Капитан-лейтенант запаса Максим Васильевич Железняк, проживающий сейчас в Ставрополе, в свободное время посещает встречи участников объединения «Морское братство», которые проходят в музее «Морской библиотеки», гордо носящей имя первого моряка-подводника Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Бурмистрова.
Максим Железняк согласился рассказать о своей службе, раскрыв некоторые интересные события биографии.
Отец Максима, Василий Васильевич Железняк, родом из казачьей станицы, поставленной Екатериной II для охраны рубежей Российской империи, передал своему сыну лучшие казачьи заповеди, среди которых — честь и доброе имя казака дороже жизни, держи слово, слово казака дорого.
Мама Максима, Татьяна Алексеевна, следовавшая за мужем по военным гарнизонам, в том числе в Центральной группе войск на территории бывшей социалистической Чехословакии, воспитывала в Максиме доброту к людям, любовь к наукам.
Характер человека формирует окружающая среда, благодаря которой вырабатывается понимание добра и зла. Максим первые свои выводы сделал, находясь в течение четырех лет вместе с родителями в военном гарнизоне на территории сейчас уже двух самостоятельных государств - Чехии и Словакии. Ему запомнились многочисленные исторические памятники и замки, но и тот холодящий ужас, испытанный после посещения бывшего концлагеря Терезиенштадт — грозное напоминание о нацистском режиме времён Второй мировой войны. Как поделился Максим, посещение Терезина разделило мир в его сознании на «до» и «после», на долгое время заполнив тяжёлой печалью детское сердце…
После возвращения семьи в Ставрополь, обучаясь в старших классах, Максим стал посещать Малую академию наук. В результате отборочного конкурса от Ставропольского края в 1994 году ещё с 11 школьниками был направлен на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ - «Юность, наука, культура», проводившийся в городе Обнинске. Там он стал лауреатом по физике, получил предложение на обучение в Обнинском институте атомной энергетики (ИАТЭ). По окончании института в 2002 году Максиму Железняку присвоили квалификацию «инженер-физик-теплоэнергетик» по специальности «атомные электрические станции и установки», а обучение на военной кафедре открывало для него профессиональную дорогу для службы на атомных подводных лодках.
Принятие судьбоносного решения
Полученная специальность повлияла на принятие Максимом судьбоносного решения - связать свою жизнь с флотом. В декабре 2002 года по предписанию военного комиссариата города Ставрополя он убыл к месту прохождения службы в посёлок Видяево Мурманской области, где начались его военные будни, наполненные чередой уникальных, зачастую связанных с непосредственным риском для жизни, но в то же время интересных событий.
Военно-морской флот, как и все Вооружённые силы России, только стал расправлять свои плечи после длительного разрушения и забвения. Поражение «духовной плесенью» постигло тогда не всех ответственных руководителей нашей страны. Многие из них стали оказывать посильную помощь Вооружённым силам, беря на себя бремя шефства над отдельными войсковыми частями, а иногда, как администрация Ставропольского края, над целыми соединениями. Военные, в благодарность за поддержку, начали давать имена своим войсковым частям и боевым машинам, предложенные шефами.
Понимая, что не все события военной службы могут быть разглашены, мы попросили Максима Железняка рассказать читателям об интересных моментах и особенностях его служебных обязанностей на флоте.
Служба морская
«После моего вступления в должность инженера группы дистанционного управления электромеханической боевой части началась подготовка атомной подводной лодки Б-414 «Даниил Московский» проекта 671РТМК для участия в испытаниях зенитно-ракетного комплекса морского базирования С-300Ф «Форт». Все военные моряки знают, что боевое дежурство в море - это хоть и напряжённые, но всё же спокойные дни службы в мирное время. А вот подготовка к получению допуска на боевое дежурство - это кромешный ад. В этот период на протяжении нескольких недель все члены экипажа находятся в стрессовом состоянии, изнуряя себя бесконечными тренировками по борьбе с затоплением, пожаром и тому подобными чрезвычайными ситуациями, борясь за живучесть лодки, стремясь достичь абсолютной слаженности и автоматизма действий всех членов экипажа. Сон на протяжении учебных недель за сутки составлял в общей сложности 4 часа, урывками по полчаса, а иногда и по 15 минут. В результате засыпали мгновенно при первой же возможности, а просыпались по первым сигналам тревоги. Полученная тренировочная закалка очень пригодилась при участии в испытаниях С-300Ф «Форт», когда экипажу пришлось на целый год оставить свои надежды на размеренную службу».
Максим принял участие ещё в одном уникальном мероприятии во время службы на Б-534 «Нижний Новгород», когда эта титановая атомная подводная лодка находилась на судоремонтном заводе. На плечи нашего героя и его сослуживцев по дивизиону легла задача осуществлять постоянный контроль в реакторном помещении для обеспечения защиты критического оборудования. Результатом этой уникальной операции стало возвращение в боевой состав Северного флота титанового исполина «Нижний Новгород», являющегося грозой морей и океанов.
