21 июля Русская Православная Церковь чтит один из самых знаковых своих символов.
В этот день, соответствующий 8 июля по принятому в РПЦ старому, юлианскому календарю, празднуется День иконы Казанской Божией Матери. Его более точное название – явление или обретение иконы Пресвятой Богородицы по граде Казани. Это случилось в 1579 году, через 27 лет после покорения столицы Казанского ханства молодым русским царем Иваном IV Грозным.
Предшествующие события
Присоединение к Московскому царству Казанского ханства стало важнейшим этапом в расширении границ страны на восток. Вскоре в состав государства вошло все Среднее Поволжье, а также Астраханское и Сибирское ханства. Именно после этого Русь стала многонациональной державой, потому что, кроме татар, в ее состав вошли башкиры, удмурты, марийцы, чуваши и многие другие народы.
Вполне логично, что Иван IV учредил Казанскую православную епархию и начал успешно распространять на вновь присоединенных территориях христианство. Это встречало естественное и довольно сильное сопротивление местных мусульман и их религиозных лидеров. Страшный пожар 1579 года (вполне возможно, как раз и организованный непримиримыми местными жителями), истребивший половину Казанского кремля вместе с прилегавшей частью города, как ни странно, дал и некоторый импульс к смягчению противостояния. Многие исповедовавшие ислам жители Казани расценили эту трагедию как гнев «русского Бога». И как раз в это время произошло, может быть, ключевое событие для укрепления здесь православия. В 1579 году жителям города была, если говорить церковным слогом, «явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери», которая получила по этому случаю наименование Казанской.
Обретение чудотворной иконы
За прошедшие с момента явления иконы четыре с половиной сотни лет эта история пересказывается более-менее одинаково, сохраняя, конечно, характер легенды. В центре события девятилетняя дочь казанского стрельца – Матрона. Ее отец, по фамилии Онучин, решил построить для своей семьи новый дом прямо на месте пожара. Накануне девочке во сне явилась Матерь Божия и повелела сообщить, что нужно извлечь из земли ее образ, точно указав на пепелище место, где копать. Поначалу к словам ребенка никто не прислушался, и Богородица явилась к ней во второй раз, а затем и в третий. Именно тогда девочка смогла лицезреть в сновидении саму икону и услышать исходящий от нее грозный голос: «Если не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Только после этого мама испуганной девочки отвела Матрону к архиепископу Иеремии и к казанским воеводам, но опять никто словам ребенка не поверил.
И вот 8 июля 1579 года, или 21-го числа по новому стилю, мать вместе с помощниками стала рыть на том месте, куда указала девочка. Но явление произошло, только когда сама маленькая Матрона взялась за заступ и стала копать около печи. Именно в этот момент из-под земли и появилась завернутая в ветхую суконную ткань икона Богоматери. Лик Божией Матери был настолько ясный, что будто бы только что вышел из-под кисти создавшего икону мастера. Кроме того, образ нисколько не пострадал от недавно бушевавшего вокруг огня. Как только весть о событии распространилась, архиепископ вместе с градоначальниками торжественным Крестным ходом пришли на место чудесного явления иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, а после совершенного молебна – в Благовещенский собор Казани.
Все эти события, связанные с явлением и перенесением образа Богоматери, описал священник Никольской церкви Ермолай, впоследствии ставший митрополитом Казанским, а позже и Патриархом Московским под именем Ермоген (Гермоген). Он мученически пострадал за православную веру в Смутное время начала XVII века. Им же были засвидетельствованы и первые чудеса с исцелением слепых людей, свершившиеся благодаря чудодейственному образу. Неоднократно отмечалась особая милость Богоматери через Казанский образ к «страждущим глазами» верующим.
Историческая миссия
На месте явления иконы в Казани по указу Ивана IV был построен Богородицкий девичий монастырь, а первой его монахиней как раз и стала та самая девочка Матрона, принявшая имя Мавра. После такого удивительного общения с Богоматерью мирская жизнь была для нее закрыта.
Именно в Смутное время чудесный образ обрел свою первую славу. Тогда казанский отряд, отправившийся в 1611 году в народное ополчение князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, взял с собой список с иконы. Он находился в войске вплоть до 22 октября 1612-го, когда Москва была освобождена от польских и литовских интервентов. Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович в память об этом судьбоносном для России событии установил празднование Казанской иконы Божией Матери два раза в год. В традиции Русской Православной Церкви это происходит до сих пор: 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября). Последняя дата как раз совпадает с общероссийским государственным праздником – Днем народного единства.
