
Октябрь – месяц, когда осознаешь, что уже совсем скоро Новый год. А это значит, надо начинать подводить итоги прошедших месяцев. Текущий год особенный – год 80-летия Великой Победы. Поэтому мы решили пообщаться с директором музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. «Память» Александром Хусаиновым, посмотреть в прошлое культурного учреждения, оценить настоящие проекты и узнать планы на будущее.
История становления
– Александр Владимирович, музей «Память» уже давно вписан в культурно-историческую жизнь города, он рассказывает о великих событиях в жизни Ставрополя и страны целом. Каковы были этапы становления самого музея?
– В 70–80-х годах ХХ века, так сказать, фундамент нашего музея заложил учитель истории школы №20 Владимир Сербиненко, который руководил клубом «Память». Затем клуб перерос в школьный музей. В работе активно участвовали ветераны Великой Отечественной войны и учащиеся Ставропольского профессионального технического училища № 18. Они же собирались в поисковые отряды, добывая на территории СССР уникальные экспонаты. Допустим, китель Николая Голодникова к нам в город привезли тогдашние школьники. Ребята поехали в Подмосковье к нему на дачу, там состоялась настолько трогательная и душевная чайная посиделка, что Николай Герасимович вынес им в дар свой китель.
Вот так музей обрастал историями и уникальными предметами, которые должны были стать достоянием общественности.
И на стыке ХХ и ХХI веков началась работа по созданию городского музея.
В 2000 году Дума Ставрополя выпустила соответствующее постановление о создании Музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Память». Что примечательно, помимо нашего города, в мире раньше было всего три подобных культурных учреждения со словами «Великая Отечественная война» в названии. Они находились в Москве, Минске и Киеве. Сейчас такие музеи есть только в столицах России и Беларуси, а также у нас в Ставрополе.
– Предполагалось, что музей будет масштабным?
– Нет, это даже изначально сложно было назвать музеем. Просто выставочные композиции, объединенные одной тематикой. Открывали его ветераны Великой Отечественной войны. У них не было образования в сфере культуры. Просто хотели, чтобы уникальные по своей природе вещи могли видеть жители и гости города. Потом уже, получив необходимый опыт, расширили свою деятельность до музея в привычном понимании этого слова.
Мы их работу продолжили, потому что нельзя было поступить иначе. Это архиважное дело не только для Ставрополя, но и для мира в целом.
Уникальные экскурсии и экспонаты – о людях и для людей
– За последнее время музей заметно обновился, начали организовываться различные проекты. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
– Я стал директором музея в 2021 году. У меня сразу было понимание, что не стоит зацикливаться на работе только внутри учреждения. Надо выходить за его рамки. Во-первых, хочется идти к людям в город, чтобы на улицах Ставрополя рассказывать об истории. Причем иногда наглядно, ведь у нас сохранилось множество зданий и объектов культурного наследия. Во-вторых, музей имеет ограниченную площадь, поэтому масштабные мероприятия провести там тяжело.
Мы сейчас внедряем несколько магистральных проектов. Так, активно ведутся аудиторные экскурсии.
Мы приходим в гости к школьникам, проводя интерактивные лекции. Если удается, то берем с собой экспонаты. Еще вместе с Благотворительным фондом «Чистая память» запустили пешие экскурсии по Даниловскому кладбищу. Формат необычный, конечно, и относятся к нему люди пока скептически. Однако мы считаем, что Даниловское кладбище – это «музей под открытым небом». В хорошем смысле этого выражения. В привычный музей мы приходим смотреть на предметы, которые отражают те или иные события. А на кладбище находятся могилы людей, которые эти исторические моменты создавали. О них нужно рассказывать в первую очередь и всегда помнить.
– Учитывая, что на Даниловском кладбище похоронено много ветеранов Великой Отечественной войны…
– Совершенно верно. Здесь похоронены три Героя Советского Союза, от 1500 до 2500 участников Великой Отечественной войны: Геннадий Голенев, Иван Булкин, Нелли Белявская и другие. Люди скептически относятся к нашим пешим экскурсиям. Но когда они приходят и понимают, что здесь находятся могилы тех, кто, по сути, подарил городу жизнь, совсем по-другому начинают относиться ко многим вещам.
