Четвертый фестиваль исторической реконструкции на красивейшей поляне Татарского городища посетили в праздничную субботу, несмотря на разбушевавшийся осенний ветер и припекающее солнце, более 30 тысяч человек.
Говоря о географии гостей из других регионов, только мне как обозревателю удалось взять интервью у представителей Урала и Крыма, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, Ростова-на-Дону и Москвы. Были участники и из других уголков необъятной России. Организаторами выступили администрация Ставрополя, Государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Расскажем о самых новых локациях.
Детей увлекли вековые камни
Всех желающих в ставропольской степи встречали тематические площадки, наполненные колоритом древних культур, различные соревнования, игры и мастер-классы от настоящих профессионалов – научных работников краеведческого музея и реконструкторов со всей страны. В этом году на фестивале одна из локаций впервые познакомила посетителей с профессией реставратора. Мне даже удалось поучаствовать в практических занятиях по очистке от загрязнений найденного на раскопках настоящего каменного половецкого изваяния. Хотя ветер и облепил всю меня вековой пылью от огромного камня, услышать рассказ ведущей мастер-класса, ученого секретаря государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва) Анастасии Макаровой по ходу дела было интересно: «С моей коллегой, художником-реставратором, вместе с вашим заповедником участвуем в реализации проекта по реставрации Аланского мавзолея XI века. Сам он стоит во внутреннем дворике краеведческого музея. Как партнеры проекта мы будем выполнять реставрацию. А чтобы познакомить горожан с профессией реставратора и спецификой работы с камнем, организовали эти занятия. Исторических фестивалей по России проводится много, но в них сложно включать реставрационные площадки. В Ставрополе мы нашли компромисс, чтобы и рассказать, и показать интересное детской аудитории. Ребятишкам мы доверили очистку нескольких исторических камней от загрязнений. Один – из музея, обнаруженный при раскопках на Кяфарском городище в Карачаево-Черкесии. Начинали с сухой расчистки камня, точно датированного XI веком, найденного у вас на Татарском городище, на нем сохранились рельефные изображения человечков с двух сторон. Щетками, кистями удаляем временные загрязнения и почвенные наслоения. Где камушек более оранжевый, это вкрапления железа. Всё это и есть археология. После промываем водой с моющими средствами, в заключение – деликатная очистка парогенератором, но он не всё убирает в порах. Удаляем биологические загрязнения, в данном случае водоросли, они придают камню более зеленый оттенок. А черный цвет – это, скорее всего, грибы, они убираются с помощью химии в последующем».
Младшеклассника из лицея №15 привлек именно камень. Участвуя в его очистке, Дима решил стать реставратором и с нетерпением будет ждать уроков истории в школе. Мама Инга пояснила: «Мы даже не записывались на мастер-класс, но не смогли пройти мимо. Приезжаем каждый год на фестиваль, но такое увидели впервые, сыну здесь очень весело. На прошлом фестивале нам запомнилось метание копья, и то, как лихо орудовал плёткой настоящий казак». Первый раз фестиваль посетила жительница Ставрополя Светлана с мужем и дочерью. Девочку заинтересовала стрельба из лука. Мама пояснила: «Полине девять лет, там мы не проходим по возрасту, можно только с 12 лет пострелять. Пытаемся отправить папу выпустить пар как мужчину. Прекрасно, что в городе проводят такие фестивали. И дети, и взрослые узнают свою историю, свой край, это очень важно, интересно и полезно. Будем больше знать, где мы живем».
Следующими двумя мастер-классами, которые вызвали огромный ажиотаж у детворы, были валяние простого шнурка из войлока и нанесение узоров на тело. Второй год подряд его организатор Елена Корж, по профессии врач-психиатр, выходит на площадку. «Мы сами ставропольские, для меня это хобби. Я серьезно занимаюсь историей костюма, его изготовлением, созданием небольших аксессуаров. У нас в России большое реконструкторское сообщество, и в нем много клубов, ремесленников. В стране вообще много интересующихся этим людей. Изготовление шнурка – то, что вполне могут осилить дети».
