Льготники не останутся без лекарств

Елена Павлова

­ Татьяна Яковлевна, в прошлом году деньги на «льготные» лекарства во многих регионах России закончились еще летом, наш край дотянул до осени. Что предпринимается, чтобы не допустить подобного?

­ Я хочу подчеркнуть, что, несмотря на то, что деньги закончились, лекарства отпускались до последнего дня года, и ограничений в обоснованной выписке тех или иных препаратов не было. На сегодняшний день мы продолжаем получать реестры на оплату рецептов, отпущенных в 2006 году. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) обещает нам покрыть все расходы прошлого года. Правда, если докажем, что все рецепты были выписаны обоснованно – для этого мы должны провести медико­экономическую экспертизу реестров, которые выставила фарморганизация ­ ЗАО «СИА­Интернейшнл ЛТД».

В конце года Федеральная Дума внесла поправки в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год, согласно которым выделенные в декабре 10 миллиардов рублей пойдут на оплату долгов за отпущенные лекарственные средства в прошлом году.

­ А хватит ли этих денег на все территории? Ведь, если я не ошибаюсь, за отпущенные лекарства задолжали свыше 30 миллиардов рублей.

­ Для нас главное, чтобы закрыли долги в нашем крае – а это около 200 миллионов рублей за отпущенные лекарства в 2006 году. Кстати, в других регионах эта сумма гораздо выше: в Волгоградской области – 800 миллионов рублей, в Ростовской – более 700 миллионов. Наши долги, как видите, скромные. Как я уже говорила выше, наша задача – отстоять каждый рубль, и мы будем это делать.

­ А какие перспективы обеспечения лекарствами в 2007 году?

­ В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год»
(№ 243­ФЗ), на льготные лекарства по программе ДЛО выделяется 34,9 миллиарда рублей, это значительно больше, чем в прошлом году. Нашему краю утверждена сумма в 383,6 миллиона рублей, то есть в среднем 32 миллиона в месяц из расчета 378,75 рубля на одного льготника.

При утверждении бюджета на программу ДЛО федеральные структуры рассчитывали, что этих средств должно хватить ­ количество льготников в крае уменьшилось со 130 тысяч в 2006 году до 85 тысяч в нынешнем, а сумма выделенных средств осталась практически та же. Но при формировании квартальной заявки на медикаменты (ее составляет минздрав края) столкнулись с тем, что 95,9 миллиона рублей – в этот лимит нужно уложиться ­ недостаточно. Ведь в программе ДЛО остались люди, страдающие серьезными заболеваниями, на их лечение нужны дорогостоящие медикаменты. Совместно с министерством здравоохранения Ставропольского края мы поделили льготников по группам заболеваний, особо выделив четыре «дорогостоящих» нозологии. Установили, сколько пациентов страдают сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями, рассеянным склерозом и гемофилией, в каких препаратах они нуждаются, посчитали стоимость рецепта для данных категорий. Получили цифры, превышающие по некоторым заболеваниям утвержденный норматив в 10 и более раз.

Но закон есть закон, и мы его должны выполнять. Заявку составили в пределах лимита, сделав упор на лекарства для указанных групп больных, которые должны принимать медикаменты постоянно ­ ведь от этого зависит их жизнь. При том что потребность в препаратах для льготников – в два раза выше. Закон, правда, оговаривает: если денег недостаточно, можно использовать средства, направляемые в рамках территориальной базовой программы обязательного медицинского страхования, но она в Ставропольском крае и так дефицитная. Забрать отсюда деньги ­ оставить без лекарств людей в стационарах. Мы написали обращения в Правительство Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС, Минздравсоцразвития о том, что выделенных средств на ДЛО не хватает. Письмо подкрепили расчетами, в том числе потребности в медикаментах четырех «дорогостоящих» групп больных. Такая ситуация существует в целом по всем регионам России.

