Однако ладно сказка сказывается, да неладно в жизнь воплощается. Сенека Младший утверждал, что старость это «неизлечимая болезнь». Ему вторил Т. Манн: «Старость – самая безнадежная из всех болезней», «От старости лекарств нет», – гласит казахская поговорка.
Но думается, что они не правы, ибо старость это не болезнь, а определенное время жизни, и не только для человека, но и для всего сущего на этой Земле. Этой участи не избежать представителям как растительного, так и животного мира, не говоря уже о нас с вами. Но вот что наводит на мысль управляемости этим процессом: для каждого вида присущи свои, скажем так, условные параметры жизни – ее начало, зрелость и заключительная стадия.
Но вместе с тем только человеку, в связи с наличием у него разума, даны индивидуальные возможности влияния на качество проживаемого периода той самой старости. А профессор С. Бубновский в своей книге «Долго жить не запретишь» говорит о том, что все люди рождаются здоровыми и запрограммированными родителями на жизнь без болезней. При этом каждый человек при рождении, пишет он, получает свой собственный код здоровья. Думается, что это надо понимать как некую генетическую программу.
Но все-таки, что такое старость с биологической точки зрения? На мой взгляд, это возрастное, запрограммированное свыше недополучение базовой энергии для жизни, недостаток которой может вызывать изменение работы внутренних органов. И, кроме того, только мы, люди, качеством своих эмоциональных взаимодействий с окружающим миром тоже способны влиять на продолжительность жизни.
И в этой связи мы можем предполагать причину того, почему выдающиеся талантливые люди творческой направленности так рано покидали сей мир: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Высоцкий и др. Все они своими взрывными характерами буквально сжигали в себе запасы той самой энергии.
Ученый Иван Павлов говорил: «Человек может жить до ста лет. Мы сами своей невоздержанностью, беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Кстати, он прожил 87 лет, дай Бог каждому из нас в своем уме и рабочем теле пройти этот срок.
Люди старшего поколения, или, как принято говорить, третьего возраста, на себе осознали, что существуют некие закономерности, придерживаясь которых можно влиять как на качественность этого периода, так и на его продолжительность. Друзья, мы не открываем тайну достойной жизни, об этом напутствовал древний мудрец Цицерон, живший в I веке до н. э.
«Старости надо сопротивляться, а недостатки, связанные с нею, возмещать усердием; как борются с болезнью, так надо бороться и со старостью: следить за своим здоровьем, прибегать к умеренным упражнениям, есть и пить столько, сколько нужно для восстановления сил, а не для их угнетения. При этом надо поддерживать не только тело, но в гораздо большей степени ум и дух; ведь и они, если в них, как в светильник, не подливать масла, гаснут от старости; тело наше, переутомленное упражнениями, становится более тяжелым; но ум от упражнений становится более гибок… старческая глупость, обыкновенно называемая сумасбродством, свойственна только пустым старикам, а не всем».
Вот такой он, Цицерон. Складывается впечатление, что мудрец предвосхитил возникновение нашей Академии здоровья, где мы буквально не только придерживаемся его советов, но и прилежно их выполняем. Друзья, никто, кроме нас самих, не сможет этот сложный период жизни сделать достойным во всех существующих параметрах – здоровое тело, здоровый дух, здоровое взаимодействие с окружающим миром. И только в сочетании этих трех составляющих и закладывается та самая старость (ладно, назовем ее своим именем), за которую не стыдно перед самим собой.
И напоследок. Академик Александр Александрович Богомолец занимался вопросом геронтологии. Он утверждал, что человек может и должен жить до 150 лет. Сталин очень внимательно следил за его работой, и ученому не отказывали ни в каких средствах; в 1929 году он стал академиком АН УССР, в 1932-м – АН СССР, в 1941 году – лауреатом Сталинской премии, в 1944-м – академиком медицинских наук и Героем Социалистического Труда.
Когда в 1946 году академик умер 65 лет от роду, Сталин сказал: «Вот жулик. Всех обманул».
Фото Академии здоровья В.А. Скакуна