Чудеса античной медицины
Молодой доктор посоветовала мне обязательно посетить потрясающие, по ее словам, мастер-классы по изготовлению бусин и по античной медицине. Подойдя к «лекарям», я узнала в них своих собеседников прошлого года. Тогда руководитель клуба исторической реконструкции «Бобровый гон» военный хирург Игорь Ращектаев из Челябинска и его помощник - металлург Илья Луценко проводили занятие по кобанской культуре и ковали наконечники для стрел. В этот раз врач, реконструктор и кузнец в одном лице с ходу сказал, когда мой ошеломленный взгляд остановился на большом количестве самых неожиданных старинных медицинских «железяк»: «Мы здесь никого не лечим, у нас демонстрационная площадка. Обычно у нас спрашивают: «Откуда вы знаете, как выглядели инструменты, может, вы нас обманываете?». Вот один интересный, чаще всего его интерпретируют как ректальное зеркало, современное выглядит почти так. На самом деле на фресках в Помпее есть рисунок, где античный врач вытаскивает стрелу из бедра воина, и он там держит точно такой же инструмент. Не исключено, что у него было более широкое применение, то есть можно было использовать его как ранорасширитель, для полостных операций». Показал мне Игорь Владимирович и древнюю ложку из медных сплавов для приготовления лекарств, которую можно было нагреть на огне, перемешать состав. Игорь пояснил: «В Древнем Риме не было такого понятия, как сортовая бронза, она могла содержать, помимо классического олова, цинк, быть, по сути, латунью, а также железо и множество других примесей. Но чаще всего это был медный сплав. Здесь - копии. Дело в том, что в 70-е годы нашей эры случилась катастрофа – извержение вулкана Везувий. Когда в XIX веке откапывали засыпанные пеплом дома, обнаружили дом помпейского хирурга. И в нем нашли более 300 различных медицинских инструментов. Многие образцы здесь представлены, они отражают развитие медицины I века нашей эры».
Когда я спросила, а что это за ножик, врач немного обиделся: «Девушка, это не ножик, а скальпель – главный инструмент хирурга. У него есть ручка, куда вставляются лезвия, причем они были самой разной формы. Например, этот для проведения офтальмологических операций. Римляне делали их при катаракте. Слышали о такой болезни? Это когда хрусталик мутнеет, и человек перестает видеть. Римляне, до них еще египтяне, а еще раньше – греки умели удалять хрусталик. При этом у человека сохранялось остаточное зрение (примерно минус десять), и он мог себя обслуживать».
В ящике врача были также копии инструментов, найденных в наше время в Германии, например маленькие амфоры для лекарств, относящиеся к I-II векам. А вот что было недоступно нашим предкам, по словам рассказчика, – это полостные операции, потому что любое вмешательство в то время приводило к развитию перитонита. Хирург-историк отметил: «Не было понятия об антисептиках. Их использовать начали только в XIX веке».
Зрители увидели банки, с помощью которых древние доктора делали кровопускание. Игорь Ращектаев сказал: «Бабушки наверняка ставили вам банки. У римской медицины принцип действия тот же. Банка была чрезвычайно распространенным инструментом врача. Конечно, она чаще всего не помогала, просто банка была символом медицины. Если хотели изобразить врача, чтобы было понятно, кто это, например на могильной плите, использовали изображение банки. У современных врачей символ – фонендоскоп или белый халат».
А вот с «козьей ножкой» вышел казус. Игорь сделал инструмент, и сам не знал, что это. Как признается, «выкинул» в сеть, где в профессиональном сообществе состоит 30-40 врачей со всего мира. Тут же откликнулись стоматологи, которые пояснили, что этим предметом в более поздний период расшатывали зуб, оголяли десну, и потом с помощью плоских щипцов его можно было ухватить и спокойно вырвать. «Как, собственно, у Чехова в рассказе про фельдшера, который у попа зубы здоровые вырвал. Там описан этот инструмент», – рассмеялся Игорь.
