Уникальный школьный музей открылся в лицее № 8 краевой столицы - музей кукол. Здесь на стеллажах и полках собрались дамы высшего света и деревенские простушки, мягкие ватные девочки и изящные фарфоровые статуэтки, пластмассовые куклы советских времен и деревянные дореволюционные человечки. Музей открылся к юбилею лицея имени Н.Г. Голодникова: в этом году учебное заведение отпраздновало 85-летие со дня своего основания.
Честно признаюсь, когда заходишь в кабинет, который теперь выполняет в школе роль музея, вместе с экскурсией, коллекция, конечно, производит сильное впечатление именно своим разнообразием и историей. Если же заглянуть сюда как бы случайно, без свидетелей, то кажется, что куклы замерли буквально за мгновение до этого, а чуть раньше они жили своей жизнью: вот эти дамы чинно вели беседу о погоде, другие хвастались своими нарядами, там укладывали спать малыша на игрушечную кроватку, а на другой полке строгий доктор спрашивал, что у пациента болит. А если потихоньку закрыть дверь, то все они вернутся к своим занятиям…
История игрушки – история человечества
Создатель школьного музея кукол – преподаватель технологии Рита Савинова. Ей приносили игрушки в самом разном состоянии, она их реставрировала, стирала и перешивала одежду, выясняла место производства изделия.
Как отметила директор лицея Светлана Карпенко, идея создания такого музея ей сразу понравилась, для него отремонтировали кабинет, он весь в светлых тонах, чтобы не отвлекать внимание от экспонатов. Важно, что каждая кукла здесь – из семьи учеников школы. И теперь предстоит большая работа – рассказать о людях, которые передали свою игрушку в дар.
Рита Ивановна увлекается историей игрушки давно. Вся история человечества – это история куклы, считает она. Вообще первые куклы появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте, и вначале это были просто небольшие чурбачки, которые укладывали в захоронение, чтобы умершим было не скучно на том свете и чтобы у них была компания для разговора и общения. Затем кукол начали использовать жрецы в своих обрядах, а постепенно игрушка перекочевала в народный театр в Древней Греции и Древнем Риме.
В средние века кукол стали запрещать – такое изображение человека считалось греховным и богопротивным. Но затем в середине XVII века появилась кукла Пандора. Такие куклы-манекены были предназначены для демонстрации моделей одежды. Ростом от 40 до 70 см, они имели анатомию взрослой женщины и путешествовали по всей Европе и даже по Америке с целым сундуком нарядов. Чего только не было в гардеробе Пандоры: платья, шляпки, сумочки, перчатки. Так веяния парижской моды попадали в самые дальние уголки мира. Иногда даже воюющие государства объявляли временное перемирие, чтобы светские дамы той или иной страны могли получить эти модные игрушки.
Но мода быстротечна - и устаревших кукол стали отдавать девочкам. Хотя по-прежнему такая игрушка оставалась роскошью.
От оберегов до воспитателей
В России своя история игрушки. У нас куклы изначально были во всех семьях. Первых куколок делали из золы, которую смешивали с водой и лепили шарик – голову, к ней приделывали юбку и называли просто «бабой». Позже в каждой семье могло быть уже несколько разных кукол.
Поскольку от зари до зари трудились все члены семьи и оставить малышей было не с кем, для них делали куколок на пальчик. Такую игрушку надевали ребенку на палец – и вот он уже не один, у него есть компания, в которой не страшно и не скучно. Стали делать куклы-обереги – крупенички, зерновушки, неразлучники. На каждый случай в русской семье была своя обережная кукла.
Реформу в области игрушек провел Петр I. Мы привыкли к тому, что Петр Великий – это про строительство Санкт-Петербурга и корабли. Но не только. Человек он был весьма разносторонний, именно Петр I привез из Голландии мастеров, которые научили наших монахинь делать кукол. Ручки и ножки собирали из папье-маше, а головки специально отливались на фабрике Бенуа в Санкт-Петербурге. А полностью фарфоровых куколок производил Императорский завод. К сожалению, в 1930-х годах по особому приказу все складские запасы завода были уничтожены… Выпускал кукол и промышленник Мамонтов, именно он придумал делать игрушки в традиционных костюмах разных губерний.
