Третий вечер Международного фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» в зале Ставропольской государственной филармонии был посвящён творчеству великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
На фоне джазовой палитры фестиваля исполнение двух масштабных произведений гения, являющихся бесценными жемчужинами в сокровищнице мировой культуры, стало долгожданной отрадой для ценителей классической музыки. Ведущая концерта музыковед Анжелика Михайленко напомнила об истории фестиваля, а затем рассказала о произведениях, вошедших в программу концерта и исполнителях, представляющих разные страны. В этот вечер на сцене блистали: пианист Пьетро Бонфилио (Италия), инструментальное трио имени А.И. Хачатуряна (Армения) и симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко. В очередной раз публика убедилась - музыка не ведает границ и её язык всем адекватным людям понятен и доступен, что весьма актуально в реалиях сегодняшних дней.
Герой своего времени
В первом отделении концерта итальянский пианист Пьетро Бонфилио в сопровождении симфонического оркестра исполнил Концерт №5 для фортепиано Людвига ван Бетховена - «Императорский», в котором ярко звучат темы героического характера. По воспоминаниям современников, название Концерту дал не композитор, а восторженные слушатели в день премьеры, состоявшейся в ноябре 1811 года в Лейпциге. Исполнение грандиозного произведения в 1812-м в Вене учеником Бетховена Карлом Черни, на этюдах которого начинающие пианисты с первого года обучения развивают технику, утвердило ставшее историческим название «Императорский». «Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств» - эти слова композитора являются ключом к пониманию его переживаний, дающих толчок к выражению эмоций нотами. Как жил, о чём думал и мечтал, чему радовался и что приводило в ярость музыканта в разные периоды, ставшего при жизни легендой? К счастью, сохранились воспоминания современников и его «разговорные тетради», из которых многое можно узнать и понять, какая непростая судьба была уготована композитору.
Давайте бегущей строкой познакомимся с некоторыми фактами его биографии. Родился Бетховен в 1770 году в немецком городе Бонне, скончался в Вене в возрасте 56 лет. В последний путь композитора провожали около 30 тысяч поклонников его творчества. В детстве Людвиг научился играть на скрипке, альте и фортепиано. Сохранились первые музыкальные сочинения, написанные им в 12 лет. В эти годы подросток уже работал в кирхе помощником органиста. Любимую мать он потерял в 16 лет. Став главой семьи, юноша, работая в оркестре альтистом, содержал шестерых младших братьев. В это время состоялась его встреча с Вольф-гангом Моцартом, который, услышав единожды импровизацию юного пианиста, воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!». Предсказание сбылось! В 1792 году Бетховен переехал в Вену и стал учеником Антонио Сальери. В 25 лет в жизнь музыканта пришла беда — он начал терять слух и вскоре совсем оглох. Создаваемые произведения звучали у него в голове, в этом помогал абсолютный слух. Иногда Бетховен брал в зубы конец деревянной ложки, а другой - прикладывал к инструменту и таким образом что-то мог слышать. Появились «разговорные тетради», в которые ему записывали вопросы, а он отвечал устно. Композитор был очень принципиален даже в житейских мелочах. Сам варил себе кофе, каждый раз отсчитывая ровно 64 зёрнышка. Он был первым композитором, который сочинял, что хотел и когда хотел, а не по заказам богатых. Бетховен отличался бунтарским характером. Свою симфонию №3 он посвятил Наполеону, которому сначала симпатизировал, но, узнав о провозглашении Бонапарта себя императором, в ярости разорвал титульный лист опуса с посвящением. Композитор резко осуждал полицейский режим в Австрии.
Мысли и высказывания о роли и значении музыки сделали его кумиром революций. Конечно, это всё отразилось в его опусах, в том числе и в «Императорском» концерте, прозвучавшем в исполнении лауреата международных конкурсов, выпускника Миланской консерватории имени Дж. Верди, пианиста, гастролировавшего в США и многих странах Европы, Пьетро Бонфилио. Концерт №5 Бетховен посвятил своему покровителю и ученику эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. В памятный фестивальный вечер было исполнено масштабное полотно, наполненное в первой части глубиной мыслей и переживаний, мощью, мужеством и героизмом. Очень взволнованно прозвучал лирический диалог солирующего рояля с засурдиненными струнными в камерном изложении (без труб, валторн и литавр) во второй части. На смену умиротворению буквально ворвалась энергичная музыка финала, насыщенная ритмическими и динамическими контрастами, ликующими пассажами рояля, символизирующими победу добра над злом. Пьетро Бонфилио, опираясь на образцы исполнения этого произведения великими пианистами, внёс в трактовку «Императорского» концерта свои акценты. Публика очень долго не отпускала солиста, дирижёра и оркестр, награждая исполнителей горячими аплодисментами и возгласами «Браво!». Прощаясь с нашим городом, Пьетро заметил: «Россия — это родина великой музыки и лучших музыкантов мира!».
Триумвират интеллектов
Во втором отделении концерта прозвучал ещё один шедевр Людвига ван Бетховена — Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с симфоническим оркестром. Солировали артисты инструментального трио имени А.И. Хачатуряна: Карэн Шахгалдян (скрипка), Карен Кочарян (виолончель), Армине Григорян (фортепиано).
