На базе Центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания имени Героя России Никиты Гусева в Ставрополе прошла встреча учащихся кадетской школы имени генерала Алексея Ермолова с участниками специальной военной операции.
Теперь уже преподаватели центра рассказали о своем боевом опыте, призывая кадет быть готовыми ко всем возможным вызовам. Но сначала показали фильм «Испытание» - о тех, кто ждет своих близких с фронта и кто дождался. Заместитель директора учебного заведения Виталий Миронов отметил: «Президент России Владимир Путин объявил 2025-й Годом защитника Отечества. Это решение имеет большую значимость в преддверии знаменательной даты – 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Год защитника Отечества станет символом уважения как к тем людям, кто в прошлом защищал Родину, так и к тем, кто в настоящее время защищает нашу страну. Все вместе будем уважать защитников, воспитывать чувство гордости за страну и сохранять традиции нашего патриотизма. Многие преподаватели, которые работают у нас в центре, являются участниками СВО».
Перед ребятами в этот день выступили Александр Петриченко, который с 2014 до 2023 года нёс службу в ополчении Донецкой Народной Республики, Станислав Власов с февраля 2022 по октябрь 2024 года участвовал в спецоперации. Евгений Павлов трижды был командирован в зону СВО, и каждый раз на несколько месяцев. Они поведали, как несли службу, с чем приходилось сталкиваться. Школьники могли задать спикерам по три главных вопроса.
Хочешь мира – готовься к войне
Первым взял слово человек, который не понаслышке знал, что происходит в родной республике. Кадеты с замиранием сердца слушали каждое слово, отчеканенное Александром Петриченко, который родился и вырос под Донецком. В боевых действиях он участвовал с первых дней. «Почему-то на территории большой России принято считать, что начало войны – это 24 февраля 2022 года. На самом деле она началась еще в 2014 году, когда первые эшелоны бронетехники со стороны Киева начали двигаться в сторону Донбасса, чтобы подчинить жителей региона своей воле. Но люди там не стали предавать своих дедов и прадедов, прославлять Бандеру, кричать неонацистские лозунги, которые они хотели нам привить, – отметил Александр Михайлович. – Они ехали нас учить жизни, а народ на Донбассе поднялся против этого противника. Очень приятно было сегодня смотреть первые кадры фильма, особенно где показана территория мирного Донецка. Приятно вспомнить довоенный, очень красивый город-миллионник, где проходил чемпионат Европы по футболу Евро-2012. И что с ним сделали! Первые удары по самому городу, как они считали, пришлись по аэропорту. Поднималась авиация: истребители и вертолеты наносили удары. Но очень много ракет пролетали мимо и били по частному сектору. Жители Донецка увидели, что творится на их земле: непонятно, откуда эти молодчики с Майдана пришли убивать их жён, матерей и детей. Естественно, шахтёры, милиция поднялись и встали на защиту нашей Родины. Поверьте, среди нас кадровых военнослужащих не было совсем, а если и были – то единицы. В основном обычным людям пришлось брать это бремя и эту честь – защищать свою землю. Нас никто не обучал. Как в фильме героиня сказала, что ее мужа призвали, через две недели он уже оказался в районе аэропорта. Это была самая горячая точка. Так мы учились всему в процессе боя. Про это высказывание «Хочешь мира – готовься к войне» все как-то позабыли, потому что в мирной жизни никто не верил в возможные военные действия. На самом деле, оборачиваясь назад, понимаю, что надо было готовиться, заниматься, учиться. К сожалению, никто не последовал этой мудрости. Учились мы уже непосредственно в окопах».
Ополченец со стажем Александр Петриченко вспоминает, как урывали немного времени, чтобы гранатометчик и пулеметчик рассказали и показали, что да как, объяснили, какие заряды нужны. Он не имел военного образования, работал в милиции. Свой боевой путь начинал стрелком в составе спецбригады «Восток». Затем перешел в подразделение СОБРа, группу быстрого реагирования. Там была самая страшная ротация. «Нас, 14 человек, завезли в Авдеевскую промзону, всего лишь семь дней нужно было провести на позиция х. Через неделю оттуда живыми вышли всего трое, остальные были раненые либо погибшие», – рассказал Александр. После этого он попал в полк специального назначения Донецкой Народной Республики, затем в ОБТФ «Каскад», самое молодое воинское подразделение ДНР. Начинал служить снайпером, дошел до инструктора по снайпингу. В 2023 году был уволен по состоянию здоровья из-за травмы позвоночника с должности начальника группы боевой подготовки. В ходе СВО принимал участие в боях за населенные пункты Коминтерново, Толоковка, Сартана, Угледар. За освобождение Мариуполя получил первую медаль.
