Молитвы за мир звучат в обители | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Настоятельница игуменья Иоанна, стоявшая у истоков возрождения женского монастыря в Ставрополе
Фото Ольги БОГАТЕЕВОЙ
Молитвы за мир звучат в обители

Молитвы за мир звучат в обители

29 ноября
16:25

Исполнилось 175 лет со дня основания и 20 лет с момента возрождения Иоанно-Мариинского монастыря в Ставрополе

 

В прошлом году наша газета выпустила серию статей об истории православных церквей и соборов Ставрополя. Но мало кто из горожан знает, что на окраине леса в Октябрьском районе есть намоленное место, где больше века назад возвышались одновременно три христианских храма.

Официальный источник гласит, что 24 декабря 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II благословили открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в нашем городе. Монахини получили в пользование часть одного из оставшихся исторических корпусов. О прошлом, преданиях и сегодняшней жизни монастыря «Вечерке» рассказала игуменья Иоанна.

В этом монастырском здании пока еще расположены палаты психбольницы

В 1849 году обитель была открыта первым кавказским епископом Иеремией. Родителей его звали Иоанн и Мария. Свои награды, панагии (богато украшенный образ Богоматери. – Авт.) он закладывал, а деньги отдавал на строительство монастыря. Владыка был первым жертвователем обители. Сюда начали поступать целыми семьями – тёти и племянницы, бабушка и двое внучек. В период Кавказских войн оставалось много сирот. Приходили неграмотные девушки, они не умели писать, но больше всего было казачек.

 

Мастерицы на все руки

Они поступали в монастырь в юном возрасте и учились многим ремёслам, например была здесь ковёрная. Настоятельница поведала, как жители Пелагиады заказали ковёр, чтобы выдать свою дочь замуж. «Внучка этих людей передала реликвию нам, и мы храним его, сотканный еще до революции руками монахинь. Первый епископ вскоре был переведен в другую епархию. При святителе Игнатии (Брянчанинове) монастырь разрастался и становился всё больше. Здесь долго трудилась игуменья Серафима. Проживающие выстраивали кельи. Они возвели Иоанно-Предтеченский храм. Храм Покрова Божьей Матери заложили с учетом отопления, так как зимы тогда в городе были холодные. К сожалению, он не сохранился, только место обозначено. Мы проверили, что там действительно есть фундамент. Потом монахини участвовали в строительстве большого храма мученицы Серафимы девы в честь святой покровительницы их настоятельницы. При нем была большая трапезная для немалого количества сестёр и священников. Здание сохранилось. Все три церкви выстроены были на одной линии. Постройки обнесли каменной оградой, над входом в храм Иоанна Предтечи находилась колокольня. Городская Дума отводила земли монастырю для хозяйственной деятельности, ведь монахини сами себя обеспечивали. У них был скот, покосом и огородничеством занимались, в Члинском лесу сделали пруды для рыб. На переходе из одного в другой поставили мельницу: установили лопасти, жернова перемалывали зерно. В Члинском лесу были чистые дорожки, стояли лавочки. Кельи и другие помещения отапливались небольшими печками, и женщины собирали хворост, поднимали каждую палочку».

Летом в обители пахло душицей и мятой. На Преображение Господне в августе святили виноград, и яблочки моченые были вкусные. Разводили красивых птиц – цесарок. Было развито искусство рукоделия, монахини и подзоры белые на кровати вышивали, и на подушки накидки, занавески на окна и рушники.

«Воспоминания остались очень светлые, добрые, – говорит настоятельница. – Были молитвенницы, которые молились за весь мир. Я очень долго думала: кто из них находился в затворе? Старицы сами себя закрывали в каменные мешки и молились, плакали, очень мало ели. Мне попался старый «Синодик» с надписью «затворница Меланья». Услышала такое предание. Она никогда не выходила, молилась. Послушница по благословению приносила ей святой водички, просфору. Так было на протяжении двух лет. Однажды послушница приходит, а дверь в затвор приоткрыта. Она в испуге - такого раньше не было. Женщина позвала старших сестёр, и они увидели, что молитвенница лежит, руки на груди сложила, лицо у нее было светлое, а вокруг исходило нежное тонкое благоухание. Монахини со слезами, пением стали доставать подвижницу из каменного мешка. Она была худенькая, лёгкая. Когда при жизни у нее спрашивали: «Что же ты там сидишь всё время, вышла, хоть бы наставление нам сказала», она отвечала: «Когда закончу путь, тогда вам помогу». Её вынули из затвора, и даже болящие, кто стоял рядом, исцелились. Затем Меланью похоронили».

Всего при раскопках храма Иоанна Предтечи нашли 13 захоронений. Точно известно, что здесь упокоен протоиерей Василий Розалиев, в консистории епархии он был ученый батюшка, служил настоятелем Троицкого собора, который снесли в 1930-е годы (на этом месте стоит гостиница «Интурист»). Также там лежат первая игуменья Серафима, ее последовательницы Феофила, Архелая – все в ряд от алтаря в южную сторону.

