Музыка не ведает границ, язык ее интернационален… | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Итальянский пианист Пьетро Бонфилио исполнил «Императорский» концерт Людвига ван Бетховена
Музыка не ведает границ, язык ее интернационален…

Музыка не ведает границ, язык ее интернационален…

7 октября 2024
16:09

Третий вечер Международного фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» в зале Ставропольской государственной филармонии был посвящён творчеству великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

На фоне джазовой палитры фестиваля исполнение двух масштабных произведений гения, являющихся бесценными жемчужинами в сокровищнице мировой культуры, стало долгожданной отрадой для ценителей классической музыки. Ведущая концерта музыковед Анжелика Михайленко  напомнила об истории фестиваля, а затем рассказала о произведениях, вошедших в программу концерта и исполнителях, представляющих разные страны. В этот вечер на сцене блистали: пианист Пьетро Бонфилио (Италия), инструментальное трио имени А.И. Хачатуряна (Армения) и симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко. В очередной раз публика убедилась - музыка не ведает границ и её язык всем адекватным людям понятен и доступен, что весьма актуально в реалиях сегодняшних дней.

 

Герой своего времени

В первом отделении концерта итальянский пианист Пьетро Бонфилио в сопровождении симфонического оркестра исполнил Концерт №5 для фортепиано Людвига ван Бетховена - «Императорский», в котором ярко звучат темы героического характера. По воспоминаниям современников, название Концерту дал не композитор, а восторженные слушатели в день премьеры, состоявшейся в ноябре 1811 года в Лейпциге. Исполнение грандиозного произведения в 1812-м в Вене учеником Бетховена Карлом Черни, на этюдах которого начинающие пианисты с первого года обучения развивают технику, утвердило ставшее историческим название «Императорский». «Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств» - эти слова композитора являются ключом к пониманию его переживаний, дающих толчок к выражению эмоций нотами. Как жил, о чём думал и мечтал, чему радовался и что приводило в ярость музыканта в разные периоды, ставшего при жизни легендой? К счастью, сохранились воспоминания современников и его «разговорные тетради», из которых многое можно узнать и понять, какая непростая судьба была уготована композитору.

Давайте бегущей строкой познакомимся с некоторыми фактами его биографии. Родился Бетховен в 1770 году в немецком городе Бонне, скончался в Вене в возрасте 56 лет. В последний путь композитора провожали около 30 тысяч поклонников его творчества. В детстве Людвиг научился играть на скрипке, альте и фортепиано. Сохранились первые музыкальные сочинения, написанные им в 12 лет. В эти годы подросток уже работал в кирхе помощником органиста. Любимую мать он потерял в 16 лет. Став главой семьи, юноша, работая в оркестре альтистом, содержал шестерых младших братьев. В это время состоялась его встреча с Вольф-гангом Моцартом, который, услышав единожды импровизацию юного пианиста, воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!». Предсказание сбылось! В 1792 году Бетховен переехал в Вену и стал учеником Антонио Сальери. В 25 лет в жизнь музыканта пришла беда — он начал терять слух и вскоре совсем оглох. Создаваемые произведения звучали у него в голове, в этом помогал абсолютный слух. Иногда Бетховен брал в зубы конец деревянной ложки, а другой - прикладывал к инструменту и таким образом что-то мог слышать. Появились «разговорные тетради», в которые ему записывали вопросы, а он отвечал устно. Композитор был очень принципиален даже в житейских мелочах. Сам варил себе кофе, каждый раз отсчитывая ровно 64 зёрнышка. Он был первым композитором, который сочинял, что хотел и когда хотел, а не по заказам богатых. Бетховен отличался бунтарским характером. Свою симфонию №3 он посвятил Наполеону, которому сначала симпатизировал, но, узнав о провозглашении Бонапарта себя императором, в ярости разорвал титульный лист опуса с посвящением. Композитор резко осуждал полицейский режим в Австрии.

