Вчера в Ставропольском музее изобразительных искусств официально открыли персональную выставку художника Владимира Грибачева. Подготовленная к 75-летию мастера, она весьма удачно вписалась в программу Дня города и края
Владимир Яковлевич и в графике, и в живописи передает свою любовь к родному Ставрополью и его столице. День сегодняшний и давно прошедший находят отражение в работах мастера самым необычным образом. Более 40 из них теперь находятся в фондах Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.
Незадолго до открытия выставки проекта «Учитель и ученики. Мой Ставрополь» мы встретились с Почетным деятелем искусств СК Владимиром Грибачевым в окружении его произведений.
Так сошлись звёзды
Родился и вырос будущий художник в селе Стародубском, что находится в Буденновском округе. Казалось бы, по банальной логике сельский парнишка, окончивший десятилетку, должен был поехать поступать в сельхозинститут. Но нет, Владимир отправился в Орджоникидзе (ныне - Владикавказ) с намерением учиться на художественно-графическом факультете педучилища. Дело было в далеком 1966 году, до открытия Ставропольского художественного училища оставалось еще три года, а рисовать очень хотелось. Он усердно готовился к поступлению, но за плечами была только общеобразовательная школа. Учитель Александр Николаевич Кудренко заметил искру божью в работах ученика, направил его деятельность в нужное русло и помог подготовиться к поступлению. В результате Володя Грибачев получил на экзамене пятерку по рисунку. Экзаменаторы учли, что паренек прежде никогда не занимался живописью. Повезло и на последнем экзамене, на котором надо было показать свои знания по русскому языку, литературе и прочитать наизусть стихо-творение. Володя слегка растерялся в теоретической части, что-то перепутал, но отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием» прочитал хорошо. Неизвестно, какую оценку в итоге поставили бы ему экзаменаторы, но в аудиторию зашел завуч училища Арсений Казбекович Дзабаев, который услышал, как читает стихи абитуриент, и попросил его начать сначала. Володя вдохновился вниманием уважаемого человека и с особым чувством прочитал отрывок еще раз. Когда он закончил, пожилой завуч снял очки, вытер глаза и сказал: «Поверьте, если бы вы читали со сцены, то многие в зале плакали бы». И добавил, обращаясь к экзаменаторам: «Ставьте ему пятерку».
Владимира Грибачева приняли сразу на второй курс. Должно быть, звёзды так сошлись, чтобы талантливый парнишка получил профессиональное образование и впоследствии стал не только хорошим художником, но и классным преподавателем.
Не всё давалось легко. То, что в общеобразовательной школе поощрялось пятерками, в училище у педагогов не вызывало восторга. На втором курсе Владимир получил двойку по рисунку. Преподаватели, переживая за своего студента, советовали ему больше заниматься. Проблема была еще и в том, что до училища Володя Грибачев никогда не использовал мольберт, рука уставала и не хотела слушаться. Он стал делать до ста набросков в день. В результате - за семестр догнал однокурсников и потом даже выбился в лидеры.
По распределению выпускника направили поближе к родным местам — в село Покойное. Два года он отработал учителем рисования и черчения в общеобразовательной школе. Там встретил свою будущую супругу. Учитель русского языка и литературы Лариса Михайловна «по совместительству» стала музой художника. После свадьбы они переехали в Буденновск. Обучая других, Владимир Яковлевич не переставал учиться сам. В 1984 году он окончил факультет художественной и технической графики Кубанского государственного университета.
Спустя годы с подачи однокурсника Игоря Девишева появилась идея переехать в Ставрополь. В 1994 году Грибачевы перебрались в краевой центр. Владимир Яковлевич, уже хорошо известный в творческих кругах, продолжил деятельность в местном Союзе художников, а через пять лет возглавил Художественный фонд Ставрополья.
Путешествие в историю с мольбертом
Особое вдохновение Владимир Яковлевич находит в истории родного края. Он со школьных лет интересовался прошлым своего села Стародубского, о котором в 1853 году в Российской империи стало широко известно после громкого крестьянского бунта. Село тогда называлось по-другому - Маслов Кут. А Стародубским стало немного позже, когда после подавления восстания сюда массово переселились выходцы из одноименного уезда Черниговской губернии.
Владимир Яковлевич никогда не терял связи с малой родиной. Не забывает родное село и сейчас, где его все знают и гордятся известным художником. На сайте стародубской школы №7 Владимир Грибачев в почетном списке выпускников. А сравнительно недавно он сделал землякам бесценный подарок — передал им коллекцию своих полотен. Среди них серия «Песнь молодого вина», пронизанная особыми эмоциями. Для местных жителей виноград не просто сельхозкультура, а виноградарство - это и философия, и образ жизни. Аромат муската Владимира Грибачева возвращает в беззаботное прошлое, когда не было ничего слаще сока спелых янтарных ягод.
Долгие годы художника связывала дружба с известным ставропольским краеведом Германом Алексеевичем Беликовым. Многие публикации исследователя и популяризатора ставропольской истории, его книги иллюстрированы графикой Владимира Грибачева. Так, к примеру, мастер создал целую галерею портретов ставропольских губернаторов, бывших на посту в XIX – начале XX века. Портретные изображения многих из них не сохранились, поэтому художнику приходилось создавать их по сохранившимся описаниям.
