
Когда началась Великая Отечественная война, Валеньке Никулиной (ныне Кутеповой) было всего полгода. Она не помнит отца, который не вернулся с войны. Но даже сейчас, в свои 84, женщина не может сдержать слез, когда читает его последнее письмо или когда смотрит на свою детскую фотографию, которую отец носил в кармане своей гимнастерки...

Мать не верила похоронке
Валя родилась в Кугульте. В семье была ещё старшая дочь Александра. Родители работали в совхозе. Жили небогато, зато дружно. Но наступил июнь 1941 года, и отец, Иван Григорьевич, пошёл защищать страну от немецко-фашистских захватчиков.
– В июне 41-го его забрали на войну стрелком, – рассказывает Валентина Ивановна. – А потом он стал начальником секретного отдела. У него был сейф с документами, который перевозили на бричке с парой лошадей. Было и три человека охраны. И вот в феврале 1942 года их бричка наскочила на мину. Друзья отца все живы, а его смертельно ранило... И он только успел сказать, чтобы вытащили из потайного кармана мою фотографию... Женщина смахивает слезы...
Позже этот снимок со следами запёкшейся крови передадут семье Никулиных сослуживцы отца. Это фото и единственное оставшееся письмо-треугольник бережно, как святыню, хранят потомки фронтовика.
Мама Вали — Софья Романовна — была неграмотной, поэтому весточки от отца читала старшая дочь Шура, которой в начале войны было 13 лет. Валентина Ивановна помнит это письмо наизусть, но и сейчас часто перечитывает строки, где он обращается к ней, совсем еще малышке.

«Дорогая дочка Валя. Шлёт тебе папа привет и желает весело играть с игрушками во время маминой работы. Соня, я даже не могу представить, какая в настоящее время Валя. И что она — подросла или нет после моего девятимесячного отъезда от вас».
...Софья Романовна ждала мужа всю войну, до последнего не веря, что он погиб.
«Похоронка пришла, а мама всё равно ждала. Говорила, что не верит, что это ошибка, и надеялась, что он вернётся. Мы ждали, ждали, всё время ждали», — вспоминает Валентина Ивановна.
И только после того, как приехали сослуживцы, которые были с Иваном Григорьевичем в момент его гибели, передали фотографию маленькой Вали, Софья Романовна поняла: её Вани больше нет. Впоследствии на сайте Министерства обороны родные найдут информацию о том, что Никулин Иван Григорьевич похоронен в братской могиле в Сталинском районе на Украине.
Картинки военного детства
После оккупации край был разорен. Бедно жили люди, голодно... Работали от зари до зари... Мать и старшая сестра Вали устроились в совхоз чернорабочими. И малышка часто оставалась дома одна...
– Мне было три годика, – рассказывает Валентина Ивановна. – Мама и сестра Шура меня одну замыкали в доме, а сами уходили в совхоз имени Кирова на работу. И, как Шура рассказывала, однажды приехали, а меня нет. А я подвинула табуретку к окну, залезла, надавила на створку, она открылась. И я сижу на подоконнике. А соседи увидели и забрали меня. Вот если бы я упала, то разбилась бы вообще. После этого случая окна стали закрывать.

День Великой Победы девочке Вале запомнился мощным потоком всеобщей радости и надежды на светлое будущее. А дальше начался новый этап в жизни семьи Никулиных – послевоенный и голодный. Взрослые поднимали страну, дети им помогали. А спустя пару лет Валя вместе с матерью и сестрой переехали из Кугульты в совхоз имени Кирова соседнего Труновского района. Там постепенно обзавелись кое-каким хозяйством.
– Нам сказали, что в совхозе Кирова требуются доярки и будут давать квартиры. В Кугульте-то мы жили в бараке. Его зимой по крышу снегом заносило. И тогда люди нас откапывали, чтобы мы выйти могли. В совхозе сестра пошла работать дояркой, мама свинаркой, а я в интернате училась, только на выходной привозили», — вспоминает Валентина Ивановна.

