Наука, в которой делают открытия с лопатой в руках | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Археолог Алексей Калмыков
Наука, в которой делают открытия с лопатой в руках

Наука, в которой делают открытия с лопатой в руках

14 августа 2024
16:02

В краевой столице открылась XII «Неделя археологии»

Я – историк по образованию, в свое время мне приходилось участвовать в раскопках во время студенческой археологической практики, проходившей около аланских христианских храмов X-XIII веков в поселке Нижний Архыз Карачаево-Черкесии. Тогда я понял, насколько интересной и захватывающей может быть наука археология. Для кого-то из моих однокурсников она стала профессией и жизненным выбором. Некоторых из них я увидел во внутреннем дворике государственного музея-заповедника в Ставрополе, где в среду состоялось открытие научно-популярной конференции XII «Неделя археологии».

Это ежегодное мероприятие проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в сотрудничестве с проектом «Открытые дни археологии» института археологии Российской академии наук. Цель конференции – постараться привлечь внимание и интерес к археологии не только у представителей научного сообщества, но и у более широких слоев населения.

На самом деле задача не самая простая при попытке соединить научное и популярное. Еще в студенческой юности я понял, что процесс раскопок очень тщательный и кропотливый, и спешка вместе с авантюризмом здесь не приветствуются. Хотя последнее все-таки должно присутствовать в разумных объемах.

Ставрополье и другие регионы Северного Кавказа скрывают в глубине своих недр великое множество тайн, которые еще предстоит открыть. Да и те, завеса над которыми уже приоткрылась, требуют серьезного изучения. Это небыстрый процесс, что и подчеркивает название конференции, где определение «научная» все-таки стоит на первом месте.

 

Многоуровневая наука

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился директор Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве заслуженный работник культуры РФ Николай Охонько.

– Хочу сказать, что данная тема стала сегодня весьма популярной, – подчеркнул в начале своего выступления Николай Анатольевич. – Такие археологические недели в последнее время стали проводить многие музеи и другие научные учреждения. Но все-таки мы были первыми, и данное мероприятие уже двенадцатое по счету из организованных нами. Знаковым моментом служит для нас участие Президентского фонда культурных инициатив, при поддержке которого проводится научно-популярная конференция. Год назад мы начали сотрудничество с институтом археологии Российской академии наук, и проводим форум в содружестве с его проектом «Открытые дни археологии». Все это, конечно, повышает уровень мероприятия.
Приветственное слово Николая Охонько

Николай Охонько акцентировал внимание аудитории на большом значении археологии, процитировав ее определение из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, изданного в Российской империи в конце XIX – начале XX века. Директор музея, в частности, отметил такие относимые тогда к археологии вспомогательные научные дисциплины, как палеография, дипломатика, сфрагистика, геральдика, нумизматика, глиптология, метрология и целый ряд других. Раньше на археологию смотрели как на отрасль исторической науки, изучающей прошлое человечества по вещественным источникам. То есть гораздо шире, чем по нынешнему определению.

Как отметил Николай Охонько, те, кто посвятил себя археологии, проходят сложный путь и выполняют огромное количество самых разнообразных функций, одновременно являясь не только серьезными учеными и «двигателями» науки, но и чернорабочими.

Участников научно-популярной конференции поприветствовал также председатель общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края Владимир Лычагин, пожелавший интересной и плодотворной работы. А заведующая отделом археологии музея-заповедника Светлана Кравцова сделала короткой обзор заявленных выступлений.

 

Амулеты и талисманы

Старший научный сотрудник отдела археологии Института истории и археологии РСО-Алания Сергей Бурков посвятил свой доклад, проходивший в режиме видео-конференц-связи, амулетам и талисманам из «египетского фаянса» в контексте религиозно-магических погребальных практик у населения Северного Кавказа.

