Ловушка для доверчивых: осторожно, мошенники! | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Ловушка для доверчивых: осторожно, мошенники!

Ловушка для доверчивых: осторожно, мошенники!

15 июля
18:29

Продолжаем рассказывать о том, к каким преступным схемам прибегают мошенники для того, чтобы завладеть деньгами доверчивых граждан («Вечерний Ставрополь», № 104 от 13 июля 2024 года, статья «Новые уловки мошенников»).

На этот раз речь пойдет о тех злоумышленниках, которые представляются сотрудниками банков, силовых структур и государственных органов, а также о «разводке» с помощью популярного видеохостинга.

 

Под видом работников банков

Если раньше аферисты чаще всего звонили гражданам с сообщением об оформлении на их имя кредита посторонним лицом или подозрительной операции по банковской карте, то сегодня в ходу новые схемы. К сожалению, креативного подхода у злоумышленников с избытком. Теперь они нередко представляются специалистами технической поддержки финансово-кредитных организаций и предлагают установить на мобильное устройство специальное приложение, которое якобы должно искать вирусы. Конечно, на самом деле эта программа имеет совсем другое, преступное предназначение: обеспечивать доступ мошенникам к телефонам жертв и их личным данным.

Еще одной из новых и популярных у жуликов наработок является «помощь» гражданам в сохранении их финансовых средств. Представляясь работниками Центробанка, преступники сообщают человеку о том, что кто-то якобы пытается украсть деньги с его банковского счета. Дальше негодяи стараются действовать напористо, чтобы не дать жертве опомниться. Они настойчиво повторяют заученную фразу, смысл которой таков – чтобы спасти финансы, их требуется перевести на «безопасный» счет в Центральном банке. Лжесотрудники финансового регулятора убеждают собеседника, что это временная мера, которая действует только на период поиска неведомых похитителей, а затем всю сумму человеку якобы возместят наличными, и произойдет это прямо в приемной Центрального банка России в Москве. Звучит немного неправдоподобно и напыщенно, но некоторые граждане, особенно пожилые, увы, на это ведутся. Тем паче что аферисты придают схеме убедительности, отправляя потенциальной жертве смс-сообщение с подтверждением записи с официального телефонного номера главного финансового регулятора. В итоге с жалобами на потерю денег в результате попадания в такую преступную ловушку обратилось несколько сотен россиян.

Для того чтобы не оказаться в зоне действия подобной мошеннической схемы, гражданам настоятельно советуют пользоваться только официальными ресурсами финансово-кредитных организаций. В ситуации, когда человеку поступает звонок якобы от работника банка и телефонный разговор кажется подозрительным, лучше всего эту беседу прервать. А потом перезвонить на номер, который размещен на официальном сайте той самой финансовой организации, сотрудником которой представлялся звонивший. Кроме того, можно установить официальные банковские приложения на телефон или гаджет.

 

Под «крышей» государственных структур

Ни для кого не секрет, что аферисты нередко звонят или пишут гражданам от лица работников Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы, Социального фонда России, Росфинмониторинга, а также представляясь сотрудниками «Госуслуг».

Одной из самых отработанных схем, на которую, к слову, жертвы чаще всего «ведутся», является сообщение о получении какой-либо государственной выплаты. Ситуация классическая: граждане предоставляют данные банковской карты, а на нее обещают перевести деньги. В итоге, наоборот, доверчивый человек, скорее всего, лишится собственных средств.

Впрочем, существует и другой сценарий. К примеру, абоненту поступает звонок от «представителей» следственных органов или Федеральной службы по финансовому мониторингу. Мошенники, представляясь официальными лицами, угрожают заблокировать банковский счет, якобы ими замечены какие-то «сомнительные» операции. Для того чтобы избежать таких последствий, злоумышленники требуют уплаты штрафа, а для убедительности могут даже прислать очень похожую на настоящую квитанцию на официальном бланке ведомства, сотрудниками которого они представились. Ну а дальше – все понятно.

Чтобы избежать попадания в подобную мошенническую ловушку, граждане должны помнить, что все перечисленные выше ведомства и организации не наделены полномочиями по аресту финансовых средств. Сообщения от «Госуслуг» будет нелишне проверить на официальном портале. А вот все остальные ведомства не оказывают платных услуг по оформлению документов, не рассылают такого рода писем, не звонят по телефонам и не пишут сообщения в мессенджерах. Если граждане столкнулись с чем-то подобным, надо проигнорировать данные сигналы. А затем можно для собственного спокойствия напрямую обратиться в государственную организацию по официальным каналам связи.