Как журналист, я не могла не обратить внимание на чернильницу. И здесь у собеседника была интересная ремарка: «Мы говорим «птичье перо» потому, что, действительно, писали гусиными перьями. Их затачивали ножами, отсюда и название «перочинные». В римской традиции писали тростниковыми перьями под названием «каламус». В отличие от птичьего, которое можно было использовать очень долго, такое перо, как показывает графологическая экспертиза, изнашивалось очень быстро, и его невозможно было перетачивать. Однако в Средиземноморье каламус пользовался популярностью как дешевый и доступный инструмент. Согласно историческим источникам, только в VI-VIII веках люди начали писать гусиными перьями. Они использовали папирус, хотя были и более простые способы что-то записать. Существовали дощечки со слоем воска на поверхности - цера. Сделал ошибку – лопаточкой замазал. Чаще всего на ней делали торговые заметки. Интересно, что самая древняя кириллическая надпись, найденная в X веке в Новгороде, была сделана как раз на цере».
Крымская магия огня и стекла
Впервые в Ставрополе развернулась античная мастерская по изготовлению стеклянных бусин. Ее на фестивале открыла исторический реконструктор и мастер художественной обработки стекла Мария Шарова из Севастополя. Девушка погрузила гостей в магию огня и стекла, демонстрируя с напарницей изготовление украшений на открытом пламени. В конце VIII – начале VII века до н.э. началась колонизация Причерноморского побережья древними греками. Они привезли на Северный Кавказ моду на стеклянные бусы. Украсить свой костюм невероятной красоты яркими бусинами мечтала каждая кавказская девушка. «Вечерке» Мария рассказала: «Мы занимаемся не только историей и реконструкцией стеклянных бусин, но и технологией их изготовления. Археологи сегодня находят древнегреческие стеклянные бусы, они представлены в музее. Мы изучаем то, как они делались. Это живая археология. Общаемся с работниками вашего краеведческого музея, нам интересна их работа. А им – практическая сторона изготовления стеклянных бусин. Такие украшения были частью костюмов многих народов в далекой истории, и у греков, и у римлян, и в Византии, у скифов, у женщин-викингов, у славян. Начиная со времен Древнего Египта до XVI века, бусины были везде. Хочется, чтобы люди об этом узнали. Это диковинка, красивое, дорогое украшение. Стекло плавили на глиняном горне непосредственно в огне до жидкого состояния, и из него формировались бусины, температуру поднимали кузнечным мехом».
Прямо на площадке девушки добились на мастер-классе температуры в тысячу градусов. За счет того, что стекло у гостьи цветное, бусины получаются с геометрическим рисунком, точками, зигзагами и другими комбинациями. «Мы ездим по историческим мероприятиям по Крыму, по Вожскому пути, сотрудничаем именно с музеями в качестве обмена. С вашим музеем я давно работаю. Огромное спасибо ему за такую уникальную находку, нигде я такого больше не встречала. У меня был восторг, когда увидела необычную бусину в виде белой птички с носом. Она хранится в вашем музее. Бусин находят много, но аналогов этой птички нет! Фактически такой же раритет, как и слон. В Ставрополе как стекольная мастерская мы впервые, – рассказала Мария Шарова. – Я по образованию историк, защищала дипломную работу по новгородской, славянской одежде. Это дало толчок изучать не только моду того времени, но и стекло. Сегодня мы уже отдали десяток изготовленных вашими горожанами бусин. На индивидуальный мастер-класс – очередь, но сделать его массовым не получается, потому что сама работа очень сложная. Мастер взаимодействует непосредственно с одним человеком, не отвлекаясь. Вся команда нацелена на то, чтобы один человек сделал одну бусинку».