­ Татьяна Яковлевна, то, что тяжелые больные наконец­то получают современные эффективные препараты ­ безусловный плюс программы. Но ведь эти дорогостоящие лекарства «выбирают» большую часть средств лимита. А врачи сейчас поставлены в такие условия, когда им приходится думать, на ком сэкономить, чтобы дотянуть до следующего квартала, а кому не дать умереть…

­ На федеральном уровне сейчас обсуждается вопрос о выделении льготников, нуждающихся в дорогостоящих препаратах, в отдельные федеральные целевые программы. Вроде бы со второго полугодия. Мы очень надеемся, что такое решение будет принято в ближайшее время.

Что касается ограничений в выписке лекарств, то цифры говорят об обратном. За январь в крае отпущено медикаментов на 38,2 миллиона рублей при лимите на месяц в 32 миллиона. Если есть медицинские показания, врачи назначают лекарство. Здесь другая проблема. У людей, как правило, «букет» болезней. И что получается? Врачи порой выписывают по 10 ­ 12, а есть случаи и по 20 рецептов в месяц (часто под давлением пациента) на человека. Такое обилие лекарств, наоборот, вредит здоровью. Причем фактов нерациональной и необоснованной выписки лекарств, как показала медицинская экспертиза, немало. Назначают завышенные курсы препаратов, или аналогичные по действию, а то и противопоказанные. Например, одному больному за 9 месяцев 2006 года выписали 18 упаковок бетаферона – это на полтора года (!) лечения. Другой пациент получал диклофенак четыре месяца, в то время как его нельзя принимать больше 10 дней.

Поэтому сейчас Минздравсоцразвития РФ разрабатываются стандарты оказания медицинской помощи на амбулаторно­поликлиническом этапе, в соответствии с которыми пациентам должны назначаться препараты базовой терапии, по основному заболеванию.

­ Вы говорите, что со второго квартала будет легче. Но ведь лекарства людям нужны сейчас. Например, в социальной аптеке (№ 101) Ставрополя на отсроченном обслуживании находятся свыше 2 тысяч рецептов.

­ Во­первых, нужно проанализировать, какие препараты выписаны, показаны они или нет. Во­вторых, проблема иногда заключается не в отсутствии лекарств, а в их распределении. Поясню.

Когда мы формировали заявку медикаментов на квартал, стали смотреть, какие запасы лекарств в крае есть. Выяснилось, что общий остаток по аптекам ­ на 76 миллионов рублей. То есть превышает двухмесячный запас. Стали изучать, что это за остатки. Знаете, к какому выводу пришли представители ЗАО «СИА Интернейшнл ЛТД» ­ нашего регионального фарм­дистрибьютора? Оказывается, заявленные препараты полностью не расходуются и не перераспределяются между аптеками. То есть в одних аптеках лекарства лежат невостребованными, а в других их не могут дождаться. Есть факт, когда на отсроченном обслуживании находилось 40 рецептов на один и тот же препарат. Стали смотреть, и обнаружилось, что этого лекарства в крае в избытке ­ аж 600 упаковок. После этого представитель «СИА Интернейшнл» предложил уполномоченному складу – ГУП «Ставропольфармация» ­ создать единую информационную сеть, чтобы объединить предприятие и аптеки края. Тогда можно будет оперативно управлять товарными остатками и их перераспределять.

Что касается лечебных учреждений, то они с 2006 года работают по единой компьютерной программе. Выписка рецептов идет в автоматизированном режиме, что облегчило работу врачей, сократило время на эту процедуру. Вся информация о выписанных рецептах ежедневно в режиме он­лайн стекается в Центр обработки данных (ЦОД). То есть техническая сторона реализации программы ДЛО уже отрегулирована. Осталось только насытить ее лекарствами. А свет в конце этого тоннеля забрезжил...

Беседу вела

Лариса ДЕНЕЖНАЯ.

P.S. Учитывая, что федеральные политики очень активно занялись проблемой ДЛО – выборы в российский парламент уже, можно сказать, на носу, льготников не оставят без лекарств. Ведь они, а это в основном пожилые, ­ самая массовая часть электората.



Последние новости

Все новости

Объявление