Моряк сошёл на берег
В 2014 году во время межпоходовой подготовки в Обнинске в судьбе Максима произошла кардинальная смена курса, он встретил свою вторую истинную половинку. Забегая вперёд, можно сообщить, что в дружной семье Железняк подрастают, беря пример с родителей, дети — Алиса, Ермолай и Мирослава. В жизни Максима Васильевича четко обозначились земные горизонты, да и действие контракта с Министерством обороны Российской Федерации подходило к концу. Моряк вышел в запас, но полностью расставаться со своей профессией не спешил. Полученный опыт, а Максим Железняк был слушателем высших специальных офицерских классов ВМФ в Санкт-Петербурге, некоторое время проходил службу в 31-й Краснознамённой дивизии подводных лодок в городе Гаджиево, не позволил долго оставаться на суше. С декабря 2015 года он подписал контракт на работу в плавсоставе ФГУП «Атомфлот» на атомном лихтеровозе «Севморпуть» в должности инженера-оператора 1-й категории.
Арктика и не только...
Беседуя с Максимом Васильевичем, постоянно хотелось спросить у него: «А как же морская романтика? Что заставляет моряка снова и снова идти покорять морские просторы?».
«Мне удалось побывать на трёх океанах и, если можно так сказать, излазить всю Арктику. Пришлось участвовать во множестве мероприятий, которые позволили ускоренно возвести уникальные инфраструктурные объекты в Арктике, как гражданские, так и военные, надёжно закрывшие мирное небо от потенциальных атак наших бывших «партнёров». Романтика скорее в морском походе, когда географическая Арктика, благодаря участию в переходе единственного в мире атомного гражданского судна, сменилась на свой антипод. Судно должно было доставить нашим полярникам, находящимся в Антарктиде, уникальную станцию «Восток» взамен выработавшей свой ресурс и морально устаревшей одноимённой станции. Переход был сопряжён с трудностями, которые привели к утрате резерва времени, а неожиданное изменение ледовой обстановки - «двинулись айсберги» - не позволило добраться в район предполагаемой выгрузки ценного груза.
Можно пофантазировать, как выглядит «антарктическая романтика». Если бы судно зашло под разгрузку в бухту, то, вероятнее всего, оно было бы там заперто айсбергами, а это махины 300 на 100 метров. Антарктика ошибок не прощает, а само посещение бухты могло превратиться в длительную зимовку».
В финале нашей беседы осталось еще несколько вопросов к нашему собеседнику.
- Максим Васильевич, как вы стали заместителем главного инженера ПАО «Нептун», ведь в вашей биографии нет опыта работы на заводе?
- В июле 2023 года я прошёл собеседование у генерального директора ПАО «Нептун» Владимира Ильича Шевцова на предмет трудоустройства. Ключевым обоснованием для смены деятельности с моей стороны стала потребность быть чаще с семьёй, ведь не секрет, что вахтовый метод работы – это история для молодых или настоящих морских волков, которых «укачивает», как только они ступают с трапа на землю. Появился интерес к новому направлению реализации своих возможностей по освоению передовой техники и технологий, имея опыт по узкой и редкой специализации в области использования атомной энергии в нашем городе. К тому же всё-таки опыт взаимодействия с заводами у меня уже был. Несколько лет я сопровождал в ремонте разные проекты атомных подводных лодок. Это был уникальный опыт. Теперь моя работа, если можно так сказать, производится с другой стороны жизненного цикла ОИАЭ (объект использования атомной энергии), со стороны производства, а не эксплуатации, что, в свою очередь, формирует целостность картинки, а аттитюд (отношение) позволяет выполнять предписанную работу на максимальном уровне своих возможностей.
- Максим Васильевич, спустя год, как вы решили освоить новую профессию, изменилось ли ваше отношение к сделанному выбору?
- Нет, не изменилось. Заниматься решением вопросов по лицензированию, обеспечению соблюдения обязательных требований, выполнение которых позволяет не только выпускать сложную качественную продукцию, но и сохранять и приумножать наследие, которое передали нам наши предки – поколение победителей, для идущих за нами, а также заниматься техперевооружением завода – это очень интересно и полностью, без остатка, затягивает в процесс.
- Получив опыт в морской профессии, продолжив успешно трудиться на благо ПАО «Нептун», что бы вы хотели пожелать нашим молодым искателям романтики и будущим защитникам рубежей нашей Родины?
Максим Железняк по-военному чётко сформулировал советы молодым покорителям морей и океанов: «Не разменивать жизнь по мелочам, а следовать своей мечте. Постоянно расширять свой кругозор, познавая себя и окружающий мир. Учиться разделять информацию, поступающую из разных источников, взяв паузу на обдумывание».
А самое главное, о чём сказал Максим Васильевич: «Знайте, что россиянин — это звучит гордо!».
Григорий БАШКАТОВ, участник Великой Отечественной войны, член Союза журналистов РФ.
Елена ДЕМИДОВА, член Союза журналистов РФ