Не менее талантливая мастерица из Ставрополя Зульфия представила свои изделия из кожи в сувенирной лавке. Мастерскую она создала у себя дома 11 лет назад, ее изделия часто заказывают в Москву и Санкт-Петербург. Она шьет рюкзачки, сумки-планшетки, косметички, ремни, картхолдеры из итальянской кожи ручной прошивки, обложки на загранпаспорт, паспорт РФ с индивидуальной гравировкой инициалов, на события, для футбольных фанатов или винтажные, как были в СССР, а также спортивные и дорожные сумки, объемные шоперы. В ее творчестве особняком стоят изделия в стиле рок и панк. Зуля увлеченно говорит: «Рок – фореве! Я сама рокер, когда еду на фестивали, отвожу браслеты. Я поклонница групп «Ария», «Король и Шут». Есть у меня кожа коровы, козы, даже оленя. На каждое изделие подходит своя. Сумка должна быть из более крепкой кожи, ее обязательно нужно дублировать, например подклеить свиной подклад, чтобы она не потянулась. Из более толстой, ременной кожи шью портфели. Здесь уже ручной шов идет».
Дети должны знать историю города
Наверное, самым «громким» участником фестиваля был античный рапсод Антоний, ветер доносил его голос, усиленный микрофоном, во все уголки Татарского городища. Артист античного театра Антон Платонов открыл для ставропольцев тексты древнегреческой поэмы Гомера «Одиссея». Вместе со своей музой он использовал в выступлении реконструированные музыкальные инструменты: авлос, рамочный барабан, флейту, горн из настоящей морской раковины. Публика затаив дыхание слушала удивительный рассказ о путешествии Одиссея, о циклопах, лотофагах и киконах…
Среди зрителей были и ребята из «Братства православных следопытов». На фестивале они уже в третий раз. То и дело к руководителю регионального отделения по краю Ивану Еремину подходили мамы и просили записать их детей в ряды искателей. Он рассказал, что в крае шестой год по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла действуют три отряда – один в Михайловске при храме Святого Великомученика Артемия. И два – в краевом центре, при Владимирском соборе в микрорайоне Перспективный и в Преображенской церкви. В нашем городе в них занимается около 50 детей. «Наша задача – обучить ребят походной деятельности, оказанию первой помощи, то есть готовим и по линии МЧС, и в целом воцерковляем детей через хорошие дела, волонтерскую деятельность, – отметил Иван Валерьевич. – На фестивале для нас главное – изучение истории Ставрополя, потому что здесь есть и места паломнические, и остатки от храма, так называемая пещера монаха (в 2023 году директор краеведческого музея Николай Охонько приоткрыл нам тайну законсервированного классического православного храма времен крещения Алании Х века. – Авт.). Поскольку ребята православные, они должны знать эти места. В первую очередь это краеведческая задача. Во-вторых, вспомнить о племенах и народах, которые здесь жили и сегодня представлены на фестивале: скифы, сарматы, кобанцы, греки и другие. Получается своего рода открытый урок. Наши воспитанники, им от 8 до 16 лет, ходят в храмы, некоторые даже пономарствуют, есть чтицы. Поэтому ребята также проявляют себя и в церковной службе». Как коренной ставрополец, предводитель юных следопытов пожелал, чтобы каждый житель Ставрополя любил свой город и любовь эта проявлялась в заботе, чистоте: «Такие фестивали и проводятся, чтобы люди знали историю. Если мы будем ее сохранять, значит и город наш будет процветать. Без знания истории никакое государство, ни один город не продержатся долго».
Все гости праздника смогли в этот день найти для себя занятие по душе и интересно провести время. О том, что Ставрополь отметил День города в 2024 году негромко и по-семейному, без масштабных мероприятий и широких гуляний, мне рассказал на фестивале «Наследие степей и гор» глава города Иван Ульянченко: «Сегодня практически все горожане пришли семьями, много детей, это значит, что их тянет узнавать о прошлом города, то, как жили наши далекие-далекие предки, заселявшие территорию Татарского городища тысячи лет назад. Им это интересно, они хотят через мастер-классы сами попробовать, как делались предметы быта, обихода предков. Я увидел, что атмосфера, действительно, очень добрая, душевная. Семьи прогуливаются, никуда не торопятся. Кто-то на сене посидел, кто-то из лука пострелял. Другие в кибитке «покатались». Многие на экскурсию в лес сходили всей семьей. Дети своими ручками что-то мастерили. Спасибо всем гостям фестиваля за невероятные эмоции и прекрасное настроение в день рождения краевой столицы».
Фото Ольги МЕТЕЛКИНОЙ