В Первую мировую войну, в 1914 году, здесь организовали отряд сестер милосердия из 30 послушниц, научили монахинь ухаживать за ранеными. За их самоотверженность губернатор поблагодарил матушку.

Во время Гражданской войны, бывало, что на территорию монастыря заходили то белые, то красные. Сёстры их прятали, чтобы они друг друга не убили. Сколько всего пережито в этих стенах и перевидано! Когда пришло время богоборчества, смена идеологий, в 1921 году, по воспоминаниям очевидцев, в монастырь пришли мужчины в кожаных куртках с винтовками, они кричали: «Освободите быстро всю территорию!». Разрешали унести только то, что можно было взять в руки. Многие не знали, куда идти. Кого-то люди приютили рядом на улице, кто к родственникам пошел. Много было пролито слёз, говорит настоятельница.

 

Утешил сам  святой

Одна женщина тогда заплакала со словами: «Куда я пойду? У меня у брата 10 человек». Ночью ей приснился старец, она поняла, что это Серафим Саровский. Он сказал: «Тебя племянница доходит, не плачь». Монахиня немного побыла у брата, а потом ее нашла родственница и забрала к себе. Хорошо ухаживала, а пришло время - похоронила. Когда уже самой племяннице, живущей на улице Серова, было лет 90, она рассказала в монастыре о своей тете.

Кстати, недалеко от монастыря есть источник Серафима Саровского. Одна женщина приезжала из Москвы и рассказывала, что, когда её мама была маленькой, в монастырь ее привез отец, потому что в 1920-е годы было голодно. Он просил пристроить девочку, чтобы семья могла как-то выжить. Дочь его прожила здесь около пяти лет и настолько привязалась к сестрам, что, когда отец приехал ее забирать, она заплакала и не могла оторваться от юбок матушек. Много лет спустя ее дочь рассказывала, что мама потом всю жизнь вспоминала ставропольский монастырь как самое светлое время.

Года три назад обитель посетила жительница Краснодара, она сказала: «Как я обрадовалась, что вас разыскала, всех хотела увидеть. Здесь выросла и воспитывалась моя мама». Женщины умели и вышивать, и ткать, за огородом правильно ухаживать, делали искусно засолки, трудились и выходили из обители разносторонними личностями. Естественно, все девочки воспитывались в покаянии, смирении, были труженицами. А когда монастырь разорили, многие вышли замуж.

 

История личной фотографии

Навестила я как-то двоюродную сестру на улице Лесной. С рождения до 18 лет её звали Елена Вечерка (фамилия по папе). Проходя мимо монастыря, она сказала: «А ты знаешь, Оля, здесь была послушницей наша прабабушка Дуня, у меня фотография сохранилась». К сожалению, о прабабушке по линии отца я ничего не знала до того судьбоносного дня. А вот с бабушкой Леной (в ее честь назвали сестру) жила в переулке Можайском в одном доме почти восемь лет.

Фотография из семейного архива

Родилась она в 1917 году. До нее было пять старших сестер, и двух из них звали одинаково - Мария. В детстве мне говорили: «Мама бабушки была верующей и называла детей в честь святого покровителя». Сестра, которая на 11 лет меня старше, успела из родословной узнать больше. Наши предки жили на улицах в окрестностях монастыря, прабабушка всегда ходила помогать туда и молиться. Возможно, она и в юности была послушницей, а когда обитель закрыли, ее кто-то приютил. На черно-белой фотокарточке есть подпись чернилами: «В День Святой Троицы у источника Есауленко Евдокия Даниловна». Ниже – «Дуня». А ведь матушка Иоанна начала рассказ как раз с того, что среди первых монастырских насельниц было много казачек, крепких верой людей. Фамилию Есауленко, указывающую на казачий род, оставила себе в замужестве и бабушка. А вот ее дочь и внучка получили от своего мужа и отца фамилию Вечерка, о них меня просили написать еще в 2002 году, всё-таки «тёзки» нашей газеты. Такой интересный факт. В монастыре мне сказали: «Хорошая старинная фотография. Лестница, арка, окна старого здания. Источник на территории монастыря». А вдруг кто-то из других женщин на снимке (моя прабабушка – крайняя слева) рассказал потомкам историю фото?

 

На месте алтаря устроили клозет

Уже давно свою территорию монастырь делит со Ставропольской краевой психиатрической больницей. Еще владыка Гедеон в конце 90-х годов ХХ века писал властям о том, что на месте теперешней лечебницы для душевнобольных был храм, и надо его освободить. Как в насмешку над верующими туалет медучреждения обустроили непосредственно в алтарной части бывшего храма, чего нельзя было делать, ведь это святыня для христиан. Многие жители района приходят сейчас молиться в маленькую домовую церковь при монастыре и мечтают о восстановлении храма.