 

«Полицейские» под прикрытием

О том, как телефонные мошенники представляются работниками полиции или других правоохранительных органов, расскажем подробнее. Цель этого понятна и прозрачна – так человека гораздо легче напугать и сбить с толку. У большинства законопослушных людей объективно существуют если не страх, то опасение перед сотрудниками правоохранительных структур, и злоумышленники этим, безусловно, пользуются.

Схема работает просто, но достаточно эффективно для преступников. Как правило, человеку поступает звонок, в ходе которого аферист представляется сотрудником полиции, Министерства внутренних дел или Федеральной службы безопасности. Случаются и такие ситуации, когда злоумышленники умело используют «командную» работу и звонят от имени представителей различных ведомств, подтверждая слова друг друга. Таким образом, они повышают уровень «доверия» у жертв и как бы «додавливают» их. Цель одна – «отжать» у человека деньги, но достигается она разными способами.

Пожалуй, наиболее часто мошенническая «разводка» бывает связана с финансово-кредитной организацией. Обманщики оповещают потенциальную жертву, что финансовые средства на ее счету находятся под угрозой. Причины, как правило, называются следующие – кто-то хочет снять деньги со счета гражданина или оформить на него кредит. Также нередко говорят и о том, что личные данные человека были намеренно «слиты» несуществующим преступникам банковскими служащими. Все это для того, чтобы любыми способами заставить обманутого снять деньги со своего счета и перевести их на якобы «безопасные» реквизиты, которые в реалиях принадлежат прощелыгам.

Есть и другая схема, которая сейчас встречается реже, но была очень популярна всего год назад. В ней злоумышленники, представляясь сотрудниками полиции, стараются выманить деньги у жертвы, прикрываясь тем, что кто-то из ее родственников попал в беду. Такие «правоохранители» утверждают, что смогут помочь испытывающему проблемы человеку лишь после того, как им переведут определенную сумму на указанный номер счета. Эти средства якобы предназначаются для взятки тому лицу, которое может «решить» вопрос.

Для того чтобы распознать аферистов, стоит воспользоваться рядом несложных советов. Важно, что представляющиеся сотрудниками силовых ведомств злоумышленники работают примерно по одной и той же схеме. Как раз по ряду ее ключевых признаков и можно с уверенностью сделать вывод, что это не полицейские, а преступники. Целый ряд признаков того, как они выдают себя во время телефонного разговора, перечислим ниже.

Нередко мнимые «полицейские» подчеркивают, что вся озвученная ими информация не должна разглашаться, используя такие словосочетания, как «тайна следствия» и «конфиденциальная информация». Более того, они даже угрожают жертве уголовной ответственностью в том случае, если она попытается связаться с членами своей семьи или друзьями и все им рассказать. Злоумышленникам не нужно, чтобы человек консультировался со способными распознать обман лицами. Кроме того, федеральный закон о неразглашении данных предварительного расследования действительно существует, но действует лишь после того, как гражданин даст следователю соответствующую подписку. Что касается упоминаемой аферистами «банковской тайны», то она существует, но действует только в отношении самих финансово-кредитных учреждений и их сотрудников.

Еще одна характерная черта, которая выдает мошенников: они стараются узнать размер хранящейся на счетах жертвы суммы. Ведь преступникам надо понимать, как много денег человек сможет снять в банкомате и передать им. Также аферисты спрашивают о том, в каких финансово-кредитных организациях человек хранит деньги, картами каких банков пользуется для оплаты покупок или получения заработной платы. Подобного рода сведения редко доступны таким «полицейским» изначально, и чаще всего перед звонком они знают только имя и номер телефона потенциальной жертвы.

Следующая задача преступника – постараться вызвать недоверие к работникам финансово-кредитной организации. Злоумышленники уверяют человека, что именно сотрудники банка хотят украсть средства, а следовательно, сообщать о телефонных звонках «из полиции» нельзя. Так мошенники стремятся минимизировать для себя вероятность того, что человек получит помощь извне и разоблачит обман.