Автор дал определение этим предметам и объяснил, почему термин «египетский фаянс» следует считать условным. Он рассказал о химическом составе, технологии изготовления, хронологии таких предметов, путях их проникновения на Кавказ. Хронологически такие предметы бытовали с периода ранней античности до раннего средневековья. По форме они представлены в виде египетских богов, скарабеев, фигурок животных, кисти руки, сердца и во многих других формах. Сергей Борисович перечислил археологические памятники на Ставрополье, где найдены фигуры из «египетского фаянса». Это могильники Клин-Яр в Мокрой Балке, Корсунский склеп, а также курганный могильник «Айгурский 2».

 

Исследования ученого-сокурсника

Археолог и независимый исследователь Алексей Калмыков, с которым я в свое время учился на одном курсе, посвятил жизнь этой интересной науке. Он и рассказал о постаментах для фигурок бронзового века в Предкавказье. Автор объемного доклада подчеркнул, что в наших степях наряду с «пустыми» миниатюрными обожженными глиняными кузовками четырехугольной формы, встречаются и их сырцовые аналоги с невысокими бортиками. Один из них содержал три плоские антропоморфные фигурки. Кроме того, набор из трех антропоморфных фигурок покрывала глиняная воронка. В одной из катакомб внутри входного колодца находилась деревянная рама, в которой лежал череп быка. От ее борта на погребальном полу в камере проложили две канавки под колеса «символической погребальной повозки». В камере находились и останки человека.

Интересно, что на Северном Кавказе открыта серия алебастровых женских статуэток в форме конуса на четырехугольном постаменте. По мнению ряда исследователей, эти фигурки составляли особое погребальное приданное. В погребениях выявлено несколько комплектов алебастровых статуэток, различавшихся размерами и орнаментом. Если, в основном, они монолитные, где цилиндр и постамент составляли одно целое, то у глиняного экземпляра из могильника Каррас-1 цилиндрическая фигурка закреплялась в глиняном кузовке, перекрытом горизонтальной площадкой. От изголовья фигурки струйчатый елочный узор словно «стекает» на поверхность горизонтальной площадки, слегка утопленной в края бортиков самого постамента.

Рассмотренные культовые изделия связаны с памятниками северокавказской и степной катакомбной культур бронзового века. По-видимому, они относились к семейным оберегам, изготовленным из алебастра или глины, и из древесины. Об этом косвенно свидетельствует то, что в погребении находилась одна фигурка, а не их набор. Вероятно, кузовок-постамент представлялся своего рода символическим средством перемещения в потустороннем мире.

 

Суеверия и утилитарное использование каменных изваяний

Еще один археолог и независимый исследователь из Ставрополя Константин Колесниченко рассказал об отношении наших современников к средневековым каменным изваяниям. По мнению докладчика, оно бывает положительным, отрицательным или практичным. Последнее у людей выражается в использовании памятника, например, как надежной опоры. Константин Борисович отметил, что изваяние в селе Новая Кугульта долгое время использовалось в качестве сваи моста. Автор перечислил случаи, когда жители воспринимали каменные изваяния покровителями местности и отказывались отдавать памятники, опасаясь различных бедствий. В то же время отмечались и случаи, когда жители разбивали изваяния или требовали от соседей убрать их подальше, воспринимая фигуры, как предзнаменование несчастий.

Далее выступил Николай Тихонов – доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук из академического поселка Буково под Нижним Архызом (того самого места, где я студентом проходил археологическую практику). Он рассказал об исследованиях двух памятников, описанных в работах выдающегося советского ученого-археолога Татьяны Минаевой – Токмак-Кая и балке Крейда. Николай Александрович показал, что в опубликованных Татьяной Максимовной работах изображения тамг – родовых знаков – не достаточно полно и четко отражены. Автор продемонстрировал большое количество сделанных им фотографий изображений на стенах могильника Токмак-кая и развенчанного могильника Крейда. По мнению докладчика, каверны, то есть полости в скалах балки, здесь не следует считать скальными могильниками, поскольку они образовались в результате обрушения конкреций – минеральных образований в осадочных породах.