Когда сменивший Гедеона после его смерти митрополит Феофан (Ашурков) поехал в Загорск в Троице-Сергиеву лавру, он подошел к отцу Науму и сказал: «Батюшка, у тебя очень много монахинь, присылайте их в Ставрополь, чтобы мы открыли монастырь». Так, в 2004 году из Московской области к нам перебралась матушка Иоанна. Ей сразу понравился наш очень зеленый город. Родилась она в 1955 году в селе под Тюменью, все ее братья тоже пошли по духовной линии и сейчас священники, а она постриглась в монахини.

Вход в Иоанно-Мариинский женский монастырь со стороны улицы Октябрьской

Настоятельница вспоминает: «Когда мы приехали, всё находилось в запустении. Возрождать обитель было очень сложно. Вот уже больше 20 лет трудимся, нам бы храм вернуть Серафимы девы. Здание сохранилось. В нижнем этаже была кухня больницы, но она съехала. На втором этаже остались палаты. Крышу нужно капитально ремонтировать, мы бы и купол вернули, и историческое название улице. Все мы пойдем к Богу и потом очень пожалеем, что мало добрых дел сделали. Вернуть церковь – большое доброе дело. Это ведь родная земля, здесь жили, молились, трудились наши предки. Как они будут на небе радоваться, если сделать всё красиво!».

Ходить на службы в просторный храм мечтают и прихожане, ведь в комнатке, где они сейчас молятся, очень тесно и душно. «Особенно когда люди приходят со своими скорбями. Многие молятся за родных в зоне спецоперации, свечки ставят, чтобы Господь помог. Вера поддерживает их духовно», – пояснила настоятельница. Монастырь собирал несколько раз помощь для СВО, передавали вещи, варенье, продукты, деньги. Собранные средства переводили бойцам, на закупку костылей для пациентов в военных госпиталях.

Монахини и прихожане мечтают, помимо домовой церкви, возродить храмы на территории обители

Кстати, при закрытии обители в 1921 году в ней жили 700 (!) человек. Вокруг монастыря селились люди, которые здесь трудились. Он был, как бы сейчас сказали, градообразующим. Кто-то на ферме работал, кто-то на пастбище. Нынешняя улица Октябрьская до революции называлась 1-й Монастырской. Всего в этом районе было пять Монастырских улиц.

Сейчас в обители находятся всего 20 женщин, три священника, дьякон, двое рабочих. Самая возрастная монахиня - Ираида, ей больше 90 лет. Самой юной послушнице сейчас 18, в монастыре скромная девушка проживает три года, получает профессию фельдшера.

 

Не в застольях счастье

Встреча наша прошла в канун Рождественского поста. Пищу здесь уже ели поскуднее без скоромного и масляного. «Это разгрузка организму, – сказала игуменья. – По уставу богослужения становятся более содержательными. А на Новый год запрещается даже рыба. Да, новое летоисчисление, но последняя неделя поста самая строгая. Отслужим благодарственный молебен о том, чтобы следующий год благополучно прожить. Мы ведь тоже участники этого жизненного времени». В монастыре есть своя традиция – к Рождеству выпекать агнцев, ведь Иисус Христос родился в хлеву. Фигурки ягнят посыпают сахарной пудрой, бантики на шейку привязывают. Получается красивая сдобная выпечка. После ночной службы 7 января матушки тоже накроют вкусный праздничный стол. Приходят встречать в монастырь Рождество и пожилые жительницы близлежащих улиц Ставрополя.

«Без богослужения это не праздник, теряется жизненный смысл. Идет приготовление к нему, в пост волю держишь в кулаке, сам себя воспитываешь, это очень полезно. И потом – ни в еде ведь счастье, – поделилась настоятельница, – а в том, когда правильное общение с людьми, мир вокруг тебя. Батюшки у нас тоже произносят молитву о том, чтобы прекратились все войны на Земле».

Фото автора

Читайте также

Прямая линия главы региона: от дорог до Деда Мороза

Прямые линии губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова стали уже привычным форматом общения с жителями региона. Люди знают, что в случае, когда проблема не решается, чиновники обещают сделать все, но потом, есть возможность напрямую обратиться к главе региона. И каждый вопрос будет взят на контроль

29 ноября

Ключевая точка исторической памяти

25-26 ноября на площадках Главного штаба Государственного Эрмитажа и Мариинского дворца Санкт-Петербурга проходил Пятый Международный научно-практический форум «Без срока давности. Ключевая точка исторической памяти».

29 ноября

«Анора» - драматическая комедия с постсоветскими деталями

В нашей ежемесячной кинорубрике на этот раз появляется одна из главных картин 2024 года. «Анора» (18+) - победитель последнего Каннского кинофестиваля.

29 ноября

Обязаны ли мы болеть?

В мире существует одна парадоксальная тайна – являются ли болезни некой обязательной составляющей человеческой жизни. При этом большинство из нас полагают, что с возрастом невозможно избежать заболеваний.

29 ноября