Важной частью преступной схемы является момент, когда обманутый человек идет в банк, чтобы снять деньги. Чаще всего речь идет о крупном номинале, получить его без подтверждения собственной личности у клиента финансово-кредитной организации едва ли получится. Злоумышленники не напрасно опасаются, что профессиональные сотрудники банка смогут помочь человеку и отговорят его снимать средства. Именно в этих целях во время всех манипуляций с банкоматом аферисты просят не контактировать с сотрудниками банков и не говорить им истинную причину снятия финансов с карты.

Преступники также подчеркивают, что снятые человеком средства ему не принадлежат, и их непременно надо перевести на новый счет, так как уйти с ними домой никто не позволит. Еще «полицейские» «давят» на психику людей, активно «пересыпая» свой монолог банковскими терминами, цитатами законов и другой специфической информацией. Ведь их задача заключается в том, чтобы максимально «зомбировать» граждан, не давая им времени на размышление.

Злоумышленники утверждают, что возникшая проблема может решиться по телефону. Поэтому они хотят убедить обманутых россиян в том, что им не нужно приходить в отделение полиции или в иное ведомство, сотрудниками которого неизвестные представились. Ведь настоящие правоохранители вызывают свидетелей в отделение с помощью повестки, а не пытаются «загружать» их информацией по телефону.

Чтобы реально знать, кто вам звонит, эксперты рекомендуют гражданам пользоваться любым определителем номеров. Если номер телефона начинается с кода какого-либо дальнего российского региона, а тем паче другого государства, то вероятность того, что на связи мошенник, близка к стопроцентной.

Также надо помнить: обманщики готовятся к звонкам доверчивым гражданам довольно тщательно потому, что убедить последних, благодаря активной профилактической работе реальных правоохранителей и сотрудников банков, становится все сложнее. При этом прохиндеи вполне могут называться именами реально существующих сотрудников силовых структур и даже предлагают проверить эту информацию на официальных сайтах отделений полиции. Если гражданин высказывает сомнения в словах «полицейских», те в качестве последнего козыря предлагают ему проверить номер отделения силовой структуры на официальном сайте, а потом быстро перезванивают с него. Для этого преступники пользуются таким «ноу-хау», как подмена номера.

Единственный способ уберечь себя от обмана, когда звонящие по телефону неизвестные представляются сотрудниками силовых структур, немедленно прервать разговор и самим перезвонить на официальный номер отделения. Причем узнать его надо самостоятельно, не прислушиваясь ни к каким рекомендациям и советам. Именно таким образом человек гарантированно свяжется с настоящими сотрудниками полиции, а не с мошенниками.

 

Имитируя видеохостинг

В заключение о принципиально новой схеме аферистов. Теперь они рассылают письма, которые маскируют под уведомления от видеохостинга о якобы оставленном комментарии к ролику, связанному с «новым проектом от известного финансового бренда» по мгновенному заработку.

Пользователи могут не заподозрить подвоха и ради любопытства перейти по ссылке из письма, ведущей на мошеннический сайт. Там потенциальным жертвам предлагают пройти опрос для определения их финансового положения, а также поделиться своими личными данными, заполнив специальную форму. Если пользователь сделает это, с ним свяжется «персональный менеджер», который поможет открыть счет и начать «зарабатывать». Однако на деле все деньги, которые будут вложены в этот сомнительный проект, сразу же окажутся в руках злоумышленников.

Для того чтобы не попасться на уловки мошенников, самым правильным советом будет не откликаться на объявления, связанные с быстрым и легким заработком, а также не переходить по подозрительным ссылкам и не оставлять информацию о себе на тех ресурсах, в которых вы не уверены. Не стоит забывать, что злоумышленники могут использовать разные легенды и векторы атак. Знать обо всех новых схемах, в том числе связанных с видеохостингами, невозможно, поэтому гражданам настоятельно рекомендуют соблюдать основные правила цифровой безопасности.

Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.

Фото автора

Читайте также

Волшебник Изумрудного города: иногда все не то, чем кажется

Яркой премьерой закрыл свой очередной творческий сезон краевой театр кукол

15 июля

Заболевания малышей выявляют еще в роддоме

Это происходит благодаря внедренному в Ставропольском краевом клиническом перинатальном центре современному расширенному неонатальному скринингу новорожденных детей.

15 июля

Кондиционеры в квартирах – как правильно устанавливать?

Отвечая на вопросы граждан, специалисты управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции объясняют, почему для того, чтобы установить кондиционер, собственнику жилого помещения нужно заручиться положительным решением общего собрания в многоквартирном доме.

15 июля