Портрет Германа Беликова тоже есть на выставке. Мастер не только передал внешнее сходство, но и уловил характерную позу, поворот головы Германа Алексеевича, его взгляд. Владимир Грибачев очень внимателен к деталям. Неслучайно же он написал перстень на безымянном пальце правой руки краеведа. Это не просто украшение, с ним связана семейная легенда рода Беликовых. Как рассказывал сам Герман Алексеевич, перстень с фамильным гербом его мама хранила подальше от посторонних глаз. А перед смертью отдала сыну. С тех пор Герман Алексеевич с ним не расставался, считал его своим талисманом.
Знаменитый краевед увлек Владимира Яковлевича историей Ставрополя и, должно быть, вдохновил на создание замечательного цикла работ «Ставрополь губернский». На них наш город изображен таким, каким он был в начале XX века. Дома, которых уже нет, стоят на своих местах, создавая гармонию архитектурного ансамбля. Когда Владимир Грибачев писал свои «исторические» работы, он погружался в специальную литературу, помимо Германа Беликова его консультировал и другой знаток ставропольской старины - Алексей Кругов. Художник выступил также в качестве популяризатора ставропольской истории. Он дополнил изображения объектов изящными подписями, подобно тому как оформляли свои гравюры старые мастера.
Центральную стену большого зала в музее занял триптих «Ветер перемен» (он принадлежит арт-центру «Горицвет» и для экспонирования на юбилейной выставке был предоставлен собственником). Возле этого произведения есть смысл задержаться и детально рассмотреть его. Полотно создано в жанре художественно-исторического фэнтези: в корзинах воздушных шаров над Ставрополем парят знаменитые писатели, художники, политические деятели, чьи биографии связаны с нашим городом и краем. Образы имеют точное портретное сходство с реальными персонами, но на всякий случай Владимир Яковлевич сопроводил триптих аннотацией, из которой зритель может узнать каждого пассажира воздушных шаров. Внимательный зритель заметит, что полотно, представленное на нынешней выставке, отличается от своего первоначального варианта, «премьера» которого состоялась в 2009 году. Автор дописал некоторых персонажей. К группе губернаторов таким образом присоединился Валерий Зеренков, к краеведам – Вениамин Госданкер, больше стало местных художников, мастер напомнил и о ставропольских газетах, выходивших в XIX - XX веках…
Свой взгляд у Владимира Грибачева и на современный город. Он создал серию работ «СОС. Служба обеспечения Ставрополя». Изображенные на них известные городские памятники – не главное. Художник захотел показать специалистов по благоустройству и озеленению, рабочих в спецодежде, тех, кто незаметно занимаются своим делом на общее благо. Городские пейзажи созданы с доброй улыбкой и большим уважением к людям, которые делают жизнь горожан комфортнее, а Ставрополь более ухоженным и красивым.
Учитель, ученики и искусственный интеллект
Юбилейная персональная выставка проекта «Учитель и ученики. Мой Ставрополь» объединила грани творческой и педагогической деятельности художника. С 2009 года Владимир Яковлевич преподавал в Ставропольском художественном училище, вел дисциплины «рисунок» и «живопись», заведовал отделением графического дизайна. В экспозиции можно увидеть, чему студенты научились у мастера.
Самой значительной Владимир Грибачев считает работу с группой, которая окончила училище в прошлом году. Студенты второго курса вытягивали билеты, получали техническое задание. Он должны были выполнить графические изображения квартала в районе Нижнего рынка: «Пассаж», улиц Голенева и Шаумяна, торговые ряды, здание первой городской аптеки Пейсаховича, Калужское подворье... В творческое поле зрения студентов попали здания, построенные в конце XIX – начале XX века, те, что создают неповторимый облик старого Ставрополя. В коллективной работе, составленной из фрагментов, принадлежащих разным авторам, можно заметить единую стилистику в отображении провинциального архитектурного стиля, характерного для южных российских городов.
А когда в мире свирепствовал коронавирус, не было возможности заниматься гравюрой в училище, студенты всё равно не сидели без дела. Преподаватель создал с ними цикл работ в технике «сухая игла».
В прошлом году Владимир Яковлевич решил завершить преподавательскую деятельность. Говорит, надо уходить вовремя. Однако наверняка он продолжит проводить мастер-классы и делиться опытом с молодыми художниками и графиками…
«Под занавес» встречи разговор зашел о модных сегодня нейросетях. К сожалению или к счастью, информационные технологии вмешиваются практически во все сферы жизни. Не обошли они и художников. Спрашиваю Владимира Яковлевича, что он думает об использовании в творчестве искусственного интеллекта.
- Пока роботы еще не научились делать то, что умеют художники, изобразительное искусство останется. Компьютерная графика, по крайней мере, завоевала право на существование, но она все равно требует знания композиции, умения владеть специальными программами. Естественно, со временем появятся новые технические приемы. Другое дело, что художникам на сегодняшний день труднее выживать в этом пространстве. Я верю, что живое искусство останется, и нейросети, как бы они ни изощрялись, не смогут заменить то, во что вложена душа.
И здесь не поспоришь: без искры божьей настоящее искусство невозможно.
Фото автора