Кукла того времени была очень дорогой, одежду для нее шили из лучших материалов, обувь делали из натуральной кожи. Даже царским дочерям кукол выдавали ненадолго поиграть, после чего забирали.
Очень интересна история ватной игрушки: она появилась как рождественское украшение на елку. Стеклянные игрушки могли себе позволить не все семьи, поэтому они шили ватных куколок, а лица для них печатались в специальных журналах. Картинку вырезали и приклеивали к готовой куколке, а затем ею украшали елку. Кстати, сегодня ватная игрушка переживает очередной пик популярности.
После революции молодой советской республике понадобились деньги, и одним из способов их получения стала продажа за границу игрушек. Специально на экспорт начали делать артельных кукол. Часто они создавались парами – Ванька и Манька, Гришка и Акулина. Такие экземпляры в различных народных нарядах с большим успехом продавались на международных выставках за валюту. А вот в своей стране их купить было невозможно, не сохранилось даже каталогов. Поэтому в Россию такие игрушки стали возвращать только в последнее время самые увлеченные коллекционеры.
По сути, вся дальнейшая игрушечная промышленность выросла из артелей. Со временем советское правительство поняло, что кукла все-таки нужна и для внутреннего рынка, но подход к ее созданию стал кардинально другим. Активно начала развиваться педагогическая наука, и кукла уже создавалась как элемент воспитательной работы. Кукла должна была призывать ребенка к созиданию, учить создавать семью, заботиться о близких.
Одна из крупнейших фабрик игрушек не только в России, но и в Европе того времени – Донецкая. Ее основали после того, как Юрий Гагарин во время своей поездки в Японию купил кукол дочерям. В тот же день на пресс-конференции у него спросили: «Неужели в Советском Союзе дети не могут иметь хорошие игрушки?»
После этого в Донецке за короткое время вырос целый город по производству игрушек, в котором работали 5 тысяч человек. И на конец 80-х годов прошлого века в стране производилось около 10 тысяч наименований игрушек.
Позже появились Барби, которые несли уже не педагогический посыл, а исключительно коммерческий. Современная игрушка становится все более технологичной, она должна уметь двигаться, разговаривать, иначе становится скучной деталью. Если только это не деталь интерьера: таких кукол можно встретить в самых разных местах, вплоть до ресторанов.
Музей – не место для тишины
В школьном музее собраны очень интересные экземпляры. К примеру, изумительная по красоте коллекция кукол в национальных костюмах из Дагестана, созданная руками бабушки одного из учеников. Или куколка-игольница – реплика модного аксессуара для занятий рукоделием, который входил в арсенал светских дам. Первое упоминание о таких игольницах датируется 1747 годом, эта игрушка одновременно выполняла прикладную роль и украшала интерьер.
По 50 лет исполнилось куклам Тане и Кире – горьковской фабрики «Мир» и вятской фабрики, которая так и называлась «Вятка» (ныне «Весна»). Это, кстати, одно из немногих производств, которое пережило все перипетии «смутных» времен.
К сожалению, точное время и место производства многих советских игрушек установить довольно сложно. До революции куклам на затылок ставили клеймо, в СССР же этот пережиток прошлого посчитали лишним, так как игрушки разрабатывались целыми институтами и одну и ту же продукцию могли выпускать разные фабрики.
Есть в школьной коллекции ватные игрушки, Тильды, куклы Тони Финнангер – с глазками и румянцем, но без ротика, так что каждый может придать ей то выражение лица, которое захочет. Уникальный экспонат коллекции – кукла 1910 года. Она сохранилась полностью в натуральном виде: проволочный каркас, деревянные ножки, фарфоровое лицо, даже одежда того времени, ничего не менялось.
- Я очень рада, что получилось создать такой музей, - делится Рита Савинова. - Здесь еще есть над чем работать. Когда начинаешь искать информацию о кукле, находишь массу интересных сведений о стране, об истории, о традициях…
Конечно, этот кабинет не станет безлюдным музейным уголком. Здесь будут проводить экскурсии, мастер-классы. А еще, рассказала по секрету директор школы Светлана Карпенко, есть задумка сделать лицейскую Пандору. Девочки на уроках труда под руководством Риты Ивановны смогут шить для нее одежду, и каждый год эта кукла будет представлять лицей в новом наряде.
Кстати, если у вас сохранились интересные экземпляры кукол, приносите в лицей, им будут очень рады.
Фото автора