Подростков интересовало, насколько сложно было воевать в Донецке. Александр Петриченко ответил: «Донецк, по сути, оставался всё время под нашим контролем, кроме аэропорта. Сложность момента была в том, что приходило само осознание того, что идёт война. Никто об этом не думал. Войну мы видели только в кинохрониках, документальных фильмах либо слышали по рассказам дедушки, и не более. Никто не понимал, что такое война. По телевидению её показывают красиво – это романтика, подвиги, рвение, ответственность каждого военнослужащего за свой участок фронта. Люди пошли воевать не за деньги, не за какую-то славу, не за ордена. Первую зарплату, скажу по секрету, мы получили в октябре-ноябре, а боевые действия начались в конце апреля, и была она 8 тысяч рублей. Люди были идейными, идеология заключалась в защите своей земли, своей семьи. Самое сложное для военнослужащего на поле боя – не выполнять свою работу, а думать о том, что дома тебя ждёт семья, думать, как они без тебя, без твоей помощи». Александр Петриченко награжден медалями «За несение службы в особых условиях», «За боевое содружество», ведомственными «За службу в спецназе» и «За участие в СВО».
Уже позже, в отдельной беседе, Александр рассказал мне, что на Ставрополье он попал случайно: был проездом и узнал, что есть такой Центр военно-спортивной подготовки, решил заехать и предложить помочь местным преподавателям, с учетом своего опыта. Оказалось, что он здесь нужен. По сей день с ноября 2024 года преподает огневую подготовку. Считает, что проще работать с военнослужащими, которые приходят в центр, так как этот контингент ему ближе. «Есть, действительно, что им рассказать, посоветовать, чтобы они обезопасили себя на фронте. Звучит сюрреалистично, потому что это невозможно, но есть определенные моменты, которые могут сохранить человеку жизнь».
Пошел на фронт после гибели друга
Евгений Павлов свой боевой путь начал летом 2022 года, принял решение уехать в зону спецоперации в добровольческое подразделение. В первую командировку попал на Запорожское направление, это были крупные сёла Каменское и Пятихатки. Первые два месяца служил штурмовиком в обычном штурмотряде. Через какое-то время в подразделении не оказалось медиков. Так Евгений Александрович попал в эвакуационную группу и на три месяца, до декабря 2022 года, был переведен в поселок Мирный возле города Орехов, который сейчас ещё находится под контролем украинских войск. Получив тяжёлое ранение и уволившись после окончания контракта, три месяца восстанавливался в Ставрополе. «Ребята, которые со мной служили, приняли решение ехать обратно. И я уехал вместе с ними. Вторая командировка – Луганское направление, город Лисичанск, Кременная, Серебрянское лесничество, – одно из тяжелейших, и также направление Белогоровка. Впоследствии со своим подразделением был переведен в город Марьинку под Донецк, где и оставались до конца службы. Когда группа «Вагнер» вышла из Бахмута, мы туда были переброшены удерживать позиции», – вспоминает медик.
Вернувшись домой, Евгений Павлов пришел работать в Центр имени Гусева, но через некоторое время вновь принял решение поехать в очередную командировку. В январе прошлого года попал к своим ребятам на Бахмутском направлении, где четыре месяца проработал медиком небольшого подразделения, а все отряды были сводными. Приходилось оказывать медицинскую помощь не только своим бойцам, но и ближайшим соседям. Также работал в эвакуационной группе, помогал раненым, вывозя их в ближайшие госпитали.
После окончания контракта Евгений Павлов вернулся в Центр имени Никиты Гусева преподавать тактическую медицину, которая непосредственно используется на поле боя. Среди его наград – «За участие в СВО», «За оказание медицинской помощи в бою» и «За верность долгу». На вопрос одного из кадет об отношении к другим военнослужащим, Евгений Александрович ответил, что мужчины на территории проведения СВО относятся друг к другу как братья: все помогают, следят за состоянием каждого, делятся необходимым. «Почему вы решили стать частью этого братства?» – спросила юная девочка. «На то у меня были свои причины, мой товарищ, к сожалению, погиб в 2022 году, – ответил педагог. – Тогда принял решение поехать в зону боевых действий».