Юлия Смирнова открыла выставку «По ту сторону детства»

Заместитель директора Станции детского и юношеского туризма и экскурсий имени Виталия Федорова из села Кочубеевского Юлия Смирнова рассказала об опыте реконструкции курильниц с шипами и моделей кибиток из погребений катакомбной археологической культуры средней бронзы.

Завершился первый день работы конференции открытием авторской выставки Юлии Смирновой «По ту сторону детства». Замечательная экспозиция проиллюстрировала все известные на сегодняшний день реконструированные модели колыбелей, кибиток, повозок и некоторое количество курильниц, которые сопровождают детские погребения степной зоны Северного Причерноморья.

Научно-популярная конференция XII «Неделя археологии» будет работать в Ставрополе до 18 августа, и мы о ней еще обязательно расскажем.

Фото автора и Ставропольского государственного музея-заповедника

Читайте также

Самый главный праздник

Но торжественные мероприятия проходили не только в центре. Праздник расплескался по всем уголкам города. Одним из главных центров притяжения 9 Мая стала Владимирская площадь. Здесь работало множество творческих площадок, мастер-классов по изготовлению маскировочных сетей, сухого душа и других необходимых бойцам вещей. Можно было написать письма нашим защитникам, нарисовать для них рисунки. А внутри музея «Россия – моя история» была развернута целая творческая лаборатория, где дети могли проявить себя как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве. Панно с изображением солдата России создавали всем миром. И каждый вносил в это художественное полотно свои штрихи. И что интересно – в этой картине не возникало сумбура и не ощущалось эклектики. Наверное, потому, что юные художники творили ее от души...

12 мая

В Доме офицеров  теперь есть свой музей

Начальник гарнизонного Дома офицеров полковник Александр Филипенко говорит, что экспозиция собиралась более пяти лет и, естественно, будет собираться дальше.  Этому обещали поспособствовать и присутствовавшие на церемонии открытия представители командного состава 49-й общевойсковой армии полковник Сергей Леонов и генерал-майор Дмитрий Усков (начальник штаба армии). Они разрезали красную ленточку и сказали добрые слова в адрес тех, кто собирал экспозицию. Мол, такая работа очень важна – школьники, которым еще предстоит служить в армии, и молодые солдаты в этом музее знакомятся со славной историей военного  округа. Да и вообще с историей.

12 мая

«Солдатский конверт». Послесловие

В этом особая притягательность и ценность фестиваля «Солдатский конверт» – он остаётся в душах, он становится частью жизни... Его ждут, хотят сюда вернуться... И ведь возвращаются – фестиваль патриотической песни в Ставрополе дарит участникам прошлых лет возможность вновь приехать в наш город и выступить для нашей публики. И ребята с удовольствием откликаются – более того, они, уезжая, ждут новой встречи – ровно через год перед Днём Победы (почти, как «в шесть часов вечера после войны»). А сколько радости, когда эта встреча вновь случается... Вот, например, Игнат Марочек уже шестой год подряд отмечает в Ставрополе свой день рождения... Родные на далеком и пока ещё заснеженном Ямале за здоровье Игната поднимают бокал, а он здесь – в нашем во всех смыслах теплом крае  радует ставропольцев своим прекрасным исполнением, заставляя зал замирать и подниматься в едином порыве... Так было на каждом выездном концерте, где Игнат Марочек исполнил песню «Встанем»...

12 мая

История от героев былых времен до наших современников

Музей – это частичка истории, а историю создают люди. От имени ветеранов училища выступил Виктор Москаленко. Он напомнил, что благодаря авиаторам многие артефакты удалось сохранить после того, как одно из лучших лётных училищ Советского Союза и России было закрыто, а его музей канул в Лету. Одни экспонаты, к сожалению, попали на свалку, другие пытались сохранять всеми способами, и теперь они представлены в музее. «Благодаря руководству СПКУ музей состоялся, он должен расширяться и иметь в запасниках дополнительные артефакты. Чтобы не приедались выставочные материалы, должна быть их периодическая смена.

12 мая