– А что еще уникального есть в самом музее?
– Мы, пожалуй, первый музей в регионе, который разрешил трогать экспонаты. Закупили макеты оружия времен Великой Отечественной войны. И их можно брать в руки, перезаряжать, фотографировать. Такой формат работы идеально подходит детям – они лучше запоминают факты. А после компьютерных игр, где они играют за персонажа, у которого пять видов оружия, у нас ребята берут в руки тот же ППШ и восклицают: «Ого, а как с этим бегать?!». Таким образом, они осознают, что война – это страшно, тяжело и вообще нежелательно.
Ещё у нас в музей вернулся всероссийский проект «Время для тишины». Это фотовыставка, на представленных там снимках запечатлены ветераны Великой Отечественной войны, узники концлагерей, труженики тыла, дети войны. Ее мы открыли в январе у себя, а затем выставка побывала во многих городах России, в том числе и на Тверском бульваре в Москве. Теперь она вернулась домой. Будет работать в нашем музее до конца года. В целом в культурной сфере города множество крутых проектов.
Жизнь музея в эпоху цифровой реальности
– Сейчас многое, если не всё, можно найти в интернете. Как музею удается не просто развиваться, но и быть популярным в нынешнее время?
– Всемирная сеть, конечно, великая сила, но сейчас очень многие молодые люди не умеют ею пользоваться. А ведь там действительно всё есть! Можно, не выходя из дома, написать целые диссертации, особенно если речь идет о гуманитарных науках и если ты знаешь иностранные языки. Музей же помогает молодежи вернуться в реальность, дав потрогать «живые» вещи, а не посмотреть на них на картинках. Один раз что-то увидеть лучше, чем тысячу раз об этом прочитать. К примеру, мы просим школы приводить только 9-е и 11-е классы. Они разъедутся скоро, а значит – понесут в другие города знания, которые получат в нашем музее. Кроме того, эти ребята уже понимают многое, и им можно говорить об ужасах войны, зацепить за душу. И конечно же, мы соответствуем школьной программе, так как именно в 9-м и 11-м классах подростки изучают Великую Отечественную войну. Придя к нам в музей, они закрепляют информацию, глядя на предметы, о которых им недавно рассказывал учитель или они читали в учебниках.
– А со студентами работаете?
– Конечно, но чаще всего с первыми курсами. Потому что очень много ребят приезжает из других городов. В колледжи и техникумы поступают молодые люди из сел и деревень. К сожалению, во многих населенных пунктах музеи настолько устарели, что они не привлекают молодежь. Поэтому новоиспеченные студенты иногда впервые в своей жизни посещают именно наш музей. И им у нас интересно, потому что мы не ушли в цифровую реальность. Да, с помощью нацпроекта «Культура» удалось закупить интерактивные столы, чтобы поместить туда информацию. Но все же вещи и предметы мы оставили реальными, что и привлекает ребят, которые где-то уже и подустали от цифровой реальности.
– Какие особенно ценные экспонаты находятся в музее?
– Есть два подхода к ценности музейных экспонатов. Первый – это редкие и уникальные предметы: оригиналы медалей, орденов, женские кирзовые сапоги образца 1942 года, которых вообще нет в оригинале сейчас. Но это вещи. Я же считаю, что самые ценные экспонаты – это истории людей. В этом и заключается второй подход. Простые бойцы, которые только что окончили школу и отправились в свои 18 лет защищать Родину от врага. Они прошли всю войну, многие из них остались рядовыми, не получив офицерских званий. Вернувшись домой, эти 22-летние мужчины пошли на завод. Вот такие истории людей, которые не выпячивали свой героизм, и есть самое ценное. С любой вещи можно сделать копию, которая будет точь-в-точь похожа на оригинал. А вот судьбы героев – уникальны и неповторимы.
– А можно ли в музей передать историю своего родственника или какие-то экспонаты?
