Ставропольская краевая универсальная научная библиотека имени М.Ю. Лермонтова продолжает реализовать проект «Ретроточка «Воронцовская роща». В планах учреждения культуры открытие летнего читального зала с презентацией новинок, созданных на средства Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Вступившая в свои права ставропольская весна позволяет много и с удовольствием гулять по Центральному парку. Формат библиотечных прогулок, сопровождающийся рассказом об истории этого удивительного уголка природы в самом сердце Ставрополя, раскрывает многие исторические факты о Воронцовской роще (так в прошлом назывался наш парк).
Состоявшаяся в начале апреля интеллектуальная экскурсия по старинным тропинкам позволила узнать, как много общего в нынешних городских событиях и тех, что попадали на страницы газет более ста лет назад. Так, местная пресса вековой давности тоже сетовала на велосипедистов и самокатчиков, которые мешали гулять прохожим. Оснащенных велосипедами граждан в конце XIX века в губернском городе Ставрополе решили «прикрепить» к специальной площадке – циклодрому. Он имел овальную форму и находился в восточной части парка. Дорожки по краю циклодрома были в распоряжении тех, кто эксплуатировал двухколесную технику. Центр же отдавался физкультурникам: там создали поле для игры в кегли и лапту. Ставропольцы спортивного сложения стремились показать свою удаль, и циклодром стал весьма популярен у публики.
Там же занимались и приверженцы сообщества сокольской гимнастики. Гимнастика эта впервые появилась в Австро-Венгрии. Её основателем был профессор Пражского университета Мирослав Тырш (1832–1884). Тырш также являлся идеологом целого «Сокольского движения», базировавшегося на идеях славянской независимости от Австро-Венгрии. Гимнастика делала акцент на эстетику и красоту движений, на завершённость различных гимнастических комбинаций. Она оказала огромное влияние на формирование спортивной и эстетической направленности в европейской культуре. Знаменитые «человеческие пирамиды», собиравшиеся на «раз-два-три!», которые были так популярны в 20-х годах XX века – тоже элементы сокольской спортивной культуры младочехов, прижившихся в эстетике формирующейся советской республики.
Архитектурную культуру классического направления в Воронцовской роще поддерживают любимые всеми мраморные львы, мирно дремлющие по бокам парковой лестницы, ведущей к фонтану «Лягушки». Они стали привычны нашему взору, а ведь не так просты, как кажется. Ставропольские львы очень похожи на своих мраморных собратьев из Алупкинского дворца графа Воронцова. Рассказывали, как во время Ялтинской конференции Черчилль просил Сталина подарить ему одного графского льва из-за сходства скульптурных черт с его, черчиллевской, харизмой. Сталин деликатно отказал… Наши львы созданы из настоящего каррарского мрамора родом из Апуанских Альп, они украшали в дореволюционном Ставрополе вход в имение тетушки купцов Алафузовых, известных меценатов и устроителей города. Напомним, что каррарский мрамор – «царь» любого скульптурного материала. К примеру, он использовался Микеланджело при создании скульптуры Пьеты в соборе Святого Петра в Ватикане. Мировой шедевр Лаокоон сделан из него же.
А как тих и неприметен колодец фонтана у бывшего ресторана «Колос»! В нем сложно угадать источник прохлады из-за нынешнего отсутствия воды, но он по праву считается первым общедоступным фонтаном, к которому стекалась благородная городская публика, утомленная знойным солнцем Ставрополя губернского.
…Да, скоро в краевую столицу придет настоящее южное лето. К этому периоду Лермонтовка традиционно готовит летний читальный зал. Открытие сезонной площадки главной в регионе библиотеки будет сопровождаться и презентацией парковых инноваций, которые стали возможны благодаря победе учреждения культуры в конкурсе «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Следите за новостным сайтом Лермонтовки и не пропустите интересные активности в парке.
Ирина СМАГИНА, главный библиотекарь отдела культурных инициатив СКУНБ имени М. Лермонтова.