,4 %.
– Мошенники слегка трансформируют легенду, – обратил внимание журналистов на этот факт заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России. – Практически все граждане сегодня знают о том, что никому нельзя сообщать банковские коды из смс-сообщений или пуш-уведомлений. А вот коды для записи на так называемые «профилактические осмотры» или на «прием к врачам» являются новыми уловками преступников. Кроме того, они активнее применяют «уведомления от маркетплейсов» якобы о возврате денег за товары, также требуя код из сообщения.
Финансовое просвещение и самозапрет на кредиты
В заключение брифинга Игорь Шапин подробно остановился на том, что Центральный банк России проводит очень большую работу по финансовому просвещению самых различных категорий граждан от мала до велика. В частности, это онлайн-уроки на данную тему для школьников, учащихся средних и высших учебных заведений, а недавно был проведен всероссийский зачет по финансовой грамотности. Довольно эффективным инструментом являются встречи с трудовыми коллективами, в том числе и выезды в сельскую местность специалистов главного финансового регулятора при поддержке муниципальных властей.
Весьма положительно оценил заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России и недавно появившуюся у россиян возможность блокировки получения кредитов без личного участия по потребительским ссудам – проще говоря, самозапрет на кредиты. Этой услугой за достаточно непродолжительный период воспользовались порядка десяти миллионов граждан страны. Статистикой по Ставрополью спикер не располагал, но очевидно, что она тоже внушительная. Самозапрет, который не касается ипотеки и автомобильных кредитов, за весьма короткое время стал популярной и, самое главное, эффективной мерой по борьбе с происками мошенников. Это действенный механизм, который по-настоящему оберегает людей.
Записал Олег ЧЕСНОКОВ