– Да, конечно. Мы ежегодно с 21 января по 9 мая проводим специальную выставку, которая состоит только из вещей, переданных нам жителями города, записывая историю жизни ветеранов. Потом мы эти экспонаты возвращаем. Если есть желание передать предметы того времени навсегда в музей, мы не против. Хочу отметить, что в этом процессе присутствуют некоторые юридические аспекты, потому что государственные медали просто так нельзя отдать, это длительная процедура. Поэтому мы чаще берем награды только на временное хранение. Но остальные вещи с удовольствием принимаем. Вот недавно нам отдали часы ручной работы, которые ветеран привез из Венгрии. Сейчас решаем вопрос об их реставрации.
Планы – «наполеоновские»
– В 2025-м исполнилось 80 лет Великой Победы. Как музей проживает в целом этот особенный год?
– Год действительно особенный для страны. Конечно, мы, если можно так сказать, добавили усердия в своей работе. Это не пафосные слова. Мы занимались, занимаемся и будем заниматься патриотикой. Популярно это направление деятельности сейчас – хорошо, но даже если перестанет быть таковым – для нас ничего не изменится, мы будем продолжать заниматься патриотической темой.


Конечно, мы масштабно отметили 80-летие Победы. Как я уже говорил, у нас сейчас идет проект «Время для тишины» – фотовыставка, которая, рассказывает о людях, приближавших Победу. Также в этом году мы провели акцию «Блокадный хлеб». Договорились с «Хмельницкими булочными», чтобы они испекли хлеб по рецепту, максимально приближенному к тому, что создавали в блокадном Ленинграде. Раздавали эти 125 граммов во многих точках города. Мы хотели показать, что благодаря подвигу людей, для которых вот эти 125 граммов были на вес золота, мы сейчас можем выбирать хлеб из той или иной муки того или другого помола. Акция переросла в выставку про хлеб во времена Великой Отечественной войны. Она находится в магазине в микрорайоне Перспективном, можно прийти и посмотреть. Хочу выразить благодарность пекарне за то, что включились в эту акцию. Мы смогли еще и показать, что бизнес в России готов поддерживать важные и интересные социальные проекты.
– Ставрополь может в 2027 году стать культурной столицей России. Поможет ли это музею в работе? Да и в целом, как смотрите на эту инициативу?
– Мне эта идея очень нравится. Самое главное, что этот момент полностью зависит от людей. Если каждый житель города сейчас проголосует за Ставрополь, то наша краевая столица получит очень крутой статус. Любой титул для города – это честь и почет. Это больше внимания со стороны краевых и федеральных властей, потенциально увеличивается финансирование на различные проекты, не только культурные. Больше мероприятий будет происходить в Ставрополе. Так что призываю голосовать за наш город. Сейчас за него отдали свои голоса около 80 тысяч человек. Население нашего города – почти 600 тысяч. Еще сюда добавляем студентов, которые приезжают из других городов. Есть же понимание, что многие не проголосовали? Это реальный шанс сделать Ставрополь лучше не просто на словах, а на деле. Причем это займет не более пяти минут. Давайте вместе сделаем наш город культурной столицей России!
– И последнее. Какие планы на будущее?
– Честно говоря, «наполеоновские». Хотелось бы сделать капитальный ремонт в здании. Или переехать, потому что в голове множество масштабных идей и проектов. Хочется расширения во всех планах. Поддержку в этих вопросах от городских и краевых властей чувствуем. Хотим осветить события в Афганистане, чеченские военные кампании. О летчиках ставропольских хочется рассказать, ведь наш город был кузницей асов неба. Специальная военная операция – тоже немало наших героев. Мы же – музей военной тематики, поэтому хотим оставаться в этой исторической парадигме.
Понятно, что такие планы прямо сейчас непросто претворить в жизнь. Поэтому планируем и дальше выходить за пределы музея, организуя выставки в учреждениях, которые хотят нас видеть у себя. Причем мы говорим не только о Ставрополе, но и обо всей России. Работаем и с Росмолодежью, чтобы выставляться на таких форумах, как «Машук», «Таврида», «Территория смыслов». Руки точно опускать не будем, о деятельности нашего музея еще услышит множество людей. Поэтому подписывайтесь на наши социальные сети и приходите в гости – у нас уникальные выставки, которых практически нет нигде в мире.
Фото музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. «Память»

