«Человек может сделать гораздо больше и действовать гораздо лучше. Он допускает только одну-единственную ошибку – он думает, что в его распоряжении уйма времени» (Карлос Кастанеда)
Есть на самом-то деле одно бесценное качество жизни – это время. Но мы в своем большинстве так и не научились его ценить, по причине того, что не осознаем, в чем же суть отпущенного нам свыше времени, и не понимаем, как им распорядиться. Тем более что оно, время, у каждого сугубо личное. К большому счастью, нам не дано знать, когда оно закончится, ибо в ином случае это была бы не жизнь, а мучения – отрывая листок личного календаря, видеть количество оставшихся дней. Но все-таки многие рассуждают так же, как и Омар Хайям:
Отчего всемогущий творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны – зачем умираем?
Если несовершенны – то кто бракодел?
На самом-то деле определенная временность нашего пребывания на Земле – это, во-первых, благо. Тем более что оно относительно управляемое. А во-вторых, эта ограниченность накладывает на каждого из нас множество ответственных дел. Не будем говорить о тех, которыми мы только и занимаемся: семья – работа, работа – семья. Да, несомненно, это наиважнейшие вехи нашей жизни, но ведь по примерно такому же сценарию проживают и особи животного мира. Правда, работа у них связана с добыванием пищи. Кстати, и у нас этот раздел тоже не последний.
Но ведь есть дела не только материального или чувственного толка, своим отношением с окружающим миром мы формируем себя как личность. Ну а личность – это то, что ты сумел обрести за время «сотрудничества» с жизнью.
Мне так понравилось в этой связи цитата из книги Элиф Шафак: «Вселенная занимается тобой постоянно, преобразуя и внутренне, и внешне. Всякий человек – это незавершённое творение, которое не спеша, шаг за шагом приближается к совершенству. Все мы – недовершенный эскиз, который непременно превратится в законченное произведение искусства».
И в этой связи мы должны изменить свой взгляд на приходящие к нам обстоятельства, полагая, что это некие случайности.
Все это не что иное, как некий учебный материал, присылаемый нам в строго определенное время для его усвоения. И если мы пытаемся его игнорировать или «учить уроки» спустя рукава, то подобные задания будут в обязательном порядке опять-таки присылаться нам, чтобы проверить качественность усвоенного материала. Тем самым воруя время, которое мы должны были использовать на уже более серьезные мероприятия.
При этом Тот, Кто и наделил нас этими временными параметрами, хочет, чтобы мы осознали: времени-то у нас в обрез, а учеба души обязана продолжаться до самой смерти, как считал Гиппократ. Но, пожалуй, самое важное ощущение времени должно быть связано с тем, что нам следует понять – эти знания нам нужны не для того, чтобы, как в школе, получить за них оценку, желательно положительную. Те знания, которыми мы пользуемся, это результаты прошлых жизненных накоплений, а плюсуя к ним сегодняшние реалии, мы готовим себе полигон следующего воплощения, следующего временного цикла. И осознание этого дает нам возможность логично и без страха ожидать время приближающейся смерти, ведь от нее не спрятаться, не скрыться. А если это не так, то зачем эти временные строгости обучающего процесса?..
Время – это не деньги, время – это знания, воплощенные в действительность себе же во благо.
Порой часы обманывают нас,
Чтоб нам жилось на свете безмятежней.
Они опять покажут тот же час,
И верится, что час вернулся прежний.
Обманчив дней и лет круговорот:
Опять приходит тот же день недели,
И тот же месяц снова настает –
Как будто он вернулся в самом деле.
Известно нам, что час невозвратим,
Что нет ни дням, ни месяцам возврата.
Но круг календаря и циферблата
Мешает нам понять, что мы летим.
Самуил Маршак