Современник Бетховена Антон Шиндлер в воспоминаниях утверждает, что этот опус, который ещё называют «Эрцгерцог», композитор тоже создал для своего ученика эрцгерцога Рудольфа в 1803 году, которому в ту пору было 14 лет. Судя по эффектной партии фортепиано, эрцгерцог был хорошим учеником и радовал учителя игрой и прилежанием. При сочинении этого произведения автор следовал по пути, проложенном Вольфгангом Моцартом, создавшем 25 концертов для фортепиано. Но Бетховен пошёл дальше, стремясь к симфонизации этого жанра.
Зачарованный зал слушал гениальную музыку Тройного концерта в прекрасном исполнении трио, отмечающего в этом году 25-летний юбилей. За это время репертуарный портфель коллектива приобрёл огромные размеры, а география гастрольных поездок исчисляет десятки стран и сотни городов Европы, Южной Америки, Средней Азии и Дальнего Востока. Ансамбль участвовал с большим успехом в самых престижных музыкальных фестивалях в Лозанне, Коста-Рике, Мексике, Мальте, Гамбурге. Лучшие произведения русских и армянских композиторов записаны на девяти дисках. Особая любовь и внимание артистов к творчеству А. И. Хачатуряна. После многих лет совместной работы, получив благословение от известных армянских композиторов Эдварда Мирзояна и Александра Арутюняна, артисты обратились к сыну Арама Ильича - Карену Арамовичу с просьбой доверить ансамблю носить имя его отца и получили согласие и письменное подтверждение. Сейчас в репертуаре коллектива очень много музыки великого композитора. Постоянное сотрудничество с современными авторами также обогащает концертный репертуар трио. Музыкальные критики много раз отмечали виртуозность исполнителей, тонкое понимание стиля опусов каждого композитора и великолепное чувство ансамбля — умение быть вместе на гребне одной музыкальной волны.
В переводе с французского слово «ансамбль» означает — согласованность. Коллективы годами добиваются достижения ансамблевых вершин: умение построить фразу, трепетность вибрации, единство штриховой оснащённости, дыхание и эмоциональная отдача, а также - умение погасить в душе свое «эго» во благо общего дела. Это далеко не полный перечень сложных задач, стоящих перед артистами на каждой репетиции и концерте. Можно быть замечательным солистом и при этом - никаким ансамблистом. Артистам Хачатурян-трио повезло в том, что они нашли друг друга и сумели создать интеллектуальный триумвират. На вопрос: «Кто в ансамбле главный?» – всегда с улыбкой отвечают, что «главной является музыка».
Единство противоположностей дает крепкий союз
Каждый артист трио является яркой индивидуальностью в сольном исполнительстве, но, выходя на сцену втроём, они сливаются в мощный конгломерат. И в этом взаимопроникновении ценность их музицирования!
У истоков создания трио в 1999 году стоял виолончелист Карен Кочарян — выпускник Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, который в то время был концертмейстером группы виолончелей Государственного симфонического оркестра Армении. Фанатично преданный музыке и любимому инструменту, Карен в качестве солиста выступал в Германии, Франции, Голландии и других странах, много играл в различных камерных ансамблях, был солистом Ереванской государственной филармонии. В настоящее время красивый глубокий звук его инструмента украшает звучание группы виолончелей Шеньчженьского симфонического оркестра (Китай), которую по приглашению возглавляет с 2017 года, совмещая с работой в Хачатурян-трио, которое каждый год даёт 70 концертов, участвуя в больших гастрольных проектах в разных странах мира и в России.
Судьба подарила Карену Кочаряну встречу с тёзкой (имя с разницей в одну букву) скрипачом Карэном Шахгалдяном — выпускником Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреатом международного конкурса, артистом оркестра «Виртуозы Москвы», выступавшим с сольными концертами во многих странах мира. Скрипач-виртуоз с огромным репертуаром, красивым звуком, коммуникабельный, обаятельный в общении получил приглашение работать в трио. Почти одновременно произошло знакомство с пианисткой Армине Григорян, получившей великолепное образование в Ереванской государственной консерватории, профессором которой она сейчас является. Армине — лауреат многочисленных конкурсов, выступает с сольными концертами, играет в камерных ансамблях, записывает диски, организовывает фестивали и уже 20 лет работает директором Дома-музея А.И. Хачатуряна, который стал её стараниями культурным центром Еревана. Знакомясь с послужным списком очаровательной миниатюрной «Дюймовочки», диву даёшься её неугасимой энергии в стремлении сделать всё на высшем уровне! Именно таким — на высшем уровне было исполнение Концерта «Эрцгерцог», который впервые прозвучал в зале филармонии в сопровождении симфонического оркестра, самым достойным образом выполнившего аккомпанирующую миссию в соревновании с солирующим трио.
В очередной раз стоит отметить доскональное знание партитур дирижёром Юрием Михайленко, его природную чуткость и умение быть в ансамбле с солистами. Концерт завершился сыгранным на бис безудержно радостным и зажигательным «Танцем с саблями» А.И. Хачатуряна из балета «Гаянэ» в исполнении трио. Праздник классической музыки состоялся, и за это благодарность, низкий поклон и пожелание новых творческих полётов Пьетро Бонфилио, артистам Хачатурян-трио, Юрию Михайленко и артистам симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии.
Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА