В первые дни февраля ставропольской публике представили премьеру балетного спектакля «Приключения Чиполлино по-новому»
Это стало настоящим большим событием в культурной жизни краевой столицы, поскольку до последнего времени на Ставрополье такой жанр ассоциировался исключительно с приезжими коллективами. Тем более речь идет о постановке, в которой выступают дети, 65 юных артистов – воспитанников детской хореографической школы.
В качестве балетмейстера-постановщика в новой работе выступил директор муниципальной ДХорШ, художественный руководитель детского образцового ансамбля танца «Радуга» заслуженный работник культуры России Александр Виниченко. Он же - автор сценографии спектакля, поставленного в авторской редакции балетмейстера Екатерины Виниченко.
В основу положен классический балет Генриха Майорова «Чиполлино» на музыку композитора Карэна Хачатуряна. В советское время был очень популярен мультфильм о приключениях мальчика-луковки. Именно для него в 1961 году племянник знаменитого Арама Хачатуряна написал чудесную музыку, которая через десять с лишним лет вдохновила хореографа Генриха Майорова на постановку балета для детей. Тогда в спектакле все партии исполняли взрослые артисты.
Спектакль «Приключения Чиполлино по-новому» исключительно детский: в нем заняты участники образцового ансамбля танца «Радуга», и создан он под девизом «Дети – детям». Правда, на премьерном показе 2 февраля в зале было очень много взрослых.
Так почему же в названии спектакля появилось слово «по-новому»? Что изменилось в этой знакомой многим истории из жизни овощей и фруктов? Если помните, в сказке итальянского писателя Джанни Родари очень объемно и ярко прослеживается политический подтекст противостояния героев «пролетарского» происхождения и представителей буржуазии, а также репрессивного аппарата, обслуживающего ее интересы. Коррективы, внесенные в либретто спектакля «Приключения Чиполлино по-новому», не лишают сказку темы борьбы добра со злом. Просто изменились ее методы.
В оригинальной версии сюжета противостояние положительных и отрицательных героев не лишено некоторой жестокости, там бедняков несправедливо держат в тюрьме, им угрожает реальная опасность. В балете, поставленном в детской хореографической школе, добро побеждает абсолютно мирным путем.
Как объяснил Александр Виниченко, захотелось сделать спектакль максимально сказочным во всех отношениях. В нем нет злодеев, это просто персонажи с разными особенностями характеров и темперамента. Но есть средство исправить любые несовершенства. Волшебство – и никакого насилия.
В самом начале работы над спектаклем его создатели испытывали сомнения: получится ли поставить настоящий балет. Безусловно, и Александр Павлович и Екатерина Александровна обладают колоссальным опытом в своей сфере. Но одно дело – концертные программы, состоящие из отдельных номеров, а совсем другое – полномасштабный балетный спектакль, выстроенный по своим канонам. Волнения оказались напрасными. Юные артисты под руководством опытных балетмейстеров с увлечением погрузились в захватывающую работу. Им самим было очень интересно не только танцевать, но также применить свои драматические способности, примерить новые для себя балетные амплуа. И это у них здорово получилось.
Образ шустрого мальчугана-луковки воплотил на сцене по-театральному пластичный Аким Барабаш. И сделал это обаятельно, порой иронично или с нарочитой наивностью, особенно в сценах, где он откровенно потешается над грубоватым Помидором (Матвей Шиянов), который несет свою службу с большим усердием. Этот персонаж наслаждается своей властью над простыми жителями городка, для него это даже не «людишки», а так, «борщевой набор».
Весь сказочный городок как будто разделен высокой стеной на две части: с одной стороны живут бедные, но веселые труженики, с другой - презирающие их важные господа. Чопорные кривляки сестры Вишни (их роли блистательно исполнили Татьяна и Елизавета Румянцевы) конкурируют за внимание Лимона (Елизар Олефиренко), строят ему глазки, жеманничают и от этого выглядят очень смешно. Самовлюбленный Лимон действительно хорош собой. В отличие от прямолинейного неотесанного Помидора, он изящен в обхождении с дамами и привлекателен внешне. Нарциссический Лимон сам от себя в восхищении и хочет, чтобы и все вокруг были в восторге от его безупречного облика. Но стоило какому-то мальчишке Чиполлино наступить ему на ногу, и куда подевались все его изысканные манеры?!
Однако и среди тех, кто живет в доме с прекрасным садом за высоким забором, есть персонажи, которым не нравятся все эти искусственные улыбки, ненастоящие чувства и пустое времяпрепровождение. Племянник сестер Вишен не желает учиться утонченным манерам и танцевальным па, ему нравится быть обыкновенным мальчишкой, играть с детьми по ту сторону забора. И когда выпал такой случай, он поспешил им воспользоваться. Вишенка (Илья Батманов) познакомился с Чиполлино и его подругой Редиской. С ними оказалось легко и весело общаться.
По ходу сюжета у большинства героев появляется возможность проявить свой характер. Как-то по-булгаковски в ход истории вмешался так называемый «квартирный вопрос». Тыква (Матвей Пикалов) давно мечтал построить для себя домик, постепенно покупал по одному кирпичику. А когда друзья помогли ему соорудить миниатюрную постройку, выяснилось, что она подлежит демонтажу. Вот тут-то и развернулись главные события. Хитроумный Чиполлино нашел выход из сложной ситуации. А помогла ему прекрасная Магнолия (Наталья Бирюкова), она, как добрая фея, погрузила в сон всех, кто собрался на балу у сестер Вишен. А проснувшись, и Лимон, и Помидор, и все те, кто испытывал неприязнь к простым овощам и фруктам, чудесным образом изменились. Волшебная «перезагрузка» пошла всем на пользу. А идея строительства дома обрела новые масштабы: вместо крошечной будочки, в которой Тыква с трудом помещался один, жители городка построили большой, просторный дом, где нашлось место для всех. Как говорится, победила дружба.
А если говорить о спектакле, то победили большое трудолюбие и целеустремленность всех, кто его создавал. После того как стихли финальные аккорды, на сцену вышел Александр Виниченко. Он поблагодарил всех, кто принимал участие в этом творческом проекте: юных артистов, их педагогов и родителей, все службы детской хореографической школы, компанию «Музыкальный мир», помогавшую в техническом оснащении спектакля. Особую признательность Александр Павлович выразил давним партнерам ДХорШ – швейной фабрике «Весна», специалисты которой вложили свое мастерство в создание каждого элемента одежды и воплотили в реальность творческие идеи художника по костюмам Лидии Лаптевой. Отдельное спасибо было адресовано ведущему актеру Ставропольского академического театра драмы заслуженному артисту России Борису Щербакову – он выступил в спектакле в роли рассказчика.
- Эта премьера не могла бы состояться, если бы не концертный зал, который нам подарил город и край, - сказал Александр Павлович. – Огромное спасибо правительству Ставропольского края, лично губернатору Владимиру Владимировичу Владимирову, лично главе города Ивану Ивановичу Ульянченко. Огромное спасибо министерству культуры края и комитету культуры и молодежной политики администрации города.
Здесь следует напомнить о том, что строительство концертного зала детской хореографической школы стало огромным событием, которого ждали очень многие. Сначала сама школа, долгое время работавшая в приспособленном помещении в северо-западной части города, переехала в новое здание на улице Пирогова, 36, а спустя 11 лет, в ноябре 2022 года, был торжественно открыт и прекрасно оснащенный концертный зал на 545 мест. Все творческие события хореографической школы проходят именно здесь. Вот и идея Александра Виниченко – поставить детский балет – реализовалась в новых условиях.
На премьере побывал и глава Ставрополя Иван Ульянченко. Впечатлениями он поделился в своем Телеграм-канале: «Балет-сказка «Приключения Чиполлино по-новому» - знакомая всем история, которая заиграла новыми красками и подарила всем зрителям яркие эмоции. Спасибо маленьким артистам и всей дружной команде, которая работала над созданием этой уникальной постановки, за профессионализм, невероятный талант и любовь к прекрасному. И конечно, особая благодарность - бессменному директору хореографической школы, прославленному хореографу заслуженному работнику культуры РФ Александру Павловичу Виниченко».
Спектакль «Приключения Чиполлино по-новому» (6+) уже вошел в постоянный репертуар образцового детского ансамбля танца «Радуга», и, как было объявлено в день премьеры, его будут показывать раз в месяц. Следите за городской афишей.
Фото автора