Мысли и высказывания о роли и значении музыки сделали его кумиром революций. Конечно, это всё отразилось в его опусах, в том числе и в «Императорском» концерте, прозвучавшем в исполнении лауреата международных конкурсов, выпускника Миланской консерватории имени Дж. Верди, пианиста, гастролировавшего в США и многих странах Европы, Пьетро Бонфилио. Концерт №5 Бетховен посвятил своему покровителю и ученику эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. В памятный фестивальный вечер было исполнено масштабное полотно, наполненное в первой части глубиной мыслей и переживаний, мощью, мужеством и героизмом. Очень взволнованно прозвучал лирический диалог солирующего рояля с засурдиненными струнными в камерном изложении (без труб, валторн и литавр) во второй части. На смену умиротворению буквально ворвалась энергичная музыка финала, насыщенная ритмическими и динамическими контрастами, ликующими пассажами рояля, символизирующими победу добра над злом. Пьетро Бонфилио, опираясь на образцы исполнения этого произведения великими пианистами, внёс в трактовку «Императорского» концерта свои акценты. Публика очень долго не отпускала солиста, дирижёра и оркестр, награждая исполнителей горячими аплодисментами и возгласами «Браво!». Прощаясь с нашим городом, Пьетро заметил: «Россия — это родина великой музыки и лучших музыкантов мира!».

 

Триумвират интеллектов

Во втором отделении концерта прозвучал ещё один шедевр Людвига ван Бетховена — Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с симфоническим оркестром. Солировали артисты инструментального трио имени А.И. Хачатуряна: Карэн Шахгалдян (скрипка), Карен Кочарян (виолончель), Армине Григорян (фортепиано).

Инструментальное трио имени А.И. Хачатуряна и симфонический оркестр Ставропольской филармонии

Современник Бетховена Антон Шиндлер в воспоминаниях утверждает, что этот опус, который ещё называют «Эрцгерцог», композитор тоже создал для своего ученика эрцгерцога Рудольфа в 1803 году, которому в ту пору было 14 лет. Судя по эффектной партии фортепиано, эрцгерцог был хорошим учеником и радовал учителя игрой и прилежанием. При сочинении этого произведения автор следовал по пути, проложенном Вольфгангом Моцартом, создавшем 25 концертов для фортепиано. Но Бетховен пошёл дальше, стремясь к симфонизации этого жанра.

Зачарованный зал слушал гениальную музыку Тройного концерта в прекрасном исполнении трио, отмечающего в этом году 25-летний юбилей. За это время репертуарный портфель коллектива приобрёл огромные размеры, а география гастрольных поездок исчисляет десятки стран и сотни городов Европы, Южной Америки, Средней Азии и Дальнего Востока. Ансамбль участвовал с большим успехом в самых престижных музыкальных фестивалях в Лозанне, Коста-Рике, Мексике, Мальте, Гамбурге. Лучшие произведения русских и армянских композиторов записаны на девяти дисках. Особая любовь и внимание артистов к творчеству А. И. Хачатуряна. После многих лет совместной работы, получив благословение от известных армянских композиторов Эдварда Мирзояна и Александра Арутюняна, артисты обратились к сыну Арама Ильича - Карену Арамовичу с просьбой доверить ансамблю носить имя его отца и получили согласие и письменное подтверждение. Сейчас в репертуаре коллектива очень много музыки великого композитора. Постоянное сотрудничество с современными авторами также обогащает концертный репертуар трио. Музыкальные критики много раз отмечали виртуозность исполнителей, тонкое понимание стиля опусов каждого композитора и великолепное чувство ансамбля — умение быть вместе на гребне одной музыкальной волны.

В переводе с французского слово «ансамбль» означает — согласованность. Коллективы годами добиваются достижения ансамблевых вершин: умение построить фразу, трепетность вибрации, единство штриховой оснащённости, дыхание и эмоциональная отдача, а также - умение погасить в душе свое «эго» во благо общего дела. Это далеко не полный перечень сложных задач, стоящих перед артистами на каждой репетиции и концерте. Можно быть замечательным солистом и при этом - никаким ансамблистом. Артистам Хачатурян-трио повезло в том, что они нашли друг друга и сумели создать интеллектуальный триумвират. На вопрос: «Кто в ансамбле главный?»  – всегда с улыбкой отвечают, что «главной является музыка».

 

Единство противоположностей дает крепкий союз

Каждый артист трио является яркой индивидуальностью в сольном исполнительстве, но, выходя на сцену втроём, они сливаются в мощный конгломерат. И в этом взаимопроникновении ценность их музицирования!