Большинство подрывается на минах
Третий спикер Станислав Власов, подполковник медицинской службы запаса. Свою деятельность в погонах начал еще в 1985 году в Советской Армии, закончил в 2004 году, уволившись в запас. «Я врач, и моей задачей было здоровье подчиненных, вверенных мне людей. С первых часов начала спецоперации был начальником медицинской части Ставропольского СОБРа, ребята из нашего отряда часто приезжают из командировок выступать перед кадетами. С отрядом в зону СВО мы зашли 22 февраля 2022 года, задачи у нас были специфические: охрана войск в тылу, задержание и ликвидация диверсионно-разведывательных групп, шпионов и диверсантов всех мастей. Всё, что делал лично я, – обеспечивал личный состав медицинской помощью. Раненые, травмированные, заболевшие, в большом количестве обращалось местное население, так как медицины у них особо не было после начала спецоперации. Самое частое ранение – ног, потому что 80 % из всех повреждений на войне – это минно-осколочные, а мины лежат на земле».
Доктор получил медаль «За отвагу»
Завершилась насыщенная информацией встреча мастер-классом по сборке и разборке оружия. Ученик 6-го «В» класса Матвей Булавин поделился впечатлениями: «Самое важное, что я узнал, это то, как было сложно под Донецком и что под Бахмутом есть больница, где спасают раненых. Когда я слушал преподавателей, меня охватывало такое чувство, что они были там героями. И во время рассказа я представлял то, что там происходило, в том числе проблемы, которые решали врачи».
«А я не знал, как тяжело было в аэропорту под Донецком. Смотрим новости, интересуемся этой темой, ведь мы же кадеты. В школу с военным уклоном меня направили родители. У нас висят макеты оружия, мы изучаем сборку и разборку. У нас и спорт более усиленный, зарядка, каждое утро маршируем, больше строгости, чем в обычной школе», – поделился со мной Илья Павлов из 7-го «Б» «кадетки».
Воспевать нацизм мы отказались
Преподаватель Александр Петриченко после общения с ребятами заключил: «Я воспринимаю их как наше продолжение, а также как продолжателей нашего патриотизма, любви к Родине. Люди на Донбассе в 2014 году тоже не знали, что такое война. Почему во время событий на Майдане народ Донбасса не пытался никак врагу противодействовать? Потому что никто не ожидал, что всё перейдет в фазу настоящих, серьезных боевых действий. Думали, попрыгают они там и успокоятся. Край работяг спокойно трудился, на них особо никто не реагировал. Но когда они стали отправлять к нам и в юго-восточные районы Украины так называемые «поезда дружбы», набитые молодчиками, якобы учить нас жизни, склонять к своей воле, воспевать нацизм, мы этому не поддались. Поэтому сейчас обучающиеся в центре ребята должны сохранять и чтить наши традиции, пронести их по жизни и потом воспитать своих детей правильно. Чтобы не получилось, как в 2014 году, разделения населения – кто-то остался защищать свою родину, а кто-то выехал на территоию России, Украины, в другие страны, чтобы там спокойно существовать. А теперь они хотят вернуться к себе домой, но их там уже никто не ждёт. Всем было страшно, но мы понимали, что на кону стоят жизни близких, детей, поэтому, не задумываясь, шли на передний край воевать. Нам еще повезло, что враг не зашёл в Донецк по аналогии с Курской областью, где издевались над людьми, мучили, пытали. Мы старались не допустить этого на своей территории. Люди в тылу в дальних регионах России сейчас смотрят в ленту новостей и думают, что до них всё это не дойдет. Пусть этого не случится, но у каждого должна быть подготовка».
Свою дальнейшую судьбу Александр Петриченко намерен связать с полюбившимся ему Ставрополем.
Заместитель министра по национальной политике и делам казачества края Арсен Жиров прокомментировал: «В рамках Года защитника Отечества сотрудниками центра проводятся встречи с участниками СВО, а также организуются экскурсии, тренинги и мастер-классы для военно-патриотического воспитания молодежи».