С Казанской иконой Божией Матери так или иначе связаны имена всех монархов династии Романовых. Многие важные события в своей и государственной жизни они начинали с молитвы перед этой святыней. В Богородицкий девичий монастырь за многовековую историю его существования непременно направлялись все царствующие особы при их посещении Казани. Список с иконы находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы. В 1768 году императрица Екатерина II Великая украсила оклад Казанской иконы Богородицы, находящейся в обители, своей бриллиантовой короной. Возможно, через шесть лет именно этот образ помог отстоять почти что взятый город во время Пугачевского бунта. Михаил Кутузов собственноручно вынес копию иконы из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель, когда в конце августа 1812 года русские войска оставляли Москву. Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победы в той первой Отечественной войне.
Похищение, легенды и день сегодняшний
В ночь на 29 июня (12 июля по новому стилю) 1904 года из Богородицкого девичьего монастыря Казани икона была украдена вместе с образом Спасителя в ризах, украшенных драгоценностями на колоссальную сумму – до тогдашних 100 тысяч рублей. Преступников нашли, ими оказались крестьянин 28 лет от роду Варфоломей Чайкин по кличке Стоян и его сообщники. Следственные действия показали, что иконы были сожжены в квартире главного бандита. Однако впоследствии возникало немало версий, согласно одной из них, икона не была уничтожена, а за огромную сумму перепродана старообрядцам. Главного злодея приговорили к 12 годам каторги, и в 1916 году он умер в Шлиссельбургской крепости Санкт-Петербурга. Некоторые версии даже мистически связывают данный факт утраты иконы с началом событий 1905-1907 годов, едва не поставивших крест на Российской империи.
В художественной литературе все это талантливо, но, конечно, с большой долей выдумки описано в романе «По остывшим следам» современного нижегородского беллетриста Николая Свечина (псевдоним Николая Инкина), пишущего в жанре ретродетектива. В романе расследованием занимается харизматичный сыщик Алексей Лыков. Книга интересная, особенно учитывая тот факт, что писатель очень тщательно подходит к историческим деталям. Но все-таки это яркая фантазия в чистом виде.
А вот что подтверждено историческими фактами: во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года перед наступлением Красной Армии под Москвой самолет со списком Казанской иконы Божией Матери облетел столицу. Многие верующие люди считают, что разгром нацистов под столицей нашей Родины стал очередным великим чудом, явленным молитвами и заступничеством Богоматери.
Казанская икона – одна из самых почитаемых в России. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у нее огромное количество списков или точных копий, которые верующие люди также считают чудотворными. Службы в день почитания образа Богородицы Казанской отличаются от обычных. Накануне праздника в храмах совершают всенощное бдение, то есть особое длительное богослужение. В этот день, уже после литургии, перед иконой поют гимны и читают молитвы. Священники облачаются в голубые «богородичные» одежды и вместе с верующими молятся перед святыней. Если храм посвящен этой иконе, а такие есть во всех без исключения епархиях Русской Православной Церкви, в том числе и у нас в Ставрополе, то вокруг него совершается Крестный ход. Несмотря на описанную выше печальную историю исчезновения оригинального образа, все православные его чтут, а списки Казанской иконы Божией Матери есть практически в каждом храме.
Как я уже отметил, Казанская икона Богородицы считается в России одним из самых почитаемых образов Царицы Небесной. Ей молятся об излечении любых телесных болезней, а особенно часто, как уже упоминалось выше, просят помощи в лечении болезней глаз. К лику Богородицы обращаются с просьбой о духовном прозрении, в том числе о поиске правильного пути в жизни и о помощи в выборе верного решения в сложной ситуации. Верующие ищут у заступницы мира и согласия в семье, а также поддержки в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами. Нередко люди просят и решения сложной ситуации на работе, в том числе при конфликтах с коллегами и начальством. Казанской иконой благословляют молодых на вступление в брак. И конечно, что предопределила сама славная история образа, он помогает тем, кто служит в армии или иным способом защищает Родину от нападений врагов. Неслучайно лик Богородицы часто можно увидеть на шевронах одежды бойцов специальной военной операции. Ведь, как справедливо говорится: на войне неверующих не бывает. И дай Бог, чтобы светлый образ в очередной раз поспособствовал приближению нашей долгожданной победы!
Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
и Ставропольской митрополии