Жизнь потихоньку налаживалась. Софья Романовна даже грамоте решила обучиться, в вечернюю школу пошла, но не сложилось у нее с учебой.
– Мама неграмотная была, – тепло улыбается Валентина Ивановна. – Все жаловалась, что учение ей тяжело дается. «Ой, – говорила, – не хочу я в школу ходить. Мне легче полную машину зерна разгрузить, чем эти палочки ставить». Так и бросила. Хотя сама же вспоминала, что папа очень грамотный был, много читал.
Но житейски Софья Романовна была очень мудрой женщиной. Она прожила долгую жизнь – 94 года, много чего повидала, но всегда оставалась оптимисткой. Этот настрой передался и её дочерям, а после и внучке Галине...
«Мой родненький» и «моя единственная»
Со своим мужем — Иваном Кутеповым — Валентина Ивановна прожила 62 года, что называется, душа в душу.
Познакомились в 1959-м. В то время Иван Кутепов был бригадиром плотницкой бригады совхоза «Грачёвский», секретарём комсомольской организации, а Валентина Никулина — одной из лучших доярок совхоза имени Кирова.
Это была любовь с первого взгляда, поэтому сговорились молодые очень быстро: уже через месяц сыграли весёлую комсомольскую свадьбу. И хотя их совхозы никак не могли договориться, к кому перейдут трудиться вместе супруги – передовики производства Иван и Валентина, на торжество пришли все. Коллектив совхоза «Грачёвский» подарил семье Кутеповых стол и стулья, а представители совхоза имени Кирова швейную машину и отрез на платье. К тому же в качестве подмоги молодожёнам для разведения хозяйства преподнесли 10 курочек и одного петуха. В 1961 году у Кутеповых родилась дочь Галя, а спустя два года — сын Юра.
О своём муже Валентина Ивановна может говорить долго — уж очень тёплые и трепетные у них были отношения. Иван Демьянович был старше её на пять лет, тоже — сын фронтовика, переживший все тяготы Великой Отечественной и голодное послевоенное время.
– Ваня вместе с другими ребятами собирал колоски, и их поймал объездчик, – Валентина Ивановна хмурится, вспоминая рассказы мужа. - Дети бросились врассыпную, а объездчик погнался за Иваном на лошади. Ваня упал, а тот бил его по голове, по спине. Ваню нашли только утром, он был в крови, голова разбита. Он неделю лежал, вообще не вставал... Свекровь его лечила сама, она боялась огласки, потому что тогда за горстку зерна сажали...
Иван окончил высшую партийную школу, Валентина – бухгалтерские курсы и школу модельеров. В 1975 году они переехали в Грачёвку, где окончательно обосновались. Дочь Галина стала экономистом, сын Юрий окончил военное училище. Они подарили своим родителям пятерых внуков, а те, в свою очередь, шестерых правнуков. Всю свою жизнь Валентина называла мужа «мой родненький», а супруг её — «моя единственная».
Иван Демьянович умер в 2022 году. Хорошую долгую жизнь прожил. Уход его стал большим горем для всей семьи. Но воспоминания о нем очень светлые.
– У меня муж мне и отец был, и брат, и мама, - говорит Валентина Ивановна. – Как он меня берёг, как он меня жалел, очень внимательным был. И как отец был хороший, мои дети подтвердят. Я вот сейчас прожила 84 года. Сколько у нас друзей, но таких не было, как мой муж.
С высоты прожитых лет умудрённая опытом женщина отмечает, что самое главное в жизни — это семья. Благодаря крепким семейным узам ей удалось пережить страшную Великую Отечественную и голодные послевоенные годы. Именно семья становится опорой в тяжёлые времена, а в радостные моменты так приятно собираться всем вместе за большим столом и делиться воспоминаниями. Поэтому секрет счастья от Валентины Кутеповой звучит так:
– Муж у меня хороший, дети хорошие, внуки и правнуки тоже хорошие. Я постоянно чувствую их любовь и заботу. Нужно любить друг друга, уважать и заботиться. На этом всё держится.

Анастасия ИЛЬИНА, Ставропольское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Дети войны».
Материал подготовлен в рамках социального проекта «Помогать просто» при поддержке правительства Ставропольского края и Фонда
президентских грантов.