У истоков создания трио в 1999 году стоял виолончелист Карен Кочарян — выпускник Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, который в то время был концертмейстером группы виолончелей Государственного симфонического оркестра Армении. Фанатично преданный музыке и любимому инструменту, Карен в качестве солиста выступал в Германии, Франции, Голландии и других странах, много играл в различных камерных ансамблях, был солистом Ереванской государственной филармонии. В настоящее время красивый глубокий звук его инструмента украшает звучание группы виолончелей Шеньчженьского симфонического оркестра (Китай), которую по приглашению возглавляет с 2017 года, совмещая с работой в Хачатурян-трио, которое каждый год даёт 70 концертов, участвуя в больших гастрольных проектах в разных странах мира и в России.

Судьба подарила Карену Кочаряну встречу с тёзкой (имя с разницей в одну букву) скрипачом Карэном Шахгалдяном — выпускником Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреатом международного конкурса, артистом оркестра «Виртуозы Москвы», выступавшим с сольными концертами во многих странах мира. Скрипач-виртуоз с огромным репертуаром, красивым звуком, коммуникабельный, обаятельный в общении получил приглашение работать в трио. Почти одновременно произошло знакомство с пианисткой Армине Григорян, получившей великолепное образование в Ереванской государственной консерватории, профессором которой она сейчас является. Армине — лауреат многочисленных конкурсов, выступает с сольными концертами, играет в камерных ансамблях, записывает диски, организовывает фестивали и уже 20 лет работает директором Дома-музея А.И. Хачатуряна, который стал её стараниями культурным центром Еревана. Знакомясь с послужным списком очаровательной миниатюрной «Дюймовочки», диву даёшься её неугасимой энергии в стремлении сделать всё на высшем уровне! Именно таким — на высшем уровне было исполнение Концерта «Эрцгерцог», который впервые прозвучал в зале филармонии в сопровождении симфонического оркестра, самым достойным образом выполнившего аккомпанирующую миссию в соревновании с солирующим трио.

Участники вечера инструментальной музыки после концерта (фото Татьяны Даниелян)

В очередной раз стоит отметить доскональное знание партитур дирижёром Юрием Михайленко, его природную чуткость и умение быть в ансамбле с солистами. Концерт завершился сыгранным на бис безудержно радостным и зажигательным «Танцем с саблями» А.И. Хачатуряна из балета «Гаянэ» в исполнении трио. Праздник классической музыки состоялся, и за это благодарность, низкий поклон и пожелание новых творческих полётов Пьетро Бонфилио, артистам Хачатурян-трио, Юрию Михайленко и артистам симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России.

Фото  Александра ПЛОТНИКОВА

 

 

Читайте также

Радость казачьей песни

Рост чего-либо всегда привлекает внимание. Трава тянется к солнцу. Деревья становятся выше. Радостно наблюдать за тем, как растет ребёнок. Опять же, рост промышленности… Но есть особенный рост – когда он происходит в творческом коллективе. Именно в таком процессе отмечен ансамбль песни терских казаков «Наследие». И это приятно удивляет.

22 января

Минэкономразвития меняет правила игры на рынке труда

Инициатива Минэкономразвития России о расширении возможностей работодателей по привлечению сотрудников к сверхурочной работе вызвала серьезные споры в обществе. Предлагаемые изменения, направленные на повышение гибкости рынка труда, столкнулись с жесткой критикой со стороны профсоюзных организаций.

22 января

Воины Победы, участвовавшие в освобождении города

В Год защитника Отечества, объявленный Президентом России Владимиром Путиным, наша редакция стала информационным партнером регионального отделения Всероссийского движения «Волонтёры Победы». И раз в месяц в течение всего года будут выходить материалы в рубрике «Воины Победы», подготовленные совместно с активистами движения. Первый из них посвящен командирам, которые руководили боевыми действиями по освобождению Ставрополя от немецко-фашистских оккупантов.

20 января

Крещенская вода пришла в дома ставропольцев

Чин освящения воды проводился  над тремя чанами, установленными на островной площадке насосной станции. Потом освященной водой была наполнена специальная чаша. Даже такого малого количества святой воды достаточно, чтобы, попав в  Сенгилеевское озеро, она